Методические рекомендации на тему «Система работы с участниками олимпиады по физической культуре» (7–11 классы)

6
0
Материал опубликован 10 March

Парфенова Анна Сергеевна,

учитель физической культуры

МБОУ «Устьвашская средняя

общеобразовательная школа»


 

«Система работы с участниками олимпиады

по физической культуре»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из форм организации физического воспитания школьников является проведение олимпиад по физической культуре, в которых школьники принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания и умения в области физической культуры и спорта.

Основные цели и задачи олимпиад - повышение интереса обучающихся к углублённому изучению предмета, выявление уровня овладения обучающимися необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры, пропаганда здорового образа жизни.

Олимпиада – это одна из общепринятых форм работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших обучающихся.

Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей.

Олимпиада по физической культуре представляет собой две группы заданий – практические и теоретико-методические. И если практическая часть заданий в основном соответствует базовой части программы по разделам: гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, то теоретическая требует углублённого изучения раздела знаний по предмету.

 

ИПМ-1. Теоретико-методическая подготовка

В связи с тем, что теоретико-методический раздел содержит очень разнообразные вопросы, которые отличаются и значительно превосходят по объёму знания, необходимые для урока, у меня, как учителя, возникла необходимость собрать и систематизировать материал по разделам (раскрыть теоретический вопрос и подобрать тесты по теме для закрепления материала).

Школьный этап олимпиады включает в себя теоретический раздел. Обучающиеся знают об этом. Чаще всего это самостоятельная подготовка.

К сожалению, в последние годы учителя сталкиваются с проблемой, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно. Моя задача – научить, убедить и заинтересовать физически подготовленного ученика в необходимости добывать знания с помощью учебников, методической литературы, интернета. Те обучающиеся, которые, действительно, заинтересованы показать наилучший результат, выйти не только на муниципальный этап, но и на региональный, начинают подготовку в начале учебного года.

Теоретическая подготовка – это очень трудоёмкий и очень интересный процесс, как для педагога, так и для ученика. Но, когда пройден школьный этап и обучающийся понимает, что первый шаг сделан, он справился, практически самостоятельно, интерес к изучению теории по физической культуре повышается.

После подведения итогов школьного этапа начинается практически ежедневная подготовка к муниципальному и уже региональному этапам (с понедельника по пятницу – консультации в школе, в выходные – самостоятельная подготовка), которая включает в себя:

- Составление словаря терминов (все понятия записываем в тетрадь, разбираем на примерах, учим).

- Работа с учебником. Школа работает по УМК В.И. Ляха. Обучающиеся в выходные читают параграфы учебника, если возникают вопросы, в понедельник на консультации разбираем.

- Изучение материала по разделам: изучив новый раздел, закрепляем тестом.

- Прорешивание тестов на бумажных носителях, онлайн-тестов, цель которых - научить детей размышлять, а не механически заучивать правильные ответы.

- Использование тренажёров в парах. Тренажёры делаю вручную, чаще всего прямо на консультации – пока ребята изучают какой-либо материал или по вопросам, которые плохо запомнили, заготовки делаю дома заранее.

- Изучение актуального вопроса, например, сдача норм ГТО.

- Изучение терминологии, например, исходные положения и их графическое изображение.

- Подготовка индивидуального вопроса и выступление с ним перед олимпиадниками.

При подготовке к теоретическому блоку стараюсь научить детей логически мыслить. Понятно, что определения и даты нужно знать, но большинство вопросов можно решить, казалось бы, не зная правильного ответа.

В каникулярный период проводятся онлайн-консультации с использованием сети интернет (в Контакте, через скайп).

Материалы, раскрывающие основы знаний по физической культуре, тесно связаны с учебными дисциплинами гуманитарного характера (история, МХК) и естественно-научного (биология, химия, физика, математика), что вызывает ещё больший интерес при подготовке по теоретико-методическому направлению.

В своей работе использую методическую литературу из раздела «Организация и проведение олимпиад», методические журналы «Физическая культура в школе», «Спорт в школе», «Физическая культура. Всё для учителя».

Для закрепления теоретического материала в просторах интернета предлагается большой выбор дистанционных олимпиад.

С 2014 года мы активно принимаем участие в международном конкурсе-игре по физической культуре «Орлёнок», который включает в себя вопросы по разным темам: здоровье и ЗОЖ, спортивный теоретик, спортивный практик, из истории спорта и Олимпийского движения.

https://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-fizicheskoy-kulture-orlnok_2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023

А так же:

https://infourok.ru/konkurs

https://kotofeyy.ru

https://mega-talant.com/calendar

https://solncesvet.ru/olimpiada/po-predmetam/

http://олимпиады-снежный-барс.рф/?mode=contests&type=olymp

http://distolimp.bspu.ru/template/guest/olimp/index.php?id=589

Хочется отметить, что новые олимпиады и конкурсы ребята находят сами, предлагают и мы принимаем участие. Наш девиз при участии в таких олимпиадах звучит так: «Стань дистанционным спортсменом».

 

ИПМ-2. Практическая подготовка

Традиционно программа практического тура конкурсных испытаний муниципального и регионального этапов включает в себя выполнение упражнений из разделов школьной программы: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры. Но, какие испытания ждут ребят, мы узнаём за 3-5 дней, хотя подготовка начинается уже в октябре, когда пройдет школьный этап.

Проанализировав работу прошлых лет, можно сделать вывод, что более успешно выступают ребята, которые занимаются не конкретным видом спорта, а всесторонне развиты.

Чтобы содержание и направленность тренировочного процесса были успешны, нужно составить план подготовки. В первую очередь необходимо:

- выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности каждого ребенка;

- составить комплекс упражнений для устранения физических и технических недостатков;

- проанализировать задания олимпиады практического тура прошлых лет;

- довести до совершенства знакомые элементы и разучить новые, которые могут быть включены в программу испытаний (по заданиям прошлых лет).

Подготовка к практическому этапу проводится ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Тренировки проводятся через уроки, через секционные занятия, самостоятельно, через индивидуальные и групповые консультации.

Когда мы получаем конкретные задания по олимпиаде муниципального или регионального этапа, легче продолжать подготовку. Благодаря работе по заранее спланированному плану основные элементы, как правило, разучены, остаётся доработать до «автоматизма».

На муниципальном этапе принимают участие ученики с 7 класса. Тренировки проводятся вместе с 9-11 классами, чтобы менее опытные семиклассники смотрели на старших, более опытных товарищей, учились у них. Бывает, ребята подходят с каким-то вопросом не к учителю, а к одиннадцатикласснику, который уже 5 лет принимает участие в олимпиадах разного уровня.

Задача учителя – не только поэтапно изучить, повторить и совершенствовать элементы, задания, навыки, но и замотивировать ученика на положительный результат. Не обязательно в 7 классе быть победителем муниципального этапа, надо попробовать свои силы, посмотреть, как выполняют задания другие, показать себя, проанализировать свою работу, просто получить удовольствие от ежедневных занятий в кругу единомышленников, от общения, от того, что научился чему-то новому. Тогда поражение не будет трагедией, а победа даст толчок для новых достижений.

Ежедневные тренировки по гимнастике, спортивным играм и лёгкой атлетике позволяют олимпийцам улучшить свои физические показатели, овладеть технически сложными элементами, показывать стабильно высокие результаты на олимпиадах муниципального этапа уже несколько лет подряд, на региональном – пять лет.

Анализ участия в олимпиадах прошлых лет показал, что процесс подготовки проходит более эффективно, если разработать и реализовать план, главную роль в котором играет пункт о выявлении сильных и слабых сторон физической и технической подготовленности каждого ребенка, а также систематизированы содержание и направленность средств физической и технической подготовки.

 

ИПМ-3. Психологическая подготовка

Обязательно после каждого этапа олимпиады мы собираемся и анализируем ответы и практическое выполнение заданий. К сожалению, бывает так, что при подготовке всё получалось, всё знали, умели, а увидели вопросы, начался практический тур – растерялись, разволновались. При подготовке важную роль играет психологический вопрос.

С олимпиадниками работает психолог, проводит психологические тесты, которые помогают выявить слабые стороны ученика. Полученная информация обрабатывается школьным специалистом, обсуждается со мной, если выявляются проблемы – ведется индивидуальная работа.

 

ИПМ-4. Обобщение опыта по теме

В марте 2014 года в рамках МТО (Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы) с обобщением опыта по теме «Подготовка детей к олимпиаде по физической культуре регионального и всероссийского этапов» выступила коллега из Мезенского района. Нашему вниманию была представлена информация об участии школьников на региональной и всероссийской олимпиаде, методика подготовки к теоретическому туру.

На тот момент мои ученики являлись победителями и призёрами муниципального этапа, но хотелось стать участниками регионального. Подкорректировав свой план работы, который был представлен выше, мы, действительно улучшили свои результаты и с 2016 года выезжаем на региональный этап, становимся призёрами.

В январе 2017 года в рамках РМО я сама поделилась опытом, наработками, большинство коллег заинтересовались информацией.

С 2018 года в рамках РМО ведется обсуждение данного вопроса. Результатом работы стали итоги муниципального этапа и не только мои ученики, но и коллег из Лешуконской школы, набирали баллы для выхода на региональный этап и приглашались в Архангельск.

 

Выводы

Прошла олимпиада и что же? Закончились тренировки и до сентября отдых? В нашем случае нет. Ребята участвуют в дистанционных олимпиадах, чтобы систематизировать теоретические знания, так же продолжают заниматься спортом: кто играет в спортивные игры, кто занимается в тренажёрном зале, кто бегает вечерами. Я смотрю на своих юных олимпийцев и радуюсь! Да, есть ещё над чем работать, хотя результат уже виден. Очень хочется стать участниками заключительного этапа олимпиады по физической культуре. Это желание не только педагога, но и детей.

Для педагога очень важный момент, когда твои выпускники, еще вчерашние школьники, выбирают пусть, связанный со спортом и физической культурой. У меня уже есть выпускница САФУ – Шишова Ксения (она была призером регионального этапа), выпускница школы прошлого учебного года Лешукова Татьяна – сейчас студентка педколлежда (участница регионального этапа), выпускник школы 2023 года (призёр регионального этапа трижды) поступил в педколледж на учителя физической культуры хочет прийти ко мне на практику.

Результаты олимпиады школьников, увеличение её массовости и популярности свидетельствуют о том, что она способна быть мощным стимулирующим фактором вовлечения школьников к регулярным самостоятельным занятиям, эффективно формировать стремление к здоровому образу жизни, значительно повысить теоретические знания в области физической культуры и спорта.

 

Список литературы

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре: тесты с ответами / отв. за вып. Е.К.Танасейчук. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2016.

Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М.: Глобус, 2008.

Олимпиада по предмету «Физическая культура». Методическое пособие. /Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А Красников – Москва: Физическая культура, 2005.

Предметные олимпиады. 7-11 классы. Физическая культура/ авт.-сост. А.А.Никифоров, Н.С. Середа. – Волгоград: Учитель, 2015.

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е издание, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012.

Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2012.

Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014.

Физическая культура. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014.

Физическая культура: Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.

Физическая культура. Школьные олимпиады. 9 – 11 классы.: Методическое пособие /авт.-сост.: А.П. Матвеев, А.А. Красников, А.Б. Лагутин. – Москва: Дрофа, 2002.

Физическая культура. 9 – 11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания /авт.-сост.:  А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации