Сказ о том, как простые предметы пособиями становятся и ребятам помогают...
Сказ о том, как простые предметы пособиями становятся и детям помогают…
Баронова Вероника Вячеславовна,
Учитель-логопед ГБОУ Школа №1482 г. Москвы. Дошкольные группы
Краткая аннотация. Самые простые предметы могут помочь педагогам и родителям в развитии фонематического слуха и восприятия дошкольников с ОНР и без речевых проблем.
Необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе является не столько правильное произношение всех звуков родного языка, как часто считают родители, сколько достаточно сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие. Под фонематическим слухом понимается способность слышать отдельные звуки (фонемы) родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковую структуру слова, т.е. их порядок в слове. Для чего ребенку нужен хороший фонематический слух и фонематическое восприятие? Их правильное развитие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, артикуляции и дикции, слоговой структуры слов. Без сформированного фонематического восприятия невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза, которые служат основой существующей сегодня в школе методики обучения чтению. Он необходим и для выработки орфографического навыка, так как в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой. Овладение многими правилами зависит от умения различать звуки, четко анализировать звуковой состав слов. Часто ребенок с недостаточным развитием фонематического слуха и восприятия, приступая к обучению грамоте, испытывает затруднения в звуко - буквенном анализе, а затем, по мере прохождения правил грамматики и правописания, он не может их усвоить.
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких специфических ошибок при овладении письменной речью, т.е. к дисграфии.
Поэтому в добуквенный или параллельный знакомству с буквами период обучения грамоте будущий школьник должен научиться отличать гласные звуки от согласных, различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие согласные. Если ребенок недостаточно различает твердые и мягкие согласные звуки в устной речи, то он не сможет усвоить правила правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия. Традиционно гласные звуки обозначают красным, твердые согласные синим, а мягкие – зеленым цветом.
Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, то лучше всего учить различать твердые и мягкие согласные в игровых упражнениях с помощью пособий. В «арсенале» учебно – игровых средств учителя-логопеда и воспитателя имеется ряд пособий, используя которые, можно научить детей отличать гласные от согласных, а также определять мягкость – твердость согласных звуков. Это знакомые всем «Звуковые домики», «Почтовые ящики», «Паровозик».
Однако можно использовать не только специально изготовленные пособия, но и обычные предметы, которые уже имеются в каждом доме и которые легко приобрести в любом магазине. Это особенно важно для родителей, не всегда готовых тратить время на изготовление учебно –игровых средств и часто задающих вопрос: «А как же заниматься дома, если нет подходящих игрушек и пособий?». Самые обычные вещи могут стать занимательными обучающими игрушками. Например, коврики для сушки посуды красного, синего и зеленого цветов (см.фото).
Игра «Коврики».
Вариант 1.
Цель: Научить определять наличие первого гласного звука в слове.
Ход игры: На столе или полу раскладывают коврики синего и красного цвета. Раздают картинки. Дети находят только те картинки, в названии которых первый звук гласный, и кладут их на красный коврик.
Вариант 2.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: Раскладывают синий и зеленый коврики. Раздают предметные картинки, в названии которых парные по твердости – мягкости звуки (например, п-пь, т-ть, н-нь и др.). На зеленый коврик кладут картинки с мягким, а на синий – с твердым согласным звуком. Например, на зеленый коврик положили картинки со звуком РЬ (курица, грибы), а на синий – со звуком Р(карандаш, рыбы).
Фото 1
Фото 2.
Игра «Молоточки»
Предмет: пластиковые звучащие молоточки.
Фото 3.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки, определять количество слогов в слове.
Ход игры: Детям раздают предметные картинки. Предлагается определить, мягкий звук в слове или твердый. Затем отстучать молоточком количество слогов таким образом: зеленой половинкой, если звук мягкий, синей, если звук твердый. Например, в слове «пальма» мягкий звук ЛЬ и два слога, поэтому надо постучать зеленой половинкой молоточка два раза. А в слове «ласточка» твердый звук Л и три слога, поэтому надо постучать синей половинкой молоточка три раза.
Фото 4
Игра «Конверты для Незнайки»
Предмет: пластиковые папки на кнопке синего и зеленого цветов.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: Детям раздают предметные картинки и предлагают их разложить по конвертам таким образом: в синий с твердым, а в зеленый - с мягким звуком.
Фото 5
Игра «Стаканчики»
Предмет: пластиковые стаканчики синего, зеленого и красного цвета.
Фото 6.
Вариант 1. Цель: Учить отличать согласные от гласных.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синий и красный стаканчики. Дети должны отобрать картинки, которые начинаются с гласного звука, и положить в красный стаканчик, а те, что начинаются с согласного – в синий.
Вариант 2. Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синий и зеленый стаканчики. Дети должны отобрать картинки, в названии которых твердый звук, и положить в синий стаканчик, а те, в названии которых мягкий звук – в зеленый. Можно использовать мелкие пластиковые фигурки.
Игра «Магниты»
Предмет: магниты пластиковые синего, зеленого цветов; фигурные: стрекозы, бабочки и т.д...
Фото 7.
Фото 8.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: На магнитной доске магнитами синего цвета закрепляются картинки, в названии которых твердый звук, а зелеными – с мягким звуком. Например, картинки «корзина», «газета» закрепляют с помощью зеленых стрекоз, а картинки «береза», «ваза» - с помощью синих.
Фото 9.
Игра «Прищепки»
Предмет: бельевые прищепки синего, зеленого, красного цветов.
Вариант 1. Ход игры: Из всех предложенных картинок надо выбрать те, в названии которых первый звук – гласный.
Фото 10.
Вариант 2. Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить навык определения количества слогов в слове.
Ход игры: Детям предлагают определить, мягкий или твердый звук в названии картинки и прикрепить к картинке столько прищепок подходящего цвета, сколько слогов в слове.
Фото 11.
Фото 12.
Игра «Корзинки»
Предмет: корзиночки для сухих продуктов синего и зеленого цветов.
Фото 13.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки в словах.
Ход игры: Предлагается разложить картинки по двум корзинкам: с мягким звуком – в зеленую, с твердым – в синюю. Например, в зеленую корзинку собирают картинки со звуком СЬ (апельсин), а в синюю со звуком С (сапоги, сумка, санки).
Фото 14.
Фото 15
Игра «Разноцветные резиночки»
Предмет: резинки для волос синего и зеленого цветов, которые как браслеты можно надеть на руку.
Фото 16.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: Дети разбирают резинки синего и зеленого цветов, надевают их на руку, разделяясь, таким образом, на две команды по цвету резинок. Команда с зелеными резинками подбирает картинки с мягким, а с синими резинками – с твердым согласным звуком. Например, команда с зелеными браслетами собирает картинки со звуком РЬ, с синими – со звуком Р(или любые другие парные по твердости – мягкости звуки).
Фото 17.
Игра «Коробочки»
Предмет: пластиковые контейнеры для микроволновой печи.
Вариант 1. Цель: Учить отличать согласные звуки от гласных.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синяя и красная коробочки. Дети должны отобрать картинки, которые начинаются с гласного звука, и положить в красную коробочку, а те, что начинаются с согласного – в синюю.
Вариант 2. Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синяя и зеленая коробочки. Дети должны отобрать картинки, в названии которых твердый звук, и положить в синюю коробочку, а те, в названии которых мягкий звук – в зеленую. Можно использовать мелкие пластиковые фигурки.
Игра «Помоги Золушке»
Предмет: пластиковые сита для песочницы синего, зеленого, красного цветов.
Фото 18.
Вариант 1. Цель: Научить отличать гласные звуки от согласных.
Ход игры.
Логопед: Злая мачеха, прежде чем уехать на бал, дала Золушке задание. Давайте поможем выполнить его. Положите в красное сито картинки с гласным, а в синее – с согласным звуком.
Вариант 2. Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры.
Логопед: Мачеха перемешала картинки. Давайте поможем Золушке разобрать их, положив в синее сито слова с твердым, а в зеленое – с мягким звуком.
Фото 19.
Игра «Салфетницы»
Предмет: пластиковые салфетницы синего и зеленого цвета.
Фото 20.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синяя и зеленая салфетницы. Дети должны отобрать картинки, в названии которых твердый звук, и вставить в синюю салфетницу, а те, в названии которых мягкий звук – в зеленую.
Игра «Решетки»
Предмет: пластиковые решетки для раковины синего и зеленого цвета.
Фото 21.
Цель: Научить различать твердые и мягкие согласные звуки, определять количество слогов в слове, развивать мелкую моторику.
Ход игры: На столе (полу и т.д.) находятся синяя и зеленая решетки. Дети должны отобрать картинки, в названии которых твердый звук, и положить на синюю решетку, а те, в названии которых мягкий звук – на зеленую. Положив картинку на нужную решетку, ребенок проходит пальчиками по клеточкам столько шагов, сколько слогов в слове.
Вот такими несложными игровыми упражнениями с привычными предметами можно достичь такого уровня развития фонематического слуха, который позволит успешно осуществить обучение грамоте дошкольника. Все игры, представленные в этом материале, очень просты и доступны не только педагогам, но и родителям
Список литературы.
1.Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. М: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
2.Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж,Ч,Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. М: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
3.Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. М: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
4.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
12