Мастер-класс: «Сказ о том, как ассоциации учить помогают»
презентация
PPTX / 2.46 Мб
/data/files/s1645880735.pptx (презентация)Мастер-класс: «Сказ о том, как ассоциации учить помогают».
- Добрый день уважаемые коллеги. Мы рады Вас всех видеть на нашем мастер классе.
- А поведать мы вам хотим о том, как нам метод один, диковенный, работать помогает.
- Жили – были, не тужили и детишек мы учили!
- Вдруг откуда-то из чащи выбегает странный гость – ФГОС!
- И принес он с собой новшества невиданные, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Собрал он педагогов да молвит; «Я посланник дел государственных, а посему работать будем по-новому, ум и разум в современном мире развивать иначе надобно».
- И пошли педагоги туда – не зная куда, узнавать то, не зная, что.
- А ФГОС подгоняет, да загадками на путь наставляет: Кто видит, то увидит.
Кто мыслит, тот поймет.
Кто слышит, то услышит,
Кто ищет, тот найдет.
- Долго ли, коротко ли, да отыскали мы метод чудодейственный – Ассоциативным кличут.
- Одобрил ФГОС метод этакий, а все потому что современному обществу нужны люди, способные принимать решения нестандартные, творчески мыслить умеющие.
- А мы, педагоги, имеем непосредственное влияние на обучение и воспитание подрастающего поколения, поэтому в своей работе мы применяем различные приемы и методы активного обучения. Один из них - ассоциативный.
- Коллеги, скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом поэт? (Конечно, Пушкин) В русской аудитории такой ответ дают примерно 90 человек из 100.
- Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, на слово – раздражитель. Ассоциации проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений, эмоций и т.д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.
- Данный метод может способствовать выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
- А так же выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, да только требует от нас ФГОС соответствия трем группам результатов освоения основной образовательной программы.
И покажем сейчас Вашему вниманию рассмотреть насколько метод ассоциаций универсальный и эффективный.
Предметный.
- Содержание учебных предметов очень объемно. Учащиеся пытаются выучить учебный материал путем многократного повторения и заучивания, а это непродуктивно и непопулярно. А в итоге – снижается успеваемость.
Метод ассоциаций является эффективным при запоминании правил, терминов, событий, дат.
Предлагаем вам познакомиться с ним.
Например, при рассмотрении темы сложение положительных и отрицательных чисел. Для эффективного запоминания правил можно использовать следующий образ.
Образ: две армии – армия отрицательных и армия положительных чисел. Если встречаются представители одной армии, то они дружат, объединяются под своим флагом.
Какой будет результат этой дружбы? (при сложении чисел одного знака мы получаем число с таким же знаком).
- Если встречаются представители разных армий, то начинается битва, победит та армия, представителей которой было больше, и тогда победители поднимают свой флаг.
Какой знак оставят победители? (т.е оставляют свой знак положительный или отрицательный).
При изучении деятельности Екатерины Второй в качестве ассоциации у меня возник мессенджер вотсап. Т.к. она вела активную переписку с Вольтером
Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала
Метапредметный
- С введением ФГОС в нашу жизнь на постоянной основе вошла проектная деятельность. И я ежегодно сталкиваюсь с одной и той же проблемой, как с детьми выбрать тему проекта, о чем писать.
- Темы, предлагаемые интернетом уже настолько заезженные, и хочется с ребятами чем-то удивить, сделать что-то новое и интересное.
В помощь мне следующий прием:
- Берем любой объект: Можно взять из своей предметной области, можно, казалось бы, не связанный никак по смыслу.
- Например, пожар, кот, молекула, горы.
- Мы возьмем: ТРЕУГОЛЬНИК.
- Смотрим на объект и анализируем. Анализируем его свойства и функции.
- И задаем правильные вопросы.
- Предлагаю вам присоединиться к подбору тем проекта, или пишите в чате.
Итак, смотрю на треугольник что если мы соединим несоединимое? Например, треугольник и еда. Треугольник и здоровое питание. А потом? Белки, жиры и углеводы как три вершины здорового питания. А чем не тема проекта.
- В результате можно сделать буклет по здоровому питанию или создать свой блог, сайт ну и т.п по рекомендациям здорового питания.
Если мы представим, что наш объект часть чего-то целого.
- Сейчас в наше время актуально делать дизайнерские кабинеты по своему предмету.
- А почему бы не разработать дизайн и смету кабинета, центральное внимание которого уделено треугольнику.
- Коллеги, предложите свои идеи по этому поводу. (если идей не будет, расставить парты в форме треугольника, стенд, люстры, аксессуары, полочки, шкафы, линолеум из треугольников, треугольные горшки и т.п)
Возьмем наш объект и отбросим все лишнее. Отбросим стороны, остаются вершины, а это точки. Тогда какая может быть тема? (значение точки в математике, в географии с математической точки зрения, точечная роспись в изобразительном искусстве)
Переставим местами части объекта, и что получится новое? Если мы поменяем вершины треугольника в координатной плоскости, то мы получим новые географические положения для городов, что если Москва будет находиться не за тыс.км, а вместо Белогорска. Как бы это отразилось на экономическом положении сраны.
- И таким образом можно проработать с остальными вопросами и найти очень много интересных тем.
Подберем еще похожие объекты, попробуем срифмовать. (из предметов похожих на треугольник придумать стихотворение, нарисовать картину)
Возьмем какие-то функциональные части объекта, которые его отличают и перенесем в другую систему. Что таким образом получим?
Наш объект — это маленькая часть какой-либо среды (кусок торта, пиццы).
Возьмем форму нашего объекта и наполним новым содержанием (морковь).
Найдем сильные или слабые стороны и подумаем, что произойдет если мы их увеличим или уменьшим.
Благодаря этому приему, мы не только определим тему проекта, но и усиливаем мотивацию в обучении, развиваем критическое мышление.
Личностные: презентация в лифте. С чем ассоциируется лифт? (варианты - выйти на быструю скорость)
- Презентация в лифте — это быстрая презентация.
- Этот прием необходимо использовать для обогащения словарного запаса путем ассоциативных рядов.
Приведем пример. Возьмем линейку. И сейчас я за 30 секунд постараюсь продемонстрировать ее лучшие качества чтобы человек ее захотел купить. Засекаю время 30 сек. (удобная, компактная, есть торт - используем вместо ножа, нужны шпаргалки –смело используйте, а еще она красивая идеально подходит под цвет ваших глаз/одежды, и может стать стильным аксессуаром – брелоком на ключи, она может служить катапультой и вы можете устраивать соревнования, позволяет открыть крышку смартфона).
- А теперь предлагаю кому-нибудь выйти со мной на связь и попробовать продемонстрировать следующий предмет. (треугольник)
(Если завалила), конечно с ходу в первый раз это сложно и у детей так же, но при регулярном использовании у них получается все лучше и лучше.
(Если сделала хорошо) у вас креативное и творческое мышление, детям с таким педагогом очень повезло. Спасибо.
- Данный прием позволяет раскрепощать личности каждого ребенка, создание ситуации успеха и приобретение опыта выступления, ораторского мастерства.
- Вот так и помогает нам царство ассоциативное в обучении да развитии. Детки знания черпают, да учителя вдохновенно слушают.
- Но подгоняет нас наш гость ФГОС на поиски новых открытий, и будем мы дальше искать методы волшебные, чудодейственные, чтобы и родителям радость была и учителям слава.
Спасибо за внимание.