Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи сказка «Спасение мышонка». Пояснительная записка Дети - это наше богатство, наше будущее. Именно мы взрослые должны помочь нашим детям социализироваться в обществе, быть полноправными его членами. Но с каждым годом в мире увеличивается количество детей, которым в связи особенностями развития, всю труднее приспосабливаться к современной действительности. Дети с задержкой речевого развития не всегда справляются с образовательной программой общего начального и среднего образования. Все чаще открываются школы коррекционной направленности, все больше требуется специалистов в этой области. Логопеды и дефектологи помимо существующих методик, зарекомендовавших себя с лучшей стороны, все чаще используют и свои авторские, так как дети все индивидуальны. Что подходит одному, второй совершенно не воспринимает и не реагирует на методику. В работе с таким ребенком с расстройством аутистического спектра, легкой степенью умственной отсталости, задержкой речевого развития, поняла для себя метод работы с ней как чтение по картинкам. Техника чтения у ребенка была по буквам, ее раздражало произношение. Легче воспринимались наглядные изображения. Но просто озвучивание картинки как слова, не давало нужный результат. В интернет пространстве вариантов такого чтение множество, но хотелось, чтобы он был более усложнен. Чтобы формировался не только словарный запас, но и логическое мышление. Поэтому появился вариант - сказка «Спасение мышонка». Данное наглядно-методическое пособие разработано с учетом особенностей конкретного ребенка, с небольшим словарным запасом, характеризуемым именами существительными. Данная разработка направлена на подбор слов логически подходящим по смыслу в текст, сам текст в стихотворной форме для более легкого его восприятия и возможного формирования правильных окончаний в подобранных словах. Имеется три уровня сложности. Что позволяет использовать текст для закрепления и формирования новых знаний. Дисциплина: дефектология Раздел дисциплины: логопедия и олигофренопедагогика Рекомендуемый возраст: дети дошкольного (5-7 лет) и школьного возраста (7-9 лет). Тип занятия: индивидуальное, игровое. Требуемые знания умения и навыки ребенка: визуальное восприятие слов. Как минимум односложная речь. Для второго и третьего уровня сложности чтение по слогам. Ожидаемые результаты: формирование правильной устной речи, правильных окончаний, навыки чтения по слогам, построение связного логического рассказа, подбор слов по критериям (ориентируясь на прилагательные и на построение сказки). Визуальное сопровождение позволяет быстрее сориентироваться в подборе слов. Появляется возможность повторения и пересказа по картинкам.
Инструкция по использованию наглядно-дидактического пособия Пособие ориентировано на детей дошкольного и школьного возраста, имеет три уровня сложности. Сказка написана в стихотворной форме, что облегчает восприятие детьми информации, и написана о простых вещах, интересных детям, то есть о животных. Варианты работы могут быть следующие: 1 вариант (первый уровень сложности): чтение сказки педагогом - подбор картинок по смыслу ребенком. Картинки можно приклеивать (если есть возможность одноразового использования, что позволяет задействовать мелкую моторики) или использовать многократно. После подбора всех картинок, читаем еще раз, ребенок повторяет слова уже по картинкам. Фиксировать его внимание еще и на окончаниях в словах. 2 вариант (второй уровень сложности): чтение сказки педагогом – подбор по смыслу картинок ребенком. После подбора всех картинок, читаем еще раз, ребенок повторяет слова уже по картинкам. Фиксировать его внимание еще и на окончаниях в словах. Добавляем слова, разделенные по слогам, под картинками, если ребенок уже умеет читать по слогам или он еще на начальном этапе. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого находит слова, читая или проговаривая за педагогом. Затем убрать картинки и прочитать еще раз сказку, уже со словами, разделенными по слогам. Возможен пересказ сказки, ориентируясь на подобранные картинки. 3 вариант (третий уровень сложности): чтение сказки педагогом (или ребенком, если есть навыки чтения) - подбор картинок по смыслу ребенком. Далее берем карточки со словами (без деления на слоги), подбираем их по картинкам. Читаем всю сказку целиком. Ребенок проговаривает только слова под картинками, либо читают вместе с педагогом. На каждый этап отводится времени в пределах 5-10 минут, в зависимости от особенностей ребенка и его возможностей. Сказка по развитию речи в стихах «Спасение мышонка». Ж или-были в нашей сказке
Рыжий - большие ,
Лопоухий наш
И колючий - клубок.
Жили вместе, не тужили.
Н е ругались, а дружили.
Как то раз наш рыжий
поймал и сунул в .
Серой нет спасенья.
Для кота лишь угощенье!
колючий и
Т ыкать стали кота в бок:
«Отпусти рыжик!
Видишь, как он плохо дышит!?»
Р ыжего им не унять.
Стал в сильнее жать.
Тут наш еж достал .
У него их как у .
Щенок громко стал рычать
Вправо-влево вилять.
Испугался рыжий ,
Бросился он наутек.
Мышкин и целы.
Рыжий получил за дело.
Смелым будь и ты дружок,
Даже если ты с вершок!
Карточки (1 уровень)
Карточки (второй уровень)
КОТ ГЛАЗ-КИ ЩЕ-НОК ЕЖ
КОТ МЫШЬ РОТ МЫШ-КЕ
ЕЖ ЩЕ-НОК МЫ-ШОН-КА
ЗУ-БАХ И-ГОЛ-КИ ЕЛ-КИ
ХВОСТ КОТ ХВОСТ ЛА-ПЫ
Карточки (третий уровень)
КОТ ГЛАЗКИ ЩЕНОК ЕЖ
КОТ МЫШЬ РОТ МЫШКЕ
ЕЖ ЩЕНОК МЫШОНКА
ЗУБАХ ИГОЛКИ ЕЛКИ ХВОСТ
КОТ ХВОСТ ЛАПЫ
Интернет-ресурсы
Картинки животных https://postila.ru/post/6872702
Элементы лица животных https://spbogni.ru/products/nakleika-na-shar-glaza-zverei
Изображение елки https://pickimage.ru/detskie-risunki/nature/trees/elka/
Приложение
(первый уровень)
(второй уровень)
(третий уровень)
Вариант, выполненный ребенком с расстройством аутентического спектра, речевыми нарушениями, умственной отсталостью (легкая степень)
Потамошнева Наталья Алексеевна