Справочный материал на тему «Сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина» (7–9 классы)
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Учебно-методические материалы
I. Тематические группы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина*
Сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы (обличение самодержавной власти и паразитического образа жизни господствующего класса) («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик…», «Орёл-меценат» и т. д.);
Обличение обывательских настроений интеллигенции (обличение рядовых обывателей и либерально настроенных слоёв общества в бездеятельности) («Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Либерал» и т. д.);
Изображение народной жизни (представление угнетённого положения простого народа) («Коняга», «Деревенский пожар» и т. д.);
Вопросы нравственности («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»);
Представление образов правдоискателей («Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик»).
*Тематическое разделение сказок условно и существует для удобства и полноты литературного анализа. Сказки часто бывают многотемны: один и тот же сюжет может быть рассмотрен в нескольких тематических группах.
II. Новаторство М.Е Салтыкова-Щедрина в создании сказок
Используемый писателем жанр сказки позволял отчасти скрыть смысл произведений от цензуры. Сказки Щедрина не являются имитациями народных сказок или басен, это абсолютно новый, особый, созданный писателем жанр: они опираются на традиции фольклора, литературные сказки предшественников, традиции басен.
1. Фольклор в сказках Салтыкова.
Утверждая реальность своего гротескового мира, Щедрин писал о том, что даже в русских волшебных сказках, сказках о животных можно найти социальную основу, так как создавали эти сказки люди, живущие в классовом обществе. В сказках писателя нашли отражение следующие фольклорные особенности:
1. традиционные фольклорные зачины и концовки с использованием формы давно прошедшего времени («жил-был…», «В некотором царстве…» и т.д.);2. обильное насыщение сказок пословицами, поговорками, присказками («ни в сказке сказать, ни пером описать…», «по щучьему веленью, по моему хотенью…» и т.д.);
3. композиционная однотипность, присущая народным сказкам;
4. использование фольклорных сюжетов («Дурак» - народные сказки об Иванушке-дурачке; «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве» - многочисленные народные сказки о животных и т.д.);
5. традиционные фольклорные образы (Баба-Яга, леший, богатырь и т.д.).
Народная устно-поэтическая традиция проявляется не только в конкретных сказочных мотивах, образах, деталях, элементах стиля, но и в ориентации на обобщённо-сказочное народно-нравственное миропонимание добра и зла, правды и лжи, бедности и богатства, справедливости и угнетения.
2. Авторские особенности сказок.
Глубоко переработанные элементы народной сказки, фольклорная наивность, условность, особая обобщённость органически сочетаются со злободневными политическими, философско-историческими и моральными темами современности. Они разрабатываются на материале текущей действительности, но всегда выходят к широким обобщениям, к нравственно-философскому осмыслению человеческой жизни вообще. Сказки в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя. К авторским особенностям «Сказок» относятся:
- предварение многих сказок философско-публицистическим вступлением;
- торжество зла над добром, объяснимое желанием «открыть глаза читателю»»;
- использование гротескных фантастических сюжетов, гротескных экспериментов (постановка героев в необычные, невероятные ситуации. наблюдение за их поведением в «чистых» условиях, обнажение их полнейшей жизненной неприспособленности);
- выбор представителей животного мира в качестве условных образов для иносказаний, опора на фольклорно-сказочную и литературно-басенную традицию;
- частое употребление приёма переключения повествования из фантастического плана в реалистический, из зоологической сферы в человеческую;
- прозрачность и общедоступность аллегорий; обнажение иносказательного смысла образа при помощи отдельных сравнений, метафоры, параллели, развёрнутых в целую картину;
- «очеловечение» образов зверей и одновременное сохранение ими своего прямого, самостоятельного значения; художественная убедительность аллегорий;
- принцип социального контраста в построении образной системы как в человеческом мире, так и в выборе зоологических образов;
- преобладание в «Сказках» гротескно-иносказательных образов (вяленая вобла, Коняга);
- отклонение от фольклорной традиции; новая трактовка каждого из традиционных сказочных или басенных персонажей.