Методическая разработка «Сказки на ковролинографе, как часть коррекционно – развивающих занятиях по развитию речи с воспитанниками ЦССВ №15»
Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение
центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию №15»
Структурное подразделение
Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Набережная д. 20
Тел. 8(813-71)49-331
«Сказки на ковролинографе, как часть коррекционно – развивающих занятиях по развитию речи с воспитанниками ЦССВ №15»
Учитель-дефектолог
Михайлова Людмила Анатольевна
Санкт – Петербург
2022 г.
«Сказки на ковролинографе, как часть коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками дошкольного возраста ЦССВ №15»
В современном мире, где ребёнку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.
Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, эмоциональную подачу, способ их использования и таким путём обогащают свой язык. Задачей чтения, рассказывания и пересказывания художественного произведения дошкольнику является обогащение его словаря.
Путём диагностики наших воспитанников, мы выяснили, что в семьях из которых поступают наши малыши, взрослые не читают детям книжки, ребят обычно занимают просмотром телевизионных передач, игрой на планшете или сотовом телефоне. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведёт к тому, что наши дошколята имеют большие проблемы в речевом развитии: это и нарушение произношения многих звуков, косноязычие, не правильное построение фраз и речевых оборотов, скудный словарный запас. Ценностью особого рода в деле общего и речевого развития ребёнка является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным.
Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не только читать, а и рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах и в движенииях. В нашей группе с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от 3 до 4,5 лет, где проживают 8 воспитанников (2 мальчика с Синдромом Дауна, 2 девочки с ДЦП и оставшиеся 4 с различными отставаниями в психо-физическом и речевом развитии), мы используем театрализованные игры по сказкам.
Театрализованные игры включают в себя: Флонелеграф (ковралин) Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой обтянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Такая подача сказки доставляет ребятам радость и удовольствие. Разнообразные по форме и размерам экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать, работая в группе, подгруппах и индивидуально.
Пальчиковый театр
В этом театре действующие лица надеваются на пальцы. По ходу действия педагог двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка», где герои появляются друг за другом.
Настольный театр игрушек
Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации, в нём так же удобно имитировать движения животных и других персонажей.
Непосредственно в своей работе на коррекционных занятиях по развитию речи, я использую развивающее пособие ковролинограф. За основу был взят ковролиновый коврик, а для изготовления фигурок используется фетр. Он яркий, мягкий, приятный в ощущениях и очень нравится детям. Таким образом сказка входит в ребёнка и проходит через все его органы чувств.
Сказки на ковролинографе – один из замечательных способов занятий с ребёнком, возможность развивать его способности в различных направлениях.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку, знакомство с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждение ребёнка к самостоятельному инсценированию; развитие памяти и речи детей.
Задачи:
Формировать нравственные представления (эталоны), нормы социальных отношений и моделей поведения через сказку.
Расширять представления детей об окружающем мире, посредством введения их в литературную культуру.
Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Ещё известный во всём мире физиолог И.П. Павлов говорил о важном факторе использования мышечных, тактильных и других ощущений, которые в свою очередь передают сложную систему импульсов к коре головного мозга, стимулируют соседние участки центральной нервной системы, создавая некую доминанту возбуждения всех вовлечённых в процесс центров, в том числе и речевого. Так ребенок, видя и повторяя мимику матери, начинает гулить, пускать пузыри. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому, в более старшем возрасте, нужно искать и задействовать другие пути воздействия на речевой центр. Известно, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда сопровождается и речевым развитием. И, наоборот, когда отстаёт развитие мелкой моторики, имеет место и отставание в речевом развитии.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития для детей дошкольного возраста является метод ковролинографии.
Ковролинография это еще и интерактивный метод, содержащий в себе неограниченные возможности для развития дошкольников, удобное приспособление для игр и занятий. Эта методика позволяет сделать наглядным почти любое образовательное мероприятие или превратить его в яркое игровое действие.
Из опыта работы по использованию ковролинографии, мы убедились, что данный метод:
- обеспечивает поддержание у ребёнка интереса к познавательной деятельности;
- способствует тому, что дети учатся сами думать, творить, с интересом включаться в игровые ситуации познания, а затем и переносить в самостоятельное использование пособий, развивая свою фантазию и творческое начало.
Именно метод ковролинографии позволяет использовать игровые развивающие ситуации, создавать ситуации общения, так как даёт возможность обыграть их или смоделировать на коврографе новую фантазийную ситуацию, позволяет привлкчь детей не просто к пассивному участию, где преобладает активность взрослого, а даёт возможность отталкиваться от активности самого ребёнка: прикреплять, перемещать, выкладывать. Нашим воспитанникам очень нравиться манипулировать с элементами коврографа, они эмоционируют, подбирают слова, складывают и заучивают фразы сказки, тем самым закрепляя и развивая свою речь.
Начиная работу по театрализации, лучше использовать знакомые детям русские народные сказки. Для этого нами были сшиты из фетра, персонажи таких любимых детских сказок, как «Теремок», «Рукавичка» «Репка», «Курочка ряба», «Три медведя», «Волк и козлята», «Кот, Петух и Лиса» и т.д.
Развитие ребенка, обучение его с помощью театрализации сказки – это раскрепощение и развитие речи. Согласитесь, когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не естественно и не хорошо. И при простом прослушивании отсутствует активность ребёнка. Он послушал, но не значит, что услышал. А когда он в сказку играет с помощью ковролинографа, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки малыш начнёт познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, научится передавать своё настроение с помощью эмоций, жестов, мимики.
Этот вид деятельности включает не только сказки, но и песенки, потешеки, стихи с одновременным выкладыванием фигурок на ковролинографе в соответствии с сюжетом. Фигурки из фетра могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий.
Дети слушают сказки, потешки, рассказы, а перед их глазами на ковролине возникают новые и новые иллюстрации. Впечатлённые доступностью и простотой действия малыши и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст или сочинять свои небольшие истории с использованием ковролинолиграфа.
Существует ряд правил расположения картинок на ковролинографе:
Располагать картинки равномерно по всей площади ковролина;
Между персонажами должно быть некоторое расстояние;
Персонажи, которые переговариваются, должны быть повернуты лицом друг к другу;
Между переговаривающимися героями не должно быть никаких деталей;
Неполные картинки располагают по краю ковролина, например, дома, деревья, чтобы создавалось впечатление, что за пределами ковролине картинка имеет продолжение.
Как пример, можно использовать игровые ситуации:
1.«Начни с конца»
цель: формировать умение выстраивать последовательность действий, начиная с конца; развивать речь
2. «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение составлять знакомое литературное произведение; развивать речь
3. «Пропавший герой»
Цель: формировать умение определять отсутствующего персонажа; развивать память, внимание, речь
4. «Что сначала, что потом»
Цель: формировать умение выстраивать правильную последовательность действий в соответствии с сюжетом сказки; развивать внимательность, речь
5. «Сделай так, как в сказке было»
Цель: формировать умение выстраивать правильную последовательность действий; развивать речь
6. «Назови героев сказки»
Цель: совершенствовать умение узнавать и называть героев сказок; развивать речь.
Как результат такой познавательно — игровой деятельности, дети лучше пересказывают сказки, показывают и рассказывают по картинкам.
Совместные игры детей с педагогом, самостоятельные игры и выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий полноценно развивают ребёнка и делают обычное занятие намного интересней.
Таким образом, использование ковролинографа на коррекционно-развивающих занятиях для воспитанников дошкольного возраста, показало целесообразность его применения.
Литература
В.В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.
Л.Ф. Фатихова изучение нравственного сознания дошкольников Современное дошкольное образование 2012 №1 с 44.
Н. Исаева сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников Дошкольное воспитание 2012 №7 с 19.
Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно – нравственное воспитание дошкольников Дошкольное воспитание 2004 №5 с 7-14.
Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.
А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.