Программа «Сказки-добрые друзья»
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
II.3. Содержание программы внеурочной деятельности
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование
III.2 Список литературных источников
Введение
I. Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
В качестве учебного материала для формирования учеников как читателей, выбраны фольклорные (народные) сказки. Выбор сделан не случайно. Учащиеся читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цель данной программы – формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.
Задачами программы являются:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы; оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развивать эмоционально – чувственную сферу;
обучить чтению – рассматриванию;
формировать навыка чтения.
Формы работы: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год (33 учебных недели), возраст обучающихся 12-13 лет.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
К концу учебного года у учащихся результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В гостях у сказки» является формирование следующих умений:
- знать популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;
- знать признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных и о птицах).
- уметь слушать, читать и отвечать на вопросы;
- уметь иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- уметь пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
II. 3. Содержание программы внеурочной деятельности
1. Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки.
2.Русская народная сказка «Заячья избушка».
Прослушивание сказки
3. Русская народная сказка «Заячья избушка».
Лепка персонажей.
4. Русская народная сказка «Лиса и волк».
Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.
5.Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Чтение сказки. Анализ сказки.
6. Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»
Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев.
7. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.
8. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки
9. Праздник русской народной сказки
Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам.
10. Украинская народная сказка «Колосок»
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
11. Белорусская народная сказка «Пых»
Слушание сказки. Инсценировка.
12. Латвийская народная сказка «Заячий домик»
Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование.
13. Украинская народная сказка «Рукавичка»
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
14. Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок»
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
15. Сказка «Теремок» в разных обработках
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.
16. Моя любимая сказка.
Рассказывание. Лепка.
17. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование.
18. В.Сутеев "Палочка-выручалочка"
Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина
19. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»
Составление вопросов по содержанию сказки
20. В. Катаев «Цветик-семицветик»
Слушание, выборочный пересказ.
21. Русская народная сказка «Лиса и Дрозд»
Слушание, выборочный пересказ.
22. В.Сутеев « Грибок теремок»
Слушание, выборочный пересказ.
23. Любимый герой сказки.
Иллюстрация. Рассказ о персонаже.
24. Итоговое занятие
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю; 33 часа в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки. | | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | |
2 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
3 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
4 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | |
5 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
6 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
7 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | |
8 | Праздник русской народной сказки. | | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
9 | Украинская народная сказка «Колосок» | | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие. | |
10 | Белорусская народная сказка «Пых» | | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | |
11 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
12 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
13 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | |
14 | Сказка «Теремок» в разных обработках. | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
15 | Моя любимая сказка. | | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
16 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | |
17 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
18 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие. | |
19 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. | |
20 | Моя любимая сказка. | | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
21 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
22 | В.Сутеев « Грибок -теремок» | | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | |
23 | Любимый герой сказки. | | Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности. | |
24 | Итоговое занятие | | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |
III.2. Список литературных источников
Основная литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011.
2. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995.
3. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009.
4. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998.
Дополнительная литература:
1. «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
2. Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992.
3. Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
4. Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/
5. Интернет http://www.proshkolu.ru/