Сценарий «Сказочный мир Приамурья»
видеофайлНазвание: Сказочный мир Приамурья.
Форма проведения: литературно-познавательное путешествие Продолжительность: 1 час.
Целевая аудитория: дети 11 – 14 лет (5-7 класс).
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотических чувств к малой родине, знаний культуры малочисленных коренных народов Хабаровского края на примере лучших образцов краеведческой литературы.
Задачи:
Популяризация краеведческой литературы, знакомство с творчеством писателей-дальневосточников, краеведов, исследователей культуры малых народов Амура;
Содействие в воспитании культурного самосознания, в развитии творческих способностей, интереса к чтению;
Вовлечение в творческий процесс подготовки и участие в проведении внеурочного мероприятия;
Содействие в духовно-нравственном становлении личности посредством проведения внеурочного занятия.
Место проведения: кабинет образовательного учреждения.
Оформление, оборудование, технические средства: книжная выставка-просмотр «Сказочный мир Приамурья»; мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.
Подготовительная работа: подготовка выступающих, предварительная встреча с приглашенными гостями.
Литературно-познавательное путешествие «Сказочный мир Приамурья».
Ход мероприятия:
1слайд. Ведущий 1
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! На широких и бескрайних просторах нашей страны – России проживает более 190 народов…. У каждого своя культура, история, язык, обычаи, легенды и сказки…
2 слайд. 1 ученик:
Уссурийской тайги акварельные краски:
Изумрудный оттенок амурской волны,
Блики солнца собрали народные сказки,
Добротой, теплотой и улыбкой полны.
Их сложили нанайцы, орочи и ульчи,
Из далёких времён их до нас донесли,
И живут эти сказки, развлекают и учат,
Как любить красоту приамурской земли
2 ученик:
Суровый и потому особо красивый край, где вьётся среди зелени сопок, больших и малых озёр, речек, огромная голубая полоса, напоминающая древнее и могучее дерево. Это река Амур: Черная вода (Сахалиян Ула) – по маньчжурски; Мангбу – по ульчски, Ла – по-нивхски, Чёрный дракон (Хэйлунцзян) – по-китайски. Амур-батюшка – назвали русские переселенцы эту большую реку.
3 слайд. В неизведанные края послужил Амур-батюшка дорогой для первых исследователей и перывопроходцев. Манил он своей широтой, неизведанной ихтиофауной, богатством... (аудиофайл "Птичий гомон" и видеофайл "Природа, Амур)
4 слайд. Ведущий 2:
С древних времён по берегам могучего Амура живут нивхи, удэгейцы, орочи, ульчи, нанайцы (гольды). Свои поселения они называют стойбищами. Природа была для них всем: она и кормила, и одевала, и лечила. Поэтому-то относились они к ней с почитанием, берегли её Матушку. Обживая эти суровые места, люди быстро становились искусными охотниками, рыболовами, мастерами на все руки.
Выступление гостей школы - семьи Самар.
5 слайд. Ученик 3:
Это было так давно, что и старики стойбищ не помнят… откуда пришли на эти дальневосточные земли древние люди, не знают этого и книги. Пришли, полюбили эти суровые места, поселились….
Мужчины делали прочные и красивые жилища, изготавливали домашнюю утварь, лодки, нарты, делали божков – сэвенов, детские игрушки. Женщины шили обувь, рукавицы, одежду, праздничные халаты. Из рыбьей кожи, шкур зверей и птиц, меха животных получались тёплые, непромокаемые, прочные и нарядные вещи, а благодаря узорам орнамента они становились нарядными.
Ведущий 1:
Скажите, а что вы видите в причудливых завитках орнамента? (ответы учащихся).
Да. Здесь можно увидеть изображения рыб, птиц, зверей, диковинные растения, злых и добрых духов. Эти изображения рассказывают нам о фантастическом и сказочном мире….
6 слайд. Ведущий 2:
И вот, дождавшись вечера, уютно устроившись на деревянных нарах в большой хижине, дети с удовольствием наблюдают за работой мам, которые из цветных кусочков выкладывают орнамент. А дедушка или бабушка рассказывают им сказки. О том, как мальчик Индига, спасая брата, семь страхов преодолевал и сердце храбреца приобрёл. О Кукушкином богатстве и ленивом, жадном Покчо. О том, как самолюбивая и гордая Айога превратилась в гуся. О том, почему сороки в лесу громко «над зверем кричат». О приключениях богатыря Азмуна, того, что на спине касатки доплыл до дома Морского Хозяина и упросил старика послать нивхам рыбу. Как охотник Чориль превратился в медведя, а его невеста к самому Горному Хозяину отправилась правду искать…
7 слайд. Ведущий 1:
А мы с вами знаем эти самобытные, удивительные сказки во многом благодаря писателю – дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину.
Родился он в 1909 году в Чите. Его отец, инженер, часто ездил по краю, поэтому маленьким мальчиком попал Дмитрий Нагишкин на Амур. Здесь люди жили в землянках и берестяных юртах, а ездили в нартах – узких и длинных санях с деревянным настилом для езды на собаках и оленях. По воде они плавали в долблённых лодках, почитали природу.
8 слайд. Ведущий 2:
В низовьях Амура и на северном побережье Дмитрий Нагишкин познакомился с коренными жителями Дальнего Востока – ульчами, удэгейцами, нанайцами. Его внимание привлекло всё необычное в жизни и поведении этих людей. Писатель тщательно изучил устное народное творчество малых народов, их быт, поведение и нравы.
Используя сюжеты и язык коренных народов, Дмитрий Дмитриевич написал оригинальное художественное произведение – книгу «Амурские сказки», в ней собраны тридцать одна сказка-новелла.
9 слайд. Ведущий 1:
Текст «Амурских сказок» неразрывно связан с фантастически красочным миром иллюстраций. Они очень реалистично передают настроение и характеры поэтичных образов героев сказок, в них художественно переплетаются природа и древний национальный колорит народов Приамурья. Теплом, светом и чарующей силой веет от всех произведений народного художника России, этнографа, почётного гражданина города Хабаровска Геннадия Дмитриевича Павлишина.
10 слайд. Ведущий 2:
Нет в Хабаровском крае национального поселения, где не побывал бы Павлишин. И везде изучал прикладное искусство народов Приамурья, а затем воплотил в неповторимых иллюстрациях к «Амурским сказкам». Эти иллюстрации принесли художнику-этнографу мировую известность.
11 слайд. Ведущий 1:
Много книг оформлено Геннадием Павлишиным. В их число входит книга «Таёжные сказки» в обработке Андрея Пассара, Юрия и Лидии Сем, Клавдии Белобородовой и Александра Росугбу отличаются неповторимой оригинальностью и высоким мастерством.
12 слайд. Ведущий 2:
«Амурские» и «Таёжные сказки» объединяет удивительная природа и коренные народы Амура – люди Земли. Живут они среди тайги, которая таит в себе много тайн: здесь летает железная птица Кори. В лесной чаще прячется Скрипучая старушка, а оберегает людей от врагов и злых, коварных духов хранитель домашнего очага Дюлен. На помощь храброму Гапчи приходят мапа – медведь, амба – тигр, лось и царица – рыба калуга.
Просмотр видео: выступление образцового ансамбля национального танца «Силактар» (видеоматериалы И. Бурмистрова)видеоматериал
13 слайд. Ученик 4:
На помощь храброму Гапчи и другим смелым героям сказок приходят мапа – медведь, амба – тигр, лось и царица – рыба калуга.
Мапа–медведь - нанайцы считали, что когда-то медведи были людьми и почитали их.
Амба – тигр - народы Приамурья называют тигра «амба» (большой), чтобы не накликать беду.
Отрывки из сказки «Гарпамди – меткий стрелок» читает ученик 5.
14 слайд. Ведущий 1:
Писатель-дальневосточник - Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, художник – этнограф - Геннадий Дмитриевич Павлишин, а также фольклористы и любители старины бережно записывали и обрабатывали легенды малых народов Приамурья, создали неповторимый и гармоничный мудрый мир сказок амурской тайги, чтобы мы с вами учились любить и беречь природу, быть добрее, смелее, трудолюбивее, милосерднее, умнее. А самое главное – знали историю своего родного Хабаровского края.
Рефлексия: «Дерево настроения (чувств)».
Учащимся предлагается выразить своё настроение после мероприятия. На листе А5 нарисовано дерево в стиле художника-иллюстратора Г. Павлишина. И выданы нарисованные листочки разной цветовой гаммы.
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадак, уныние.
Заключительное слово. Ведущий 2:
(выводы после проведения рефлексии)
Будем читать вместе эти добрые и красивые истории и узнавать много нового и интересного о родном крае!
До новых встреч с книгой!
Ожидаемые результаты:
- положительные эмоции у обучающихся по итогам мероприятия (определятся по рефлексии);
- дополнительные вопросы обучающихся по теме мероприятия (в частности по творчеству Г.Д. Павлишина и Д.Д. Нагишкина), которые определят заинтересованность и желание узнать больше;
- увеличение книговыдач краеведческой тематики;
- желание обучающихся принять участие в дальнейших образовательных (внеурочных) событиях.
Список использованных источников:
Нагишкин, Д. Амурские сказки / Д. Нагишкин ; художник Г. Павлишин. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. - 296 с. : ил. – ISBN 978-5-9268-1526-6. – Текст : непосредственный.
Птичий гомон : нанайская песня / слова Раисы Барановой музыка В/ Лакеева. – Текст электронный // MP3FOLLY : цифровой ресурс. – URL : https://mp3folly.com (дата обращения : 05.12.2022)
Таёжные сказки : [сборник сказок писателей-фольклористов] / художник Г. Павлишин. - Москва : Речь, 2015. - 144 с. : ил. – ISBN 978-5-9268-1616-4. – Текст : непосредственный.
Приложения:
Видеоматериалы из личного архива И. Бурмистрова;
Видеофайл "АМУР. природа";
Презентация «Мудрые сказки Приамурья»;
Аудиофайл – нанайская песня «Птичий гомон»;
Фотоматериалы – иллюстрации из книг «Амурские сказки» и «Таёжные сказки».
ПрезентацияPPTX / 38.18 МбаудиофалMP3 / 4.19 Мб видеофайл видеоматерал