План-конспект урока по физике на тему «Скорость. Единицы скорости» (7 класс)
План-Конспект урока физики в 7 классе
по теме: «Скорость. Единицы скорости»
учитель физики МБОУ СОШ №20 п.Сулук
Шамгонов Нурсултан Муталлапович
Цель: обеспечение процесса усвоения понятия “скорость” и единиц её измерения
Задачи:
Обучающие - сформировать у учащихся представление о скорости. Познакомить с понятием и единицами ее измерения. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием. Отработать вычислительные навыки. Закрепить полученные теоретические знания на практике.
Развивающие - развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Воспитательные - создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы к уроку:
· ПК, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.(2 минуты)
2. Проверка домашнего задания. (7 минут)
3. Объяснение нового материала.(18 минут)
4. Физкультминутка(2 минуты)
5. Закрепление.(6 минут)
6. Домашнее задание(2 минуты)
7. Итог урока.(3 минуты)
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся. (2 минуты)
Учитель: здравствуйте, ребята. На уроке сегодня нас будет сопровождать девиз «Будем думать, будем решать, будем друг другу во всем помогать». (слайд 1)
Обратите внимание у вас на партах лежат листочки самооценки, которые вам нужно заполнить в течении урока. По мере прохождения какого-либо этапа урока вы ставите себе оценку.
На прошлом уроке мы с вами изучили очень интересную тему. Давайте вспомним – как она называлась?
Учащиеся. Механическое движение
2. Проверка домашнего задания (7 минут)
Учитель: Вы правы. Ребята давайте сейчас запишем число, классная работа. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал. На партах у вас лежат листы тестом по пройденной теме в тесте 10 вопросов, ответы записывайте в рабочую тетрадь, запишите число и классная работа.
Тест "Механическое движение. равномерное и неравномерное движение"
1) Что называют траекторией?
А) Линию, по которой движется тело.
Б) Изменение положения тела относительно других тел.
В) Длину линии, по которой движется тело.
2) Самолёт совершает механическое движение,
А) если положение самолёта относительно аэродрома не изменяется
Б) если самолёт не перемещается
В) если изменяется положение самолёта относительно аэродрома
3) Длина траектории называется?
А) перемещение
Б) метр
В) путь
4) При неравномерном движении тело проходит
А) разные расстояния за промежуток времени в одну минуту
Б) равные расстояния за промежуток времени в один час
В) равные расстояния за промежуток времени в одну секунду
5) Единицей измерения пути в системе СИ является
А) длина
Б) метр
В) метр в секунду
Г) километр в час
6) На рисунке показана тележка и отмечены положения тележки через каждые 2 секунды. Движение тележки является
А) неравномерным с увеличивающейся скоростью
Б) равномерным
В) неравномерным с произвольно меняющейся скоростью
Г) неравномерным с уменьшающейся скоростью
7) На рисунке показана тележка и отмечены положения тележки через каждые 2 секунды. Движение тележки является
А) неравномерным с увеличивающейся скоростью
Б) равномерным
В) неравномерным с произвольно меняющейся скоростью
Г) неравномерным с уменьшающейся скоростью
8) Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?
А) земли
Б) колеса вагона
В) вагона
9) Какое из перечисленных движений равномерное?
А) движение Земли вокруг своей оси
Б) движение автомобиля при торможении
В) движение маятника в часах
10) Как называют изменение положения тела относительно других тел?
А) пройденный путь
Б) механическое движение
В) траектория
Учитель: Задание выполнено. А сейчас обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. (слайд 2)
Учитель: итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. А сейчас обратите пожалуйста внимание на слайд. (слайд 3)
Учитель: чем отличается движение данных животных?
Учащиеся: Слова быстрый гепард, медленный улитка.
Учитель: что характеризует быстроту изменения положения тела?
Учащиеся: Скорость
Учитель: на каких предметах вы встречали понятие скорость?
Учащиеся: математика, физкультура, география
Учитель: и так тема нашего урока «Скорость» и еще у любой физической величины что у нас есть?
Учащиеся: единицы измерения
Учитель: значит для скорости это единицы скорости, правильно?
Учащиеся: да
Учитель: запишите тему урока «Скорость. Единицы скорости»
3. Объяснение нового материала. (18 минут)
Учитель: на сегодняшнем уроке, чтобы прекрасно изучить эту тему Скорость на какие вопросы мы должны с вами ответить? Или какие задачи мы должны поставить с вами на урок?
Учащиеся: что такое скорость? Как обозначается скорость? В чем измеряется скорость?
Учитель: Давайте немного поработаем с учебником. Открывайте параграф по теме «Скорость. Единицы скорости» и в течении 3 минут ответить на вопросы со (слайда 4). По материалы параграфа найти ответы на вопросы.
Учащиеся:
Скорость – физическая величина, показывающая какой путь прошло тело в единицу времени.
(
ϑ=
учащиеся производят запись определения в рабочие тетради)
Основная формула для расчета скорости, где
ϑ – скорость, измеряется в м/с; S- путь, измеряется в м; t- время, измеряется в с
Основной единицей скорости является 1 м/с. Но на практике часто используют другие единицы скорости. Например, на транспорте скорость удобно выражать в километрах в час км/ч, в космонавтике – в километрах в секунду км/с.
(учащиеся записывают в тетради формулу, а также единицы измерения скорости)
Учитель: как вы видите, все численные значения скорости указаны в единицах измерения км/ч, но как мы с вами сегодня узнали, основной единицей является м/с. Каким же образом, можно выполнить перевод скорости в основную единицу измерения? Для этого вам необходимо запомнить и записать алгоритм. (слайд 5)
108км/ч = 108*1000/3600 м/с= 30м/с
4. Физкультминутка. (2 минуты)
Учитель: А сейчас выполним несколько несложных упражнений для того, чтобы отдохнуть.
· Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно.
· Несколько раз широко раскройте глаза и рот.
· Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий.
· Сделайте упражнение "письмо носом".
· Сделайте пальцевые повороты
Учитель: Замечательно. Сейчас мы отдохнули. И можем продолжать наш урок
Учитель: А сейчас я прошу вас выполнить перевод скоростей самых быстрых наземных животных из км/ч в м/с. Ответ округлите до целого значения.
Учащиеся: выполняют работу (индивидуальная работа) (слайд 6)
Выполняется проверка (слайд 7)
Учитель: прекрасно! Вы отлично справились с заданием. Итак, мы с вами выяснили, что для расчета скорости нам необходимо знать две величины – пройденный путь и время. Я предлагаю вам рассмотреть следующую задачу (слайд 8)
|
Скорость ϑ |
Время t |
Расстояние S |
ступа |
16м/с |
4ч = 14400с |
228км =228000м |
Нимбус 2000 |
21м/с |
3ч = 10800с |
228км = 228000м |
Учитель: решив данную задачу, мы получили 2 ответа. Запишем их. А также давайте сравним, скорость какой бабы – яги больше.
Учащиеся: баба - яга на нимбусе 2000 попадет на олимпиаду быстрее, т.к. ее скорость больше
5. Закрепление. (6 минут)
Учитель: предлагаю вам самостоятельно решить задачу, условие которой вы видите на экране (слайд 9)
Учащиеся: решают задачу в рабочих тетрадях
Учитель: Решение данной задачи предлагаю записать на доске
(к доске приглашается учащийся, который записывает краткое условие, выполняет перевод величин в СИ, решает задачу с пояснениями и комментариями). Остальные учащиеся на местах сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы.
Самостоятельная работа (слайд 10)
Слайды 11-13 (ответы для проверки)
6. Домашнее задание. (2 минуты) (слайд 14)
7. Итог урока. (3 минуты)
Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
Выставление оценок (с учетом работы в группе, индивидуальной работы, коллективной работы, самостоятельной работы)
Отметить лучших
Учитель оценивает работу учеников.
Используемая литература:
1. Учебник. Физика 7 класс. А.В. Перышкин . - М.: изд-во "Дрофа", 2009г.
2. Интернет ресурсы:
http://www.tunnel.ru/i/16/1300043238878078.png
http://www.bashvest.ru/photos/23.12.2009/babayaga.jpg
http://gdb.rferl.org/D8249AED-4C4D-46DF-8D66-5AE974B429C4_w640_r1_s.jpg
http://s.transmissia.net/images/2011/09/07/moto.jpg
http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/22-2012-01-11-22-06-35/195------qq-7-
http://animal.discovery.com/mammals/gazelle/pictures/gazelle-picture.jpg
Кияйкина Наталья Федоровна