12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Босова Надежда Григорьевна39

Внеурочное мероприятие

«Славная земля – славные люди»

Босова Н.Г.

Воробьева Е.Ю.

Цель: способствовать формированию у обучающих 9 «А» класса патриотических взглядов и убеждений.

Задачи:

Расширить знания обучающихся о малой Родине, знаменитых людях Даниловского района;

Развивать интерес обучающихся к истории родного края;

Развивать коммуникативные умения учащихся

Формировать у обучающихся собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего;

Воспитывать патриотов малой Родины

Материалы: раздаточный материал, фильм «Александр Кибальников»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
План занятия

Вводное слово учителя.

«Мозговой штурм»

Работа в группах по теме: изучение информации о Д.Л. Мордовцеве, А.П. Кибальникове, Е.М. Гончарове.

Представление изученной информации другим группам.

Викторина

Рефлексия.

Ход занятия

Вводное слово учителя


Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Мы ее любим потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, в ней жили отцы и деды наши, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех невзгод и врагов.

Родина - слово, которое всегда вызывает особое чувство сопричастности и волнения. Произнося это слово, каждый одновременно думает и о России, нашей общей Родине, и о своем крае, малой родине, с которой связана наша жизнь и судьба. Но малая родина - это не только место, где ты родился, вырос или живешь, место, к которому привязан незримыми нити ... Родной край - это прежде всего люди, прославившие его и отдавшие ему свою любовь и сердце...

Кто они, славные люди нашей земли Даниловской?

«Мозговой штурм»

- Какими людьми может гордиться наша даниловская земля? Назовите их имена.

Учащиеся составляют спайдограмму «Знаменитые люди Даниловской земли» (Приложение 1)

Работа в группах по теме: изучение информации о Д.Л. Мордовцеве, А.П. Кибальникове, Е.М. Гончарове.

Да, нам есть кем гордиться и о ком рассказать.

С судьбой Даниловки связано немало славных имён. Особое место в летописи Даниловки занимает имя Мордовцева Д. Л. Даниил Лукич Мордровцев — великий писатель, публицист и историк. Родился в Даниловке в 1830 году. Большую роль в творческой жизни страны сыграл и наш земляк знаменитый скульптор — Кибальников Александр Павлович (родился в с. Орехово Даниловского района) — действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР. Евгений Михайлович Гончаров (1930 г.) — выпускник Академии имени Тимирязева, бывший директор экспериментального мясо-молочного совхоза «Вороново». Гончаров Е. М. — самобытный скульптор. Для Даниловки Гончаров изготовил барельеф Д. Л. Мордовцева, бюсты Макаренко, Ю. Гагарина и другие в подарок своей школе. Даниловская школа воспитала трех Героев Советского Союза: Тернового Петра Ивановича, Вихрова Ивана Григорьевича и Лебедева Ивана Даниловича и Героя Социалистического труда — Сергиенко Михаила Васильевича. Выпускниками нашей школы является также Плотников Александр Леонтьевич — доктор технических наук, профессор ВГТУ, доморощенный поэт; Пшеничкин Александр Петрович — Академик, доктор технических наук Инженерно-строительной Академии, бывший ректор, а теперь Почетный ректор Академии, Куриннов В.В. – профессор , лауреат Государственной Премии 1998 г. в области науки и техники; Давиденко В.А. – доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Сталинских и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда. Гаевая Валентина Ивановна — выпускница нашей школы, является руководителем авторского танцевального ансамбля «Хорошки». Лауреат Государственной премии Республики Баларусь. Гаевую В. И. и её ансамбль знают во многих странах мира.

Сегодня, работая в группах, мы познакомимся более подробно с жизнью и творчеством Мордовцева Д.Л., Кибальникова А.П. Гончарова Е.М.

Учитель делит класс на пять групп и дает каждой группе информацию об одной из личностей. Ученики изучают информацию, составляют план высказывания и представляют переработанную информацию остальным.Кроме того, каждая группа готовит три вопроса по содержанию своего выступления к викторине, которая пройдет в конце урока.

1 группа работает по теме «Биография Мордовцева Д.Л.»

2 группа– «Литературное творчество. Писатель об истории Даниловки. Исторические взгляды писателя»

3 группа – «Биография Кибальникова А.П.»

4 группа – «Память, отлитая в бронзе». Творчество скульптора Кибальникова А.П.

5 группа – «Директор, влюбленный в искусство» .Жизнь и творчество Е.М. Гончарова»

IV этап занятия. Представление изученной информации другим группам

Группы по очереди рассказывают о Мордовцеве Д.Л., Кибальникове А.П., Гончарове Е.М., слушают друг друга, могут делать пометки в процессе представления материала, чтобы запомнить как можно больше информации по теме занятия.

Все просматривают фрагмент из фильма «Кибальников А.П.» (с 20 по 28 мин)

V этап занятия. Викторина

Представители каждой группы задают вопросы по своему материалу. Ученики отвечают на вопросы викторины. Можно провести викторину в виде соревнования между группами.

VI этап занятия. Рефлексия.

Учитель подводит итоги викторины.

Рефлексия.

- Что помогло Мордовцеву Д.Л. , Кибальникову А.П., Гончарову Е.М. стать известными людьми России?

- Отразилась в их творчестве связь с малой Родиной?

- Какие бы вопросы задали вы им, если бы состоялась встреча с великими людьми Даниловской земли?

После занятия прошу группы объединиться и оформить презентацию по теме «Славная земля – славные люди», которая может быть использована для проведения классных часов, уроков краеведения.

(Результаты работы см. в методическом обеспечении).

Наш родной край богат многими знаменитыми людьми. И на следующих занятиях мы продолжим знакомство с известными земляками.

Ушедшие со славой в вечность или наши современники, зрелые или совсем юные, уроженцы Даниловского района, Волгоградской области или люди, на каком-то этапе жизненного пути, даже ненадолго, связавшиеся свою судьбу с нашим краем, - все они достойны нашего признания, уважения и благодарности, а порою - безграничного восхищения...

Материал для работ в группах

Материал для работы 1-й группы.

Биография Мордовцева Д.Л.

Даниил Лукич Мордовцев родился 7 (19) декабря 1830 года в слободе Даниловке Усть-Медведицкого округа, области Войска Донского. По своему происхождению он принадлежал к старинному украинскому казачьему роду. По семейному преданию, прадед Мордовцева был какими-то тайными нитями связан с мятежным гетманом Мазепой и долго хранил архив с секретными документами казачьего войска. Очевидно, и дед писателя, сотник Мордовец-Слепченко, был втянут в водоворот политических страстей и бежал с Украины на Дон, где его семейство вскоре попало в крепостную кабалу, а фамилия приобрела более русское звучание -- Мордовцев. Такой ее и унаследовал писатель. Крепостная же зависимость оказалась непродолжительною: его отец, Лука Андреевич, еще до рождения сына получил вольную и остался управляющим у помещицы Е. А. Ефремовой в Даниловке.

Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребёнком в семье. У него было три брата и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.Первым учителем пятилетнего Даниила стал слободской дьячок Фёдор Листов. Он обучал ребёнка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки. Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую. Нравы в училище были бурсацкие, и мальчику на первых порах пришлось утверждать свой авторитет не без помощи кулаков. Учиться Даниле нравилось, хотя школьную премудрость приходилось главным образом постигать самостоятельно, за книгами, в классах же учителя почти все время употребляли на "уходранки, затрещины, зуботычины, волосодерганье, носощелканье и прочие педагогические поощрения". Но чем скучнее были занятия, тем сильнее крепла мальчишеская дружба, тем веселее было убегать кататься по льду реки или ватагой уходить в рощицу Каптюгу "поатаманствовать". Один из приятелей вспоминал: "Особенно весело было, когда компанией, "вольницей", мы отправлялись на Песчаный Бугор. Тут мы разводили костры и затевали "пугачевщину", как называл нашу игру Данило".

   О своей жизни в училище писатель позднее написал повесть "Школьные воспоминания". Окружное училище он закончил в 14 лет с похвальным листом.

В августе 1844 года поступил во 2-й класс саратовской гимназии. Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным, а через него с двоюродным братом Пыпина - Н. Г. Чернышевским. Гимназию Мордовцев закончил в 1850 году.

По окончании гимназии он поступает в казанский университет на физико-математический факультет. Но впечатленные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели советуют ему поступить на историко-филологический. Даниил Лукич следует этому совету. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет. В 1851 году Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата и уезжает в Саратов.

В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой. Она была старше писателя на семь лет, и у неё уже было двое детей. В Саратове Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н. Костомаровым. 16 августа 1856 года Мордовцев назначен на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями, предоставленными ему новой должностью, Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак». Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором князем В. А. Щербацким и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело» обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает недовольство начальства. Весной 1872 года губернатор отправляет Мордовцева в отставку.

В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1893 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения.

В 1885 году кончает жизнь самоубийством приемный сын писателя, вскоре умирает жена Мордовцева. Он оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону. Он совершает ряд путешествий в Египет, Палестину, Францию, Италию и Испанию.

24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя, в мае обострилась старая болезнь Мордовцева — воспаление легких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске. Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье. Но климат не помог — писатель оставался прикованным к постели. 10 июля Даниил Лукич Мордовцев умер.

Его похоронили в Ростове-на-Дону в фамильном склепе Мордовцевых на Навоселовском кладбище. Сегодня памятник с его могилы находится на Братском кладбище Ростова-на-Дону. Саму могилу переносить не стали, она была уничтожена вместе с Новопоселенческим кладбищем.


 

Материалы для работы 2-й группы.

Литературное творчество. Исторические взгляды. Писатель об истории Даниловки


 

Литературное творчество

Литературную деятельность начал украинскими стихами в изданном им же «Малорусском литературном сборнике» и рядом исторических монографий в «Русском слове», «Русском вестнике», Вестнике Европы», «Всемирном труде». Были написаны работы, посвященные историческим событиям: «Гайдамачина» «Самозванцы и понизовая вольница», «Политические движения русского народа» В начале 1870-х годов Мордовцев пользовался также большою популярностью как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени» и ряда публицистических статей в «Отечественных записках», написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С… о-М…ць. В «Отечественных записках» напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу «Десятилетие русского земства» .

Романы

С конца 1870-х годов он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Наиболее известны: повести «Наносная беда» (1879), «Сидение раскольников в Соловках»(1880), романы «Идеалисты и реалисты» (1876), «Царь и Гетман» (1880), «Великий раскол» (1881), повести «Социалист прошлого века» (1882), романы «Господин Великий Новгород» (1882), «Царь Петр и правительница Софья» (1885), «Державный плотник» «Лжедимитрий», «Похороны», «Двенадцатый год», «Замурованная царица», «За чьи грехи», «Москва слезам не верит», а также на украинском языке — «Две судьбы», «Палий».

Описание путешествий и культурно-исторические очерки

Перу Мордовцева принадлежат описания его путешествий: «Поездка в Иерусалим», «Поездка к пирамидам», «По Италии», «По Испании», «На Арарат», «В гостях у Тамерлана» и др. Он написал также много популярных культурно-исторических очерков в полубеллетристической форме — «Ванька Каин», «Русские исторические женщины», «Русские женщины нового времени», и другие.

Исторические взгляды

В своих исторических работах Мордовцева интересовал прежде всего простой народ. Он считал, что идеал истории состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастия его работали генералы, полководцы и законодатели».

Писатель и историк не был человеком крайних убеждений, он не звал к мщению, но он прямо говорил, отчего народ, доведенный до отчаяния, поднимается сокрушительной волной против неправедных порядков. «Между дворянами, как мода, завелись азартные игры – в ночь проигрывалось богатое состояние, и взыскание падало на крестьян, - писал Д.Л. Мордовцев. – За неимением денег на карту ставились люди, целые земли и деревни…»

Особого внимания заслуживает очерк Д.Л. Мордовцева «Донские рассказы», в которых автор объясняет появление казачества «..В казаки уходили все, кто не уживался с тяжелым строем жизни…самодурство сильного и богатого вместе с неограниченным произволом всяких судей, приказных – все это вместе заставляло многих московских людей идти куда глаза глядят, и все это большей властью шло к окраинам, и преимущественно на Дон»

При жизни писатель знал и славу и хулу. Книга Мордовцева «Накануне воли» была запрещена и сожжена в 1890 г. При Советской власти он был в негласной опале, потому что в одном из своих романов он разошелся в политических взглядов с Чернышевским.

Писатель об истории Даниловки

Немало внимания уделял писатель изучению истории Даниловки. Во многом, благодаря ему, нам известно об участии нашего казаков Березовской, Заполянской станиц в восстаниях Булавина, Пугачева, о том, что на р. Медведица в XIX в. существовало судоходство и тянули баржи с зерном бурлакаи. Жизнь и судьба земляков в эпоху крепостничества получили отражение в рассказе «Старцы», написанном в 1855 г. в Даниловке. На родине писатель вместе с женой прожил тогда полгода, видел все беды и страдания подневольных земляков. На даниловском материале написаны его рассказы: «Медведицкий бурлак», «Солдатка», «Звонарь». В 1895 г. Мордовцев приезжал в Даниловку последний раз, эту встречу помнили многие даниловцы, и он тепло и с юмором вспоминал о ней «Шпалерами стояли мои даниловцы, среди которых немного уцелело моих товарищей. И те были такие же старые хрычи, как и я. Поднесли мне икону, хлеб-соль. Старики вспоминали, молодые с любопытством глазели на большую сивую бороду».

По инициативе Д.Л. Мордовцева была построена школа на средства брата Андрея Лукича: «Брат, пока жив, сделай память даниловцам. Построй школу». И она была построена в 1910 г. кирпичная:2-классное училище, с 5 отделениями.


 

Материалы для работы 3-й группы

Биография Кибальникова А.П.

Александр Павлович Кибальников родился в 1912 году в слободе Орехово бывшей Донской области. Отец его был сапожником, грамотным, рассудительным, остро чувствовавшим несправедливость. В 1938 г. он был осужден Советской властью, признан врагом народа и в 1942 г. погиб в заключении.

Мать – Евдокия Нестеровна, была статной, красивой женщиной, обладательницей сильного и звучного голоса. Знала много песен и любила петь их. Именно от матери Александр Павлович перенял любовь к песням.

В детстве Александр расписал печь диковинными цветами и животными, позже стал вырезать смешные фигурки односельчан из мела, а из дерева – свистульки в виде птиц и животных.

Александр закончил начальную школу в Орехоо и продолжил образование в семилетней школе в Станице Островской. Учеба рсширила кругозор, книги открыли новое, неизведанное. И поэтому родительский дом был расмисан снаружи красной глиной. И здесь – парусник, диковинные цветы, люди.

А вот самые основные уроки о цвете и перспективе юноша получил отсвоих более старших друзей, постигавших искусство в художественном училище г. Саратова. Приезжая на каникулы, они приглашали Александра на пленэр, писали пейзажи и показывали как держать кисть, накладывать мазок, рассказывали об учителях и работах, что видели на выставках.

И вот Александр Павлович уходит в Саратов, но поступить сразу в художественное училище ему не удалось. И он, обладая отменным здоровьем, чтобы прожить в городе, устраивается в порту грузчиком. Трудился рабочим на заводе в Саратове. И весь год – рисовал. Через год Кибальников становится студентом Саратовского художественного техникума.. Учителем у него становится Н.П. Волоконский.

В 1933 год окончил художественно‑промышленный техникум (ныне ‑ Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова).

1934-1937 гг. работает по творческим договорам: делает модели кукол, оформляет стенды, пишет плакаты. В скором времени его мобилизовали в армию и отправили в летную школу в г. Энгельс, где он выполняет рельефный портрет Ленина для зрительного зала.

1938-1939 г. -  работа в Курском драматическом театре художником и заведующим цехом бутафории. Здесь же Кибальников создает статую Ленина.

Тогда же в конце 1939 г. Кибальников возвращается в Саратов, окончательно избрав свой творческий путь: «Я буду скульптором., обязательно скульптором!» - сказал он, вступая в Союз художников России.

Война нарушила планы и замыслы. В Саратове на центральной площади устанавливается эспозиция Кибальникова «Ни шагу назад!» В 1941 —1945 годах он создает свои первые многофигурные композиции. В этих работах прозвучал отклик Кибальникова на события войны. Тематика произведений охватывает всe стороны жизни социалистического общества тех лет. Их ха­рактеризуют острая социальная направленность и публици­стичность. При всем несовершенстве, свойственном первым шагам в искусстве, такие композиции, как «Война — 1941», «Народный мститель», «От станка — к оружию» (все выпол­нены в гипсе), стали отражением народной войны.

Обращение Кибальникова к портрету в те же годы было ес­тественным. Героизм советского народа, отдельные примеры подвига с первых шагов привлекли его как художника. Во время войны им были созданы портреты Героя Советского Союза Зитуллы, саратовского рабочего В. Н. Антонова. На их лицах отразилось время, его заботы и тяжести.

За активную творческую работу Кибальников в 1945 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Оте­чественной войне 1941 —1945 гг.».

«Пробуждение. (Портрет дочери скульптора)» (1947, мра­мор) явилось самой лирической работой в творчестве Кибаль­никова. Здесь он как бы пробует впервые свои возможности в мраморе — материале твердом, не терпящем исправлений, в отличие от мягкой глины.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1949) — за скульптурный портрет Н. Г. Чернышевского, выполненный из бронзы (1948)

Сталинская премия второй степени (1951) — за скульптурный портрет И. В. Сталина, выполненный из гипса (1950)

Ленинская премия (1959) — за памятник В. В. Маяковскому в Москве

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1976) — за памятник С. А. Есенину в Рязани

Золотая медаль АХ СССР (1983) — за памятник П. М. Третьякову в Москве

орден Трудового Красного Знамени

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

А. П. Кибальников умер 5 сентября 1987 года. Похоронен великий скульптор в Москве на Новодевичьем кладбище


 

Материал для работы 4-й группы

«Память, отлитая в бронзе». Творчество скульптора Кибальникова А.П.»


Александр Кибальников — автор памятников Н. Г. Чернышевскому в Саратове, В. И. Ленину в Саратове, К. А. Федину в Саратове, В. В. Маяковскому в Москве, А. Н. Радищеву в Саратове, мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» в Бресте (совместно с А. О. Бембелем, В. А. Королём), П. М. Третьякову у Третьяковской галереи, бюста Маяковского на станции метро «Маяковская», надгробных памятников В. В. Маяковскому, Н. Ф. Погодину и Братьям Васильевым на Новодевичьем кладбище.

Памятник Третьякову.

В 1980 году перед зданием Третьяковской галереи был установлен памятник ее основателю П.М. Третьякову.

Павел Третьяков - известный коллекционер и меценат вошел в историю как создатель знаменитой Третьяковской галереи. Собрание произведений искусства, переданное в дар городу вместе с зданием в 1892 году, со временем превратилось в один из самых известных музеев мира и стало беспримерным образцом в истории русского коллекционирования. 

Монумент работы скульптора П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина выполнен из гранита. Павел Михайлович изображен стоящим в глубокой задумчивости, скрестив руки. Тонкие черты лица, открытый грустный взгляд – образ полон благородства и спокойствия.

Памятник Чернышевскому

В трактовке образа Чернышевского Кибальников идет по пути не хрестоматийного воплощения, а предлагает свою трак­товку личности писателя. Скульптор обратился к образу мо­лодого Чернышевского, человека поколения тургеневского Базарова, представителя прогрессивной мысли середины XIX века. В гипсовом портрете 1946 года Кибальников зало­жил пластическую и композиционную основу будущего па­мятника. Памятник Чернышевскому для Саратова (установ­лен в 1953 г.), за который скульптор был удостоен Государст­венной премии СССР, отличается духовной напряженностью и романтической взволнованностью образа.

Памятник Радищеву

В 1948 году Кибальников создает первый портрет А. Н. Ра­дищева. В 1953 — мраморное погрудное изображение писателя-публициста. Резкий поворот торса и головы, крепко сжа­тые кулаки, открытый энергичный взгляд — таким видит Радищева скульптор. Сам Александр Кибальников так объ­ясняет свою работу: «Голова и руки — вот главное в портре­те». В 1974 году на основе портрета был также создан памят­ник, установленный в Саратове.

Памятник Маяковскому

Шесть лет Александр Кибальников работал над скульптурой Владимира Маяковского, и к 1958 году памятник был готов. Памятник  Маяковскому был установлен в 1958 году в Москве на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь). Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади Маяковского, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по площади.

Памятник Есенину

В 1972 г. скульптор начинает работу над памятником Есенину, который был установлен в Рязани в 1975 г. «Есенин – сердце России, он вырос из русской земли, и мне хотелось создать памятник совсем иной, чем были раньше. Задумал соединить его с природой, чтобы было это нерасторжимо. Мне нужны были именно его руки, обнимающие природу России. Трудно было доказать. Но все же сделал так, как задумал», - говорил Александр Павлович.

Ме­мориал «Защитникам Брестской крепости».

В конце 1960-х годов Кибальников приступил к самой крупной своей работе — он возглавил коллектив, создавший ме­мориал «Защитникам Брестской крепости». В это время на европейской территории Советского Союза воздвигались круп­нейшие мемориальные ансамбли — Мамаев курган, мемо­риал в Хатыни. Брестский ансамбль художники разработали на основе развалин самой крепости. В этот комплекс вошли скульптуры-гиганты — символы мужества и борьбы — «Сол­дат», «Жажда», обелиск «Штык». За большие достижения в творческой деятельности действительному члену Академии художеств СССР Александру Павловичу Кибальникову было при­своено звание народного художника СССР.

Памятник героям обороны Красного Царицына

Установлен в августе 1961 года. Посвящен героям Гражданской войны, которые принимали активное участие в обороне Царицына от белогвардейцев в 1918 - 1919 гг. В числе участников обороны были так же рабочие царицынских предприятий.


 

Материал для работы 5-й группы

«Директор, влюбленный в искусство». Жизнь и творчество Е.М. Гончарова»

Чем же прославился Е.М. Гончаров – крестьянский сын из слободы Даниловка?

Прежде всего тем, что под его руководством в начале 70-х гг. было создано первое в стране самое современное сельскохозяйственное предприятие, производившее говядину и молоко на промышленной основе. Ежегодно совхоз получал более 6 млн. рублей чистой прибыли. За короткий срок в центре совхозной усадьбы «Вороново» вырос современный агро-городок. В поселке были: магазины, кафе, столовая, совхозная поликлиника и больница, четыре детских сада, музыкальная школа и Дом художника, библиотека, Дворец культуры. На базе совхоза работала всесоюзная школа подготовки специалистов для сельского хозяйства, а сельскохозяйственная Академия имела филиал для проведения производственной практики. Е. М. Гончаров всегда читал в ней свои лекции.

При непосредственном активном влиянии Евгения Михайловича была открыта художественная галерея, которую люди любовно называли «Малой Третьяковкой». Основой галерейной экспозиции послужило собрание различных предметов изобразительного искусства, принадлежавших знаменитому коллекционеру Роману Анатольевичу Луговскому. Начало собирательской деятельности Луговского датируется 1951 годом. За долгие годы кропотливой работы у Луговского оказалось много подписных работ известных советских карикатуристов - Кукрыниксов, художников Н. Жукова, А. Каневского, И. Титова и многих, многих других мастеров изобразительного жанра. В экспозиции галереи имеются: редкий портрет-автолитография М. И. Калинина, исполненный Г. Верейским, и три офорта выдающегося пейзажиста И. И. Шишкина — «В лесу», «Опушка», «Задворье». В музее собрано более шести тысяч произведений искусства: картины, скульптуры, фотографии. Особо хочется отметить, что в собрании присутствуют уникальные произведения таких известных авторов изобразительного искусства XX века, как скульпторы Г. И. Озолина, Г. А. Шульц, С. И. Ковнер, А. Е. Зеленский, график-сказочник В. Г. Рогачёв, живописцы А. М. Герасимов и Г.И. Цейтлин. Периодически устраиваются экспозиции тематического характера: «Творчество Е. М. Гончарова», «Художники в период Великой Отечественной войны», «Фотоработы местных мастеров», «Краски детства», «Родной Подольский край.

Сам Евгений Михайлович еще во время учебы в Даниловской школе проявил способности к рисованию. Впоследствии, когда он начал работать в Вороново, успешно сочетал директорство и по совместительству занятия живописью и скульптурой. Он – член Союза художников с 1984 г. Немалую помощь Гончарову в освоении работы скульптора оказали известные мастера: наш земляк, академик А.П. Кибальников, В.Я. Цигаль. Они давали практические советы, как добиться сходства и достовернее раскрыть характер модели, учили техническим приемам, отливке и тонированию скульптуры. Евгений Михайлович создал много портретов работников своего совхоза, многие работы были одарены друзьям.

Бывая в Даниловке, Гончаров всегда плодотворно трудился, создавая портреты своих друзей. В нашем музее имеется несколько мастерски выполненных им работ(бюсты А.С. Макаренко, Мордовцева Д.Л.)

У Евгения Михайловича было ценное человеческое качество – это высочайшее чувство землячества. К Гончарову в Вороново постоянно ездила делегация из совхоза «Даниловский»; он помогал им и автомобилями, и стройматериалами, и семенами. Даниловцы чтут память Гончарова Е.М.

О скромности в обычной жизни Гончарова, награждённого за труд орденами "Знак Почёта", Октябрьской Революции и Ленина, говорил тот факт, что празднование его 75-летия пришлось организовывать общественности района: у него самого, уже 15 лет находившегося на пенсии, просто не было таких средств.
Говорят, незаменимых людей нет. Но стоило уйти Гончарову, и не нашлось в большом хозяйстве достойной личности. Рассыпался совхоз, как карточный домик. Правда, и время помогло - "лихие девяностые".

 

Литература

Директор, влюбленный в искусство. Даниловские вести 1997 г

Память, отлитая в бронзе. Даниловские вести. 2003.г №100

И слово правды он несет! Даниловские вести. 2015 г, № 149-150

И слово правды он несет!. 2016 г., №4

http://hd-vipserver.net/online/169085047--2336276/

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.margaritasurina.ru/exhibitions/shadows/kibalnikov_bio

http://www.biografija.ru/biography/mordovcev-daniil-lukich.htm

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.