Материал к уроку русского языка в 3 классе «Слова антонимы»
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку «Слова антонимы» Составила студентка 331 группы Карманова Людмила Дата проведения занятия: 22.12.2020 3 класс ФИО преподавателя-консультанта: Растворова Татьяна Алексеевна ________________ ______________ (оценка) (Подпись преподавателя) | Цель: расширить знания об антонимах.. Задачи: Предметные: 1. формировать знания о знаках препинания. Метапредметные: Познавательные: Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники. Регулятивные: 1. Выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять познавательную информацию. Коммуникативные: 1Формулировать коммуникативные действия в сотрудничестве; добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Личностные: Способствовать формированию позитивного отношение ученика. |
Оборудование У учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация Power Point. У учащихся: карточки с заданиями. Образовательные ресурсы: - | |
Ход занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы обучения | УУД |
1. Мотивация | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. - Послушайте стихотворение Генриха Сапгира. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок - тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно: -Кислое? Зачем оно? -Что вы? – шепчет Червячок, -Сладкий у него бочок. - Как вы поняли, почему возник спор о яблоке? - Посмотрите на текст стихотворения, назовите слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? -Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия? Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название. | - приветствуют учителя. - слушают стихотворения. | Мотивирующие слова | Коммуникативные: 1. Формировать умение работать в коллективе; 2. формировать умение формулировать ответ в устной форме. |
2. Основной | - Тема занятия Антонимы. -1задание. «Загадочное» Этот задание состоит из двух заданий: 1)отгадать загадку; 2)найти в загадке антонимы. 1. Далеко мой стук слышится Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) 2 .Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьёт- Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь) 3 .Вверх-вниз, вверх- вниз, Кататься хочешь - на нас садись. (Качели) 4. В кармане моём Замечательный друг: Он знает, где север, И знает, где юг. ( Компас.) 5. Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке – мы бежим. (Коньки) 6.День и ночь стоит на крыше Этот чудо постовой: Всё увидит, всё услышит, Всем поделится со мной. (Антенна.) 7.Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу. (Овца) 8.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти – рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. (Рысь) 9.Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) -Работаем в группах у вас на столах листочки с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца, посмотрим кто быстрей справится с заданием. -1группа, 2 группа, 3группа: 1) Ученье - свет, а не ученье –_____________. 2) Знай больше, а говори _____________ . 3) Корень ученья горек, да плод его _____________ . 4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________ . 5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ . 6) Умей взять, умей и ________________ -- «Подбери пару». -Опять поработаем в парах. Прочитайте слово и напишите слово с противоположным значением, определяют часть речи. Молодой – старый (прилагательное) Труд – лень (существительное) Работать – отдыхать (глагол) Жара – холод (существительное) Восход – закат (существительное) – Какими частями речи могут выражаться антонимы? - Игра "Назови антоним". Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол), Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел). Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный), Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный). Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать). Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать). Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый), Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый). Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец). – Скажу я слово: высоко, А ты ответишь: (низко) – Скажу я слово: далеко, А ты ответишь: (близко) – Скажу тебе я слово: трус, Ответишь ты: (храбрец). – Теперь начало я скажу, А ты скажи (конец). Назовите, какие антонимы встретились в этом задании, определите часть речи. | Отгадывают загадку и называют антоним. - дятел ( враг-друг) - Молоток и гвоздь ( Тонкий –толстый) - Качели ( вверх-вниз) -компас ( север-юг) -Коньки (лежим-бежим) -Антенна ( день –ночь) -Овца (жара-стужа) - Рысь (меньше-больше) - Медведь (летом-зимой) дописывают пословицы. 1)Ученье - свет, а не ученье – тьма. 2) Знай больше, а говори меньше. 3) Корень ученья горек, да плод его сладок . 4) Не бойся врага умного, бойся друга -глупого. 5) Лучшая вещь новая, лучший друг - старый. 6) Умей взять, умей и отдать. -(существительные, прилагательные, глаголы). - Играют в игру. Скажу я слово "потолок", а ты ответишь: пол, Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: нашел. Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты: голодный, Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты: холодный. Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь: встать. Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: мать. Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: чистый, Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь: быстрый. Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты: храбрец. – Скажу я слово: высоко, А ты ответишь: низко – Скажу я слово: далеко, А ты ответишь: близко – Скажу тебе я слово: трус, Ответишь ты: храбрец. – Теперь начало я скажу, А ты скажи конец. | Работа в группах, работа со словарем, «Угадай-ка» | Познавательные: 1. познакомить с историей происхождения фразеологизмов; Регулятивные: 1. развивать умение высказывать свое мнение; 2. развивать умение осуществлять рефлексию, настраиваться на работу. Коммуникативные: 1. Формировать умение работать в коллективе; 2. формировать умение формулировать ответ в устной форме. Личностные: 1. Развивать умение оценивать свою деятельность; 2. формировать умение оценивать полученные знания. |
3. Рефлексия | Ребята, спасибо вам большое! Сейчас вы оцените свою деятельность самостоятельно. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Если вам все понравилось, у вас не возникло затруднений и вы хорошо работали на занятии – поднимите большой палец вверх. Если у вас возникли небольшие затруднения, но в целом вы хорошо работали – палец в сторону. Если вам было сложно, и вы ничего нового для себя не узнали – палец вниз. Что вам понравилось делать больше всего? Где у вас возникли затруднения? | Отвечают на вопросы. | Прием «Пальчики» | Регулятивные: 1. развивать умение высказывать свое мнение; 2. развивать умение осуществлять рефлексию, настраиваться на работу. Коммуникативные: 1. Формировать умение работать в коллективе; 2. формировать умение формулировать ответ в устной форме. Личностные: 1. Развивать умение оценивать свою деятельность; 2. формировать умение оценивать полученные знания. |