Конспект урока русского языка в 5 классе «Антонимы»

1
0
Материал опубликован 9 January 2018 в группе

Конспект урока русского языка в 5 классе

учитель: Воробьева И.А.



Тема: Антонимы

Цели урока:

Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд 2)

Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть, но прежде чем мы с вами начнем работу, давайте вспомним правила поведения на уроке.

Будь на уроке старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая

Говори все четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

-Молодцы! Я желаю вам успешной работы сегодня на уроке.

    Введение в тему.

На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

1. Откройте учебник на странице 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Назовите слова с противоположным значением. Определите какой частью речи они являются.

2. В тетрадях запишите число и классную работу.

К данным словам подберите противоположные по смыслу слова и запишите их рядом. (Слайд 3)

сухой – (влажный),

начинать - (кончать),

ветер - (затишье),

рыхлый - (плотный),

трудолюбивый - (ленивый),

короткий - (длинный),

свет - (темнота),

медлительный - (прыткий).

Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)

Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему урока: «Антонимы»

III. Новая тема

1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы". (стр.166)

Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают

использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,

делают речь более точной и выразительной.

“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”

Сделаем вывод: (Слайд 5)


Антонимы – это слова

                   с противоположным значением        одной и той же части речи

 


2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». Выставка – подборка словарей.

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 6)

Легкий – тяжелый

Легкий

1.лишенный грузности 
Пример: Легкие шаги. Легкая фигура (стройная). Легкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).
2. - не суровый, не строгий 
Пример: Легкое наказание. Легко (нареч.) отделаться.
3. - поверхностный, несерьезный, легкомысленный, не глубокий 
Пример: Легкие нравы. Легкое отношение к жизни.
4. - исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий 
Пример: Легкая задача, работа. Легкая победа. Легкая дорога.
5. - незначительная по весу, не отягощающий 
Пример: Легкая ноша. Легкая ткань. Л. завтрак.


Тяжелый, -ая, -ое; -ёл, -ела.

1. Имеющий большой вес, отягощающий. Т. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжёлая пища (перен.: трудно перевариваемая). Тяжёлое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжёлая рука у кого-н. (перен.: больно бьёт). Тяжёлая голова у кого-н. (перен.: при недомогании). С тяжёлым сердцем(перен.: 1) то же, что скрепя сердце; 2) с ощущением беспокойства, озабоченности).

2. Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Т. труд. Тяжёлая задача. Тяжёлая обязанность.

3. Грузный, лишённый лёгкости. Тяжёлые шаги. Т. ум (перен.: медлительный). Т. слог (перен.: тяжеловесный).

4. Напряжённый, затруднительный; доставляющий беспокойство, неприятность. Тяжёлое дыхание. Т. сон. Т. воздух (несвежий). Т. запах (неприятный).

5. Суровый, очень серьёзный. Тяжёлое наказание. Тяжёлая вина. Тяжёлое преступление.

6. О болезненных, физиологических состояниях: опасный, очень серьёзный. Тяжёлая рана. Т. больной (в опасном состоянии)

    Закрепление нового материала.

1. Игра «Наоборот» (Слайд 7)

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 - предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.

3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 8)

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Проверим себя (Слайд 9)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

4. (Слайд 10)

- Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

6. (Слайд 11)

Устно подберите антонимы к приведённым словам

Широкий, бедный, сухой, ленивый, чёрный, чистый, высокий.

- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

7. (Слайд 12)

Работа в группах

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.

I группа

Свежий (хлеб, журнал).

Лёгкий (труд, путь).

II группа

Тихий (музыка, город).

Мягкий (мебель, звук)

8. (Слайд 13)

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая

9.  Творческое задание. (Слайд 14)

Продолжите текст, рассказывающий об охотниках, используя противопоставление большой – маленький.

Два охотника

Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника – дед Егор и дед Иван.

Дед Иван – великан. И зверя ему подавай побольше: медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.

Дом у Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как беличий хвостик, подымается. Оба охотника известные.

Чтение текстов (1-2 ученика)

10. Итог урока: (Слайд 15)

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

11. Комментированное выставление оценок.

12. Рефлексия: (Слайд 16)

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

13. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371


Литература:

    Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2004 г.

    Учебник Русский язык 5 класс, ч.1 под редакцией Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др. М. Просвещение, 2012 г.

    Соловьева Н.Н. Диктанты и изложения, 5 класс. М. Просвещение, 2015 г.

    Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М. Русский язык, 198 г.


Антонимы
PPTX / 72.84 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.