Конспект урока русского языка в 5 классе «Антонимы»
Конспект урока русского языка в 5 классе
учитель: Воробьева И.А.
Тема: Антонимы
Цели урока:
Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд 2)
Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть, но прежде чем мы с вами начнем работу, давайте вспомним правила поведения на уроке.
Будь на уроке старательным,
Будь спокойным и внимательным,
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая
Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
-Молодцы! Я желаю вам успешной работы сегодня на уроке.
Введение в тему.
На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
1. Откройте учебник на странице 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Назовите слова с противоположным значением. Определите какой частью речи они являются.
2. В тетрадях запишите число и классную работу.
К данным словам подберите противоположные по смыслу слова и запишите их рядом. (Слайд 3)
сухой – (влажный),
начинать - (кончать),
ветер - (затишье),
рыхлый - (плотный),
трудолюбивый - (ленивый),
короткий - (длинный),
свет - (темнота),
медлительный - (прыткий).
Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)
В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)
Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему урока: «Антонимы»
III. Новая тема
1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).
Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы". (стр.166)
Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)
Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают
использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,
делают речь более точной и выразительной.
“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”
Сделаем вывод: (Слайд 5)
Антонимы – это слова
с противоположным значением одной и той же части речи
2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». Выставка – подборка словарей.
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 6)
Легкий – тяжелый
Легкий
1.лишенный грузности
Пример: Легкие шаги. Легкая фигура (стройная). Легкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).
2. - не суровый, не строгий
Пример: Легкое наказание. Легко (нареч.) отделаться.
3. - поверхностный, несерьезный, легкомысленный, не глубокий
Пример: Легкие нравы. Легкое отношение к жизни.
4. - исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий
Пример: Легкая задача, работа. Легкая победа. Легкая дорога.
5. - незначительная по весу, не отягощающий
Пример: Легкая ноша. Легкая ткань. Л. завтрак.
Тяжелый, -ая, -ое; -ёл, -ела.
1. Имеющий большой вес, отягощающий. Т. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжёлая пища (перен.: трудно перевариваемая). Тяжёлое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжёлая рука у кого-н. (перен.: больно бьёт). Тяжёлая голова у кого-н. (перен.: при недомогании). С тяжёлым сердцем(перен.: 1) то же, что скрепя сердце; 2) с ощущением беспокойства, озабоченности).
2. Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Т. труд. Тяжёлая задача. Тяжёлая обязанность.
3. Грузный, лишённый лёгкости. Тяжёлые шаги. Т. ум (перен.: медлительный). Т. слог (перен.: тяжеловесный).
4. Напряжённый, затруднительный; доставляющий беспокойство, неприятность. Тяжёлое дыхание. Т. сон. Т. воздух (несвежий). Т. запах (неприятный).
5. Суровый, очень серьёзный. Тяжёлое наказание. Тяжёлая вина. Тяжёлое преступление.
6. О болезненных, физиологических состояниях: опасный, очень серьёзный. Тяжёлая рана. Т. больной (в опасном состоянии)
Закрепление нового материала.
1. Игра «Наоборот» (Слайд 7)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 - предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.
3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 8)
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
Проверим себя (Слайд 9)
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4. (Слайд 10)
- Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
6. (Слайд 11)
Устно подберите антонимы к приведённым словам
Широкий, бедный, сухой, ленивый, чёрный, чистый, высокий.
- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
7. (Слайд 12)
Работа в группах
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.
Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.
I группа
Свежий (хлеб, журнал).
Лёгкий (труд, путь).
II группа
Тихий (музыка, город).
Мягкий (мебель, звук)
8. (Слайд 13)
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая
9. Творческое задание. (Слайд 14)
Продолжите текст, рассказывающий об охотниках, используя противопоставление большой – маленький.
Два охотника
Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника – дед Егор и дед Иван.
Дед Иван – великан. И зверя ему подавай побольше: медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.
Дом у Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как беличий хвостик, подымается. Оба охотника известные.
Чтение текстов (1-2 ученика)
10. Итог урока: (Слайд 15)
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Какова роль антонимов в речи?
11. Комментированное выставление оценок.
12. Рефлексия: (Слайд 16)
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
13. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371
Литература:
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2004 г.
Учебник Русский язык 5 класс, ч.1 под редакцией Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др. М. Просвещение, 2012 г.
Соловьева Н.Н. Диктанты и изложения, 5 класс. М. Просвещение, 2015 г.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М. Русский язык, 198 г.
Антонимы
PPTX / 72.84 Кб