Урок русского языка «Антонимы»

1
0
Материал опубликован 14 April 2016

Кызылординская область, Шиелийский район,

село Байгекум, учительница русского языка

и литературы средней школы № 251

имени М.Ауэзова

Калжанова Сабира Сарсенбаевна

Категория: русский язык и литература

Тема : Антонимы

Цели и задачи :

1. Образовательные :

  • повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.
  • познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

  • развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
  • развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
  • Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного.Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу.Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Тип урока : комбинированный

Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.

Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие

Мотивация.

К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)

-

Подберите синонимы- имена существительные –ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)


II. Опрос домашнего задания

Упражнения 108,109

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

( синонимы )

Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.

Давайте обобщим эти понятия.

Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) .

Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Кроссворд « Спрятанное слово

с

л

А

д

к

и

й

к

о

Н

ч

а

т

ь

з

а

Т

и

ш

ь

е

п

л

О

т

н

ы

й

л

е

Н

и

в

ы

й

д

л

И

н

н

ы

й

т

е

М

н

о

т

а

 

Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый

Начинать – кончать Короткий - длинный

Буря – затишье Свет – темнота

Рыхлый – плотный

 

Теперь записываем тему урока : « Антонимы ». Значит антонимы

( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.

А все ли слова имеют противоположное значение?

Сейчас проверим.

Игра « Смотри , не ошибись ».

Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд, весёлый

( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко ,

Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан , синий , чёрный

( белый ).

Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.

Нет антонимов у имён собственных , местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный),прилагательных, образованных от названия металлов .

А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды « Ранняя и поздняя осень ».

Выписываем слова , противоположные по значению:

Высокие – низкие

Огромный – маленький

Толстый – тонкий

Словарная работа

Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )

Толстый худой

Высокий низкий

Весёлый грустный

Темноволосый светловолосый

Добрый злой

Аккуратный грязный

Умный глупый

Румяный бледный.

Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то можно найти очень много антонимов.

Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары :

Зима – лето Жарко – холодно пасмурно – солнечно

Влажно – сухо

А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам

Да- … Хороший - … утро - …

Дерево - … мир - … Алия

Весело - … дом - … пятый

 

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.

Я антоним к слову – «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ( зима ).
 

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха , для сна

Называюсь ( тишина ).

 

Следующая игра : « Эстафета »

(Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого надо найти антоним ).

Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.

богатый

больше

Да

первый

здоровый

Горький

плохой

мало

Правда

умный

вперёд

Белый

хорошо

весёлый

Лучше

чёрный

война

Вверх

дёшево

радость

тишина

Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )

Чтение диалога по ролям

Диалог Монолог

(беседа двух ( речь одного лица ) или нескольких лиц )

 

При диалогах и монологах можно использовать антонимы.

Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :

- « Война и мир » Л.Н.Толстого

- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова

- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова

С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.

Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

Например :

Правой рукой строит, а левой разрушает

Ученье – свет , неученье – тьма.

Сытый голодного не разумеет.

А теперь внимание на доску

Творческий диктант

Легко сказать, да

( трудно доказать)

Впереди беги, а

( назад оглядывайся)

Мягко стелет . да

( жестко спать )

Смотрит вдоль , а

( видит поперёк )

Музыкальные отрывки

( тихая – громкая, быстрая – медленная , грустная – весёлая , успокаивающая – возбуждающая ).

« Игра в мяч »

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово « высоко »

А ты ответишь (низко )

Скажу я слово « далеко »,

А ты ответишь (близко )

Скажу я слово « потолок »,

А ты ответишь ( пол )

Скажу я слово « потерял »

И скажешь ты ( нашёл )

Скажу тебе я слово « трус »

Ответишь ты ( храбрец )

Теперь начало я скажу

Ну отвечай ( конец ).

IY. Обобщение и закрепление материала

Последнее обобщающее задание нашего урока:

Найти пары слов – антонимов в предложении :

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.

 

Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128.

2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.

YI . Выставление и комментирование оценок.

Комментарии
Комментариев пока нет.