Квест на тему «Словари — наши помощники» (3–4 классы)

4
0
Материал опубликован 3 December 2023 в группе



Всероссийский конкурс «Словарный урок»





«Лучший словарный квест»

номинация

«Словари - наши помощники»

Название методической разработки





                                                                Автор: Смолина Марина Николаевна,

муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

учитель начальных классов первой квалификационной категории




Саянск, 2023 год

2. Пояснительная записка

2.1.  Тема квеста «Словари - наши помощники».

Актуальность темы:  

Многие дети в настоящее время не понимают значимость словарей, не все умеют ими пользоваться, с трудом формулируют лексическое значение слова, неправильно произносят слова (постановка ударения в слове), не понимают смысл устойчивых выражений слов (фразеологизмов). Данная квест-игра поможет популяризировать словари, научит работать со словарями  с целью извлечения информации и объекта для самопроверки, будет способствовать развитию речи, любви к русскому языку, расширит способности учащихся использовать справочную литературу (словари) во время учебного процесса.

2.2Целевая аудитория внеурочного мероприятия: учащиеся 3 – 4 классов, возраст обучающихся – 9 – 10 лет. Ответственные каждого этапа – учителя начальных классов или учащиеся старших классов, библиотекарь (организует выставку словарей), 1 – 2 родителя (входят в состав жюри). 

2.3. Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога. Проведение данного внеклассного мероприятия послужит обобщением знаний учащихся по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слов».

2.4. Цель: обобщение знаний учащихся о разновидностях словарей (орфографическом, орфоэпическом, словаре фразеологизмов) и умений использования словарей для расширения знаний по правописанию словарных слов, словосочетаний и осмысленного восприятия их значения.


Задачи:

Образовательные:

- формировать умение использования разных видов словарей с целью извлечения информации о слове или словосочетании слов;

- формировать практические умения учащихся в работе со словарями;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы

Воспитательные:

- прививать интерес к русскому языку;

- воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.

2.5. Планируемые результаты:

Личностные: научатся работать сообща, планировать действия;

Познавательные:

- формировать умение выбирать источник получения информации: словарь для получения информации для уточнения;

- находить информацию в словарях;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно, обращаясь к словарям;

Коммуникативные:

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила работы в группе.


Регулятивные:

- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, а также орфографические ошибки;

- объективно оценивать результаты своей деятельности по предложенным критериям.

2.6. Форма проведения: квест

Квест представляет собой выполнение ряда заданий по станциям, которые последовательно выполняют команды. Прохождение каждого этапа дает возможность перейти на следующую станцию. За правильное выполнение задания команда получает кодовую букву. После прохождения всех станций, учащиеся из кодовых букв составляют кодовое слово, которое обозначает фамилию автора словаря и указывают на его портрет

Участники квеста: 4 команды по 4 - 6 игроков в каждой.

2.7. Используемые педагогические технологии: игровое обучение, развивающее обучение; методы: проблемный, частично-поисковый, ИКТ – технологии; 

2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного мероприятия (кадровые, методические, материально- технические, информационные): учителя начальных классов (учащиеся старших классов); словари (орфографический, орфоэпический, толковый словарь, словарь фразеологизмов), портреты В. И. Даля, С. В. Ожегова, Д. Н. Ушакова; маршрутные листы для каждой команды, ручки, кодовые буквы, грамоты по итогам игры.

3. Основная часть.

Сценарий

Команды собираются в актовом зале, рассаживаются по командам. Ведущий мероприятия приветствует команды.

Добрый день, дорогие участники квеста. Сегодня на нашей встрече мы будем говорить о (звучит загадка) о словарях.

Любой он речи государь –

Наш всезнающий …… (словарь).


Называется наша игра «Словари – наши помощники» (на экране демонстрируются слайды презентации).

В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков – эти люди – великие лексикографы – ученые, которые занимались составлением словарей. Существуют словари разных видов (орфографические, толковые, словообразовательные, словари антонимов и синонимов, словари ударений, словари иностранных слов).  Некоторые из них сегодня помогут нам провести игру, станут вашими активными помощниками.

  1. Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного – эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво…

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот словарь.   

Как называется такой словарь?   (Орфографический)


  1. По улице он не ходит, в окно не глядит,

     Никого не спрашивает, но все знает.

Кто его открывает, тот все понимает. (Толковый словарь)

  1. Где поставить ударение

     Он поможет, без сомнения.     (Орфоэпический словарь)

  1. Словарь устойчивых словосочетаний, которые легко выделяются из контекста как единое целое.   (Фразеологический)

22 ноября – в России отмечается «День словарей» - праздник русской словесности. Почему именно в этот день? Это день рождения Владимира Ивановича Даля – великого российского лексикографа, писателя, военного врача, создателя первого словаря.

На экране демонстрируется видеоролик «День словарей» (Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара)

 https://www.youtube.-com/@aodbru   

         Надеюсь, что вы приобретете опыт работы со словарями и полюбите эти замечательные книги.

Ведущий вручает командам маршрутные листы по прохождению квеста. Станции располагаются в разных кабинетах школы. Время прохождения каждой станции не более 10 минут. За выполненное задание команда получает от 0 до 5 баллов, а также бонусные баллы за исправление ваших ошибок с помощью словарей. Последовательность прохождения этапов квеста произвольная. После выполнения задания команда получает кодовую букву, при прохождения всех этапов дети в команде выстраивают кодовое слово - фамилии создателей других словарей (В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков). Побеждает та команда, которая выстроит кодовое слово и наберет большее количество баллов.

Маршрутный лист

Название станции

Кол-во баллов

Бонусные баллы

1

«Алфавитная»



2

«Орфографическая»



3

«Толковая»



4

«Орфоэпическая»



5

«Фразеологическая»



6

Кодовое слово



Итого:



Общее количество баллов:



Станции:                           

«Алфавитная»

         Задание:

Все знают, что слова в любом словаре располагаю в алфавитном порядке.  Расположите слова в алфавитном порядке: береза, автомобиль, пенал, мороз, язык. Учащиеся получают слова на карточках и располагают их в алфавитном порядке.

Максимальный балл: 5. Баллы снимаются по количеству допущенных ошибок.

«Орфографическая»

Задание: на картинке необходимо найти предметы на тему «Словарные слова. Овощи и фрукты», записать их и проверить по орфографическому словарю.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dfc3b871fc0c473df8d8d1bb6c4373e0_l-10090660-images-thumbs&n=13

Ответ: картофель, горох, малина, капуста, яблоки, помидоры, земляника, лопата, рябина, мальчик, огурцы.

Максимальный балл: 11, + бонусные баллы.

Балл снимается, если при проверке по словарю дети не обнаружили свою ошибку. Если ошибка исправлена, добавляется 0,5 балла.

«Толковая»

Задание: дать лексическое значение словам и найти их лексическое значение в толковом словаре.

Слово

Ваше толкование этого слова

Лексическое значение слова

по словарю

Ученик




Береза





Максимальный балл: 4 балла.

«Орфоэпическая»

       Задание: ответить на вопрос и поставив ударение в словах, проверить по

  1. В чем заключалась ошибка девочки?

Учительница записала в дневник Верочке: «На урок необходимо принести атлас». Девочка попросила у мамы атласную ткань и принесла ее в школу. На уроке Ольга Николаевна сказала: «А теперь откройте атласы и найдите в них континент Африку». У девочки атласа не оказалось, на парте у нее лежал отрез красивой ткани. Верочка очень удивилась. Она посмотрела на других ребят и поняла свою ошибку.

- Какую ошибку допустила девочка?

2. Поставить ударение в словах и проверить правильность по орфоэпическому словарю.

Наискось, начать, мусоропровод, искра, банты.

Максимальный балл: первое задание – 5 баллов, второе задание–5 баллов. За ошибку во втором задании – балл снимается, если дети сами исправили свою ошибку – добавляется 0, 5 балла.

         «Фразеологическая»

Задание: необходимо расшифровать фразеологизмы, используемые в правилах поведения в школе.

  1. На уроке не приветствуется [бросать слова на ветер], [бить баклуши] и [витать в облаках].
  2. В школьных тетрадях не приветствуется [писать, как курица лапой] и [спустя рукава].
  3. На перемене не приветствуется передвигаться [сломя голову], потому что [яблоку негде упасть].
  4. В школе можно [собаку съесть].
  5. Эти правила нужно себе [зарубить на носу].


  1. На уроке не приветствуется ________________________________, ______________________________________________________        и _________________________________________________________.
  2. В школьных тетрадях не приветствуется __________________________________________________________ и ___________________________________________________________.
  3. На перемене не приветствуется передвигаться ___________________________________________________________, потому что _________________________________________________.
  4. В школе можно ___________________________________________________________.
  5. Эти правила нужно ___________________________________________________________.

                                     

Школьные правила.

  1. На уроке не приветствуется говорить попусту; также говорить что-либо, не подумав; не исполнять обещанного, бездельничать, заниматься пустяками и мечтать, не замечая окружающих.
  2. В школьных тетрадях не приветствуется писать неразборчиво, неряшливо и кое-как, небрежно.
  3. На перемене не приветствуется передвигаться очень быстро, очень быстро бегать, потому что это многолюдное место и очень тесно.
  4. В школе можно приобретать навыки, глубокие знания, большой опыт.
  5. Эти правила нужно навсегда запомнить.

Максимальный балл: 5.

         После прохождения квеста команды собираются в актовом зале, сдают маршрутные листы и составляют из кодовых букв кодовое слово.  Жюри подсчитывает количество баллов, заработанных на станциях. Бонусный балл за правильно составленное кодовое слово – фамилия автора-составителя словаря с указанием на его портрет (5 баллов).

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/03/Vasilij-Perov.-Portret-Vladimira-Ivanovicha-Dalja.jpg                                https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9967adc3249b4d47c346aab51251b473f588e06f-9067891-images-thumbs&n=13

Авторы – составители словарей: В. И. Даль (толковый словарь), С. И. Ожегов (толковый словарь), Д. Н. Ушаков (орфографический словарь).

Пока собираются все команды, дети рассматривают выставку, подготовленную библиотекарем школы на тему «Словари». Библиотекарь рассказывает о представленных на выставке словарях. После подсчета баллов, определяется победитель, призеры квест-игры и происходит награждение команд.

Ох, словарные слова, аж кружится голова

Как вас много в языке! Не запомнишь налегке!

Легче бы запоминать, если б словари создать.

А словарь нужен такой, чтоб всегда был под рукой,

Пишем ли мы изложение, иль диктант, иль сочинение –

Словарь рядышком теперь: сомневаешься проверь!

Так запомнятся быстрее все словарные слова.

И тогда, может, не будет болеть моя голова.

Ученые дяди и тети, неужто вы нас не поймете?!

Словарь нам нужен такой, чтоб был он всегда под рукой.

                                                                                                     (В. Коробкина)

4.  Заключение.

Выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы: игра активизирует образовательный процесс и вызовет познавательный интерес как к работе со словарями, так и к предмету русский язык.

5. Рекомендации по применению в практике других педагогов: данное мероприятие рекомендуется проводить после изучения тем: алфавит, лексическое значение слов, фразеологизмы, правописание безударных гласных в корне слов, непроверяемых ударением.

  1. Список источников.
  1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2002.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 800000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова; Азбуковник, 1999.
  3.  Прокофьева О. В., Русский язык. Работа со словарными словами. Система упражнений, диктанты, кроссворды, загадки. 1-4 классы. - Изд. 2-е, испр. -  Волгоград, издательство «Учитель». - 123 с.
  4. Учимся говорить правильно. Для начальной школы. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 47, [1] с.: ил. – (Я учусь на 5+).
  5. Фокина А. С. Развиваем речь. Мой первый фразеологический словарик: для начальной школы/ Ф. С. Фокина.  – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 47, [1] с.: - (Я учусь на 5+).

 список электронных ресурсов:

https://www.youtube.-com/@aodbru



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации