Урок на тему «Сложные предложения с различными видами связи. Повторение» (9 класс)
Сложные предложения с различными видами связи. Повторение.
Цель:……………………………………………………………………………………
Задачи: знать………………………………………………………………………… уметь……………………………………………………………………………………
1.Разминка. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка.
Рождё..ые в неволе медвежата, полирова..ая мебель, золочё..ый купол, глиня..ые дощечки, масл..ный крем, маринова..ый огурец, ране..ый боец, масле..ица, жела…ый, стари..ый, смышле..ый ученик, оловя..ый, отчая..ый, жаре..ый картофель, жаре…ый в духовке, свежезамороже..ый, ране..ый в руку, гости..ица.
2. Закрепление.
А) Прочитать текст, заполнить таблицу после текста номерами предложений.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
Простые предложения |
ССП |
СПП |
БСП |
СП с разными видами связи |
|
|
|
|
|
Б) Выписать СП с разными видами связи и сделать синтаксический и пунктуационный разбор
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.Контроль.
1. Сколько грамматических основ содержится в предложении.
Минуты ожидания наступления тянулись медленно, старый вояка, нервно покуривая трубку, смотрел вдаль, не отрываясь; недавно балагурившие бойцы притихли, никто не произносил ни звука, только где-то вдалеке крикнула какая-то птица и тут же умолкла.
А) 7 Б) 5 В) 6 Г) 8
2. В каком варианте ответа отмечены все цифры, на месте которых должны стоять запятые
Автор убедительно показывает (1) что не бывает войны без жертв (2) но умение командира руководить боем (3) его совесть (4) и разум (5) должны сделать эти жертвы минимальными.
А) 1,2 Б) 1,2,3 В) 1,3,4 Г) 2,3,4,5
4.Домашнее задание: творческая работа – сжать предложенный текст.
1. Исключение подробностей. Сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение. Сначала вычленяем существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем текст.
Стартовый тест.
1д
2в
3г
4г
5д
6б
7д
8д
9д
10д
11г
12в
13а
14г
13-14П-«5» 11-12П – «4» 7-10П – «3»
Простое предложение и его грамматическая основа
е
а, г, д, е
а, в, е
г
9+ - «5»
7-8+ - «4»
5-6 + - «3»
Обращение, вводные слова и вставные конструкции
1. в.
2. г.
3. б, в, г.
Понятие о сложном предложении
1.В
2.Б
3.Б
4.Б
5.Б
6.Б
7.А
8.Б
Надежда Алексеевна Паршукова
Тарунина Вера Александровна
Надежда Алексеевна Паршукова