12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1809
Россия, Курганская обл., Куртамыш

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным

Цель:…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

Задачи: знать ………………………………………………………………………………………
уметь………………………. ………………………………………………………………………..
1.Разминка. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки .Определи вид придаточного в СПП.

1.Нет матери, которая (не)хотела бы гордит..ся своим ребенком. …………..…………

2. Только став отцом, я понял, как мои р..дители любили меня.………………

3.Если вам удаст..ся внушить своим детям уверенность в сп..собности достичь любой цели, вы успешно исполнили р..дительский долг.....................................................................

2.Новый материал. Пользуясь справочным материалом, дополни таблицу


Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

К чему относится?

На какой вопрос отвечает?

Средство связи

Пример

Образа действия, меры и степени


Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов

Места



Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.


Времени

Главное предложение


Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Причины

Главное предложение





Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно

Цели


Чтобы, для того чтобы и др.



Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.


Условия

Главное предложение





Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.

Уступки

Главное предложение


Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Сравнения


Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.


Следствия

Главное предложение




Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.


3.Закрепление

А) Прочитай. В парах выполни задания после текста.


(1) Отец был намного старше мамы. (2) Он не умел играть в волейбол, не умел бегать на лыжах, плавать диковинным стилем баттерфляй так хорошо, как умела мама. (3) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (4) Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику. (5) Она вытаскивала в коридор сразу три коврика: для себя, для отца и совсем маленький для Кольки. (6) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (7) Когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке и всем остальным совсем молодым. (8) И вслед за мамой все уважительно именовали его:

(9) – О справедливейший из справедливых!

(10) И папин свисток был для спортсменов законом. (11) Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме:

(12) – Мне снова легко дышится... (13) Снова легко!

(14) И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

(15) А дома судьей была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, не напоминала вслух о правилах жизни.

(17) Но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись ее решениям, потому что эти решения были справедливы.


– Определите основную мысль текста? .............................................................................. ................................................................................................................................................................

Разберите предложение 17.
– Пользуясь таблицей, определите вид придаточного предложения.
…………………………


Б) Самостоятельно найти и разобрать в тексте СПП с придаточным обстоятельственным, определить по таблице вид придаточного предложения. Провести взаимопроверку.

4. Контроль

1. Придаточные образа действия присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов:А)как, насколько Б) несмотря, словно В) что, чтобы

2.Укажите вид обстоятельственного придаточного в предложении Когда супруги начинают тянуть одеяло на себя, семья рискует развалиться. А)места Б)условия В)образа действия

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.А) Чего только не приходит в голову, когда пишешь письмо любимому. Б) Там, где тебя всегда ждут, обычно живут родители. В) Замуж не напасть, кабы замужем не пропасть.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условным.А) Пока варился чай, я успел сделать несколько фотографических снимков. Б) Едва приедешь домой, как сразу начнутся расспросы.В) Если мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

5.Придаточные условия присоединяются к главному с помощью:А)что, чтобы б) если, коль скоро в) точно, хотя


5. Домашнее задание: § 24, упр 127(выполнять по заданию I или II).Сведения из таблицы выучить, подготовиться к проверке по СПП с придаточными обстоятельственными.




Справочный материал

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

 1. СПП с придаточными времени. Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака. Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

 2. СПП с придаточными места. Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.

 3. СПП с придаточными причины. Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными. Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

 4. СПП с придаточными следствия. Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого? Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной — союз чтоЗа лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени. Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому. Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро(ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).

 5. СПП с придаточными условия. Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части. В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если. Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).

 6. СПП с придаточными цели. Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только. Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.

 7. СПП с придаточными уступки. В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. Придаточное уступки относится ко всей главной части. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:1) союзами хотя, хотя ... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др.2) союзными словами в сочетании с частицей никак ни, сколько ни, что (бы) и др. Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

 8. СПП с придаточными сравнения. Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным. Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.

 9. СПП с придаточными образа действия. Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как. Придаточные образа действия располагаются за главной частью. Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.




Опубликовано в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.