Урок на тему «Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Пунктуация ССП» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 9 March в группе

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Пунктуация ССП

Цель:  обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам.

Задачи: знать … …………………………………………………………………………...; уметь …………………………………………..

1.Разминка А) орфографическая.

1. Укажите слово с безударной чередующейся гласной в корне 1) насаждения 2)потерять 3)макать 4)удалиться

2. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне 1)пеликан 2)озарение 3)ачаровать 4)растерие

3. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне 1)заря 2)удивительный 3)вытирать 4)перпендикуляр

4.Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне 1)экспедиция 2)непромокаемый 3)обрамление 4)пергамент

 

б)Разминка синтаксическая. Проанализируйте предложения, определите вид СП, запишите свой ответ. Проведи с соседом по парте взаимопроверку

Предложения

Предполагаемый ответ

Свой ответ

1.Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

БСП

 

2.Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

ССП

 

3.Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит

СПП

 

4.Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

СПП

 

5. Луна сияла, июльская ночь была тиха.

ПП

 

 

2. Новый материал. Используя таблицу из урока «Понятие о ССП», выполнить задания.

А)У каждого предложения указать разновидность смысловых отношений между частями ССП. Составить схемы предложений. Сделать вывод.

Предложение

Смысл.

отношения

Схема.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

 

 

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

 

 

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

 

 

4.Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

 

 

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

 

 

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

 

 

Б)Учебник ξ16 стр.42, выписать , когда в ССП запятая не ставится

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

 

Закрепление. Расставить знаки препинания в предложениях, графически объяснить их постановку(1 пред-е на выбор)

«3» То светило солнце то шел дождь.

«4» На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.

«5» Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.

 

3. Контроль знаний. Выполнить тест.

1. Найдите сложное предложение.

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, зато мысль говорящего была занимательна.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

 

4.Домашнее задание ξ13-16, упр.72 или 73 ( в тетради)

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации