Конспект урока по истории на тему «Смута в Российском государстве» (7 класс)
Конспект урока по истории в 7 классе.
Автор: Безденежных Екатерина Михайловна
Тема урока: «Начало смутного времени» урок № 1 в теме «Смутное время».
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: познакомить с причинами Смуты, ходом исторических событий и итогами Смутного времени,
План:
1. Причины Смутного времени
2. Самозванец. Политика нового правительства
3. Боярский заговор
4. Царь Василий Шуйский
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
Формируемые УУД:
Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу,
Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в паре; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.
Оборудование:
Учебник «История России. 7 класс. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС» Данилов, Курукин, Арсентьев, Токарева
Проектор; ПК; Презентация PowerPoint; Доска и мел; Портреты исторических деятелей; карточки датами; рабочие листы, рефлексия, Лото «правление Ивана Грозного» Раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный этап |
Приветствует учащихся, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. |
Приветствуют учителя, воспринимают его речь, проявляют интерес к материалу изучения.
|
2.Актуализация знаний (повторение ) |
Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Учитель: Мы переходим к изучению 17 века. Для того, чтобы изучение было успешным, давайте еще раз повторим основные вопросы века 16. Лото. Работа в парах. -На партах у вас есть карточки, на которых напечатаны ответы. На маленьких карточках вопросы и задания по политике Ивана 4 и Федора Ивановича. Пожалуйста соедините ответы и вопросы. ВРЕМЯ 2 минуты Проверка: Перевернув ответы у вас должна получиться картина, связанная с событиями, которые будем изучать сегодня. Учитель показывает на слайдах картины Учитель: мы попробуем самостоятельно определить тему нашего урока.
|
Работа в парах
4 минуты
Ученики проверяют правильность выполнения
Рассматривают картины на слайдах |
3.Обьявление темы и цели урока |
Учитель: Тема нашего урока «Начало Смутного времени». Запишите тему в ваш рабочий лист. Цель нашего урока: почему период конца 16 начала 17 века называется Смутой? План урока. 1. Причины Смутного времени 2. Самозванец. Политика нового правительства 3. Боярский заговор 4. Царь Василий Шуйский
|
Используют имеющиеся знания. Выдвигают варианты формулировок, участвуют в обсуждении, анализируют. Отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока. |
4. Изучение нового материала |
** Ошибочное выражение **Причины Смуты Учитель: Сегодня нам предстоит рассмотреть важный период в истории Российского государства – Смутное время. . Почему же Россия вступила в это тяжелое время? Работа с документами. Познакомьтесь с документами 1 ряд найдите экономические причины Смуты 2 ряд – социальные 3 ряд- -политические ВРЕМЯ: 3 минуты Проверка: каждый ряд зачитывает причины, которые выявили. А остальные заполняют оставшиеся столбики в РЛ. Таблица заполнена. Теперь давайте заполним хронологическую линию -Кто пришел к власти в 1598г? - Какие события запишем под датами 1601-1603 гг? 1603-1604?
Подвести итог: мы разобрали причины Смутного времени. Вы увидели, что их было много и они задели практически все сферы общества. |
Воспринимают речь учителя.
Читают исторические документы, воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения. Выясняют причины Смутного времени, заполняют РЛ |
2. Самозванец. Политика нового правительства -Кто такой самозванец? Самозва́нец — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных или политических целях. Ответим на 2 вопроса: Кем был самозванец? За кого себя выдавал и почему? Работа с учебником. С 10 п.3 чтение. Работа с текстом -Как характеризуют Лжедмитрия авторы учебника? -Почему Лжедмитрию удалось взойти на трон без особых усилий? -Какие слои населения поддержали самозванца? Обратите внимание на слайд. Так пушкин писал о причине успеха Лжедмитрия 1.
Давайте сделаем записи в РЛ. Отметим на хронологической ленте начало правление Лжедмитрия. 1605 – вторжение в Москву при поддержке Польши Задание : Лжедмитрий 1 для восшествия на престол создал свою политическую программу. Познакомьтесь ней. (в РЛ). Самостоятельно прочитайте о политике нового правителя и отметьте те пункты, которые Лжедмитрию удалось осуществить. Самостоятельная работа 3 минуты. Проверка
1606 г – боярский заговор, казнь Лжедмитрия 1.
Итог: мы познакомились с личностью Лжедмитрия 1. Он обманом взял власть в свои руки, раздав большое количество обещаний, которых выполнить не смог. Вызвав тем самым гнев не только простого народа, но и боярской верхушки. Я хочу чтобы история Лжедмитрия 1 стала для вас примером, когда вы даете обещание… ФИЗМИНУТКА |
Варианты ответов детей.
Ответы: За царевича Дмитрия. Потому что погиб при невыясненных обстоятельствах. Чтение учебника. Работа с текстом.
Записывают в рабочий лист.
Самостоятельная работа с учебником. 3 минуты. Проверка. Вывод. |
|
3. Царь Василий Шуйский. Учитель: Российский трон снова опустел. Но уже в 1606 году был созван Земский собор для выбора нового правителя. Им стал Василий Шуйский. Давайте занесем Василия шуйского в Р.Л., обратите внимание на даты его правления. Сегодня на уроке мы познакомися с личностью нового царя и сначалом его правления.
Что же это был за человек? Узнаем мнение доктора исторических наук, автора новогоо учебника по истории России Мединского В.Р.
Видео фрагмент из лекции Мединского. -Какую характеристику дает Мединский Василию Шуйскому?
Учитель: но воцарением Шуйского многие в стране были недовольны, поэтому практически одновременно с его воцарением начинается одно из крупнейших восстаний Смутного времени - восстание И. Болотникова. Давайте занесем это событие на ленту времени.
Княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол В. Шуйский дал крестоцеловальную запись, -Предположите, что означает слово «Крестоцеловальная»???? Учитель: обратите внимание на слайд. Прочитайте пункты Крестоцеловальной записи. - Какой из пунктов вы считаете наиболее важным? Почему? -Как вы думаете эта запись ограничивала власть царя?
И так, мы познакомились с личностью Василия Шуйского. О политике выкликнутого царя мы узнаем на следующем уроке.
|
Записывают в рабочий лист
Смотрят видео, отвечают на вопросы.
Ответы детей
Пишут в ленте времени восстание Ивана Болотникова.
Ответы детей: целовал крест, клялся.
Отвечают на вопросы. Аргуменируют ответ Теоретически - да, так как самодержавие подразумевает под собой неограниченную власть монарха, а клятва ограничивала эту самую власть (на словах). |
|
5. Закрепление, подведение итогов |
Ребята, сейчас мы выполним с вами небольшое задание. Внимание на экран. этот перечень событий, который вы видите на экране, нужно распределить между правителями. Можно пользоваться записями, сделанными на сегодняшнем уроке. Вызвать одного ученика к доске. Выполнение 3 минуты. ПРОВЕРКА Сегодня на уроке мы начали знакомство со Смутой. Пришло врем ответить на вопрос, который мы задали в начале урока. почему период конца 16 начала 17 века называется Смутой? Т. О. Смута— это период в истории России, связанный с накоплением в обществе социально-экономического недовольства, а также политическим и династическим кризисами.
|
Выполняют задание в рабочих листах.
Предлагают варианты ответа на вопрос урока |
6. Объяснение домашнего задания |
С 10-14 читать. Составить таблицу по восстанию И. Болотникова
|
Записывают домашнее задание |
Рефлексия |
Учитель: Ребята, на столе у вас лежит «Телефон» напишите мне, пожалуйста сообщение об нашем уроке
Спасибо всем за урок. |
Записывают в телефоны ответы на вопросы. |