Сочинение "Герой нашего времени"
Герой нашего времени
1) Кого можно считать героем нашего времени в литературе XIX века?
2) «Герой своего времени» в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
3) Моё мнение о герое нашего времени.
Герой нашего времени… Как это понятие было близко нам при изучении литературы XIX века! Мы неоднократно встречались с типичными людьми «золотого века» и уже составили точный вердикт: только тот человек считается героем своего времени, кто все свои силы и жизнь полностью отдаёт обществу, думает, прежде всего, не о себе, а о других.
В литературе XX века также остро стоял вопрос о герое своего времени. Каждый писатель по-своему представлял образ настоящего человека, идущего в ногу со временем. Но не всегда «удачными» были эти герои, так как на их взгляды и социальное развитие влияло капиталистическое общество. «Господами нового времени» можно назвать героев произведений Ивана Алексеевича Бунина. Один из них - герой рассказа «Господин из Сан-Франциско». Это американский миллионер, давно утративший свою индивидуальность, имени которого никто не запомнил. Когда-то одержимый «золотой лихорадкой», он приехал в Новый Свет из Европы.
Герой – Господин, Хозяин… Чего? Жизни? Истории? Собственной семьи? Сундуков золота? Писатель заставляет задуматься над призрачностью этой «идеи фикс», которая может поработить умного, в чём-то талантливого, работоспособного человека, – поработить и убить. Все свои силы и талант он положил на то, чтобы заработать большой капитал, эксплуатируя наёмных китайцев.
На протяжении всего рассказа Иван Алексеевич Бунин акцентирует внимание на герое, который решил вознаградить себя за годы неустанного труда, потраченного на обретение прочной материальной базы и равенства с теми, кого он «некогда взял себе за образец». Да, он много поработал, но не на благо общества, а только на себя. Все силы были отданы золотому тельцу… А теперь он хочет получить удовольствия, которые можно купить за деньги. Но его представление о счастье очень своеобразно: «…иной раз сидишь за столом или рассматриваешь фрески рядом с миллиардером». И это уже счастье!
И вот господин из Сан-Франциско наслаждается солнцем Южной Италии, в его планы входят Ницца, Монте-Карло, Рим и Флоренция, Париж и Венеция, Севилья, Афины и Константинополь, Палестина, Египет и даже Япония. Что же в этом плохого? Поработал – можно и отдохнуть. Но в его планах есть что-то потребительское. Главный герой рассказа расшвыривает свои миллионы на подобострастия и низкопоклонство. Он пьёт шоколад, вино, принимает ванны, делает гимнастику. Но разве это и есть конечная цель героя своего времени? Конечно же, нет. Чужой, продажный мир поглотил этого человека. Ему свойственно высокомерное отношение не только к простым людям, но и к отдельным народам («с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами»). Но был ли он настоящим гражданином своей страны? Я думаю, нет. Не случайно автор опускает все индивидуальные характеристики героя: имя, историю жизни, его состояние.
Человеческое начинает проявляться в нём только при смерти: «черты его начали утончаться, светлеть». Резко меняется к нему отношение окружающих: «умерший», «покойный», «мёртвый» - так теперь именует автор своего героя и подсознательно наводит нас на мысль: а был ли господин из Сан-Франциско подлинным человеком, героем своего времени?! Конечно же, нет, ведь он был увлечён корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, он неспособен осмыслить и понять мелочность своих стремлений, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в житейской мудрости, доброте и духовности.
Я считаю, что господин из Сан-Франциско не достоин такого важного звания – «герой своего времени», которое нужно заслужить. Человек должен понять, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в том, какую память он оставит людям о себе. Только тогда он сможет стать «героем своего времени».