Сочинение по рассказу А. Костюнина «Вальс под гитару»
Сочинение по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару».
Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы.
Моцарт
Обыкновенный школьный день. Урок литературы… Учительница чем-то возбуждена.
- Ребята, кто желает принять участие в конкурсе сочинений по творчеству А. Костюнина?
Фамилия автора мне не знакома. Слушаю небольшую справку о биографии писателя. Учительница негромко начинает читать рассказ «Вальс под гитару». Он о нашем сверстнике, кажется о мальчишке с соседней улицы, которого я очень хорошо знаю. На мгновение мне показалось, я тоже сел в тот автобус, слышу историю мальчика. Вдруг голос учительницы затих на самом интересном. А что же дальше? Это мне предстояло узнать дома. Рассказ прочитал на одном дыхании.
Главный герой рассказа – обычный четырнадцатилетний паренек, в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза, с гитарой в руках. Мы узнаем, что он заканчивает музыкальную школу по классу баяна и мечтает научиться играть на гитаре. Этой мечтой он похож на меня.
В рассказе у него нет ни имени, ни фамилии, просто мальчишка. Герой страдает от непонимания взрослых, требовательности учительницы музыки. В один момент мальчишка не выдержал этих рухнувших на его плечи проблем. Он почти сдался, но принял решение и написал заявление в музыкальную школу, чтобы его отчислили. Поставил месяц, число, год, расписался. И, как только решение принял, успокоился. И подумал: «Ну, все!» Я подумал, как все? Неужели отказался от мечты, любимого дела, сдался? Чувствую раздумывает герой: « Правильно ли поступил?» Решает пойти в музыкальную школу в последний раз. По пути мальчик-баянист загадал: «Вот подниму сейчас голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке получу». Березок оказалось четыре. Не то, чтобы он был уверен в этой оценке, просто стал желать ее. Не случайно автор выделил эпизод с березками. Растущие деревца вдоль тропинки, на которые подросток не обращал внимания, придали сил, уверенности в себе, и не позволили совершить опрометчивого поступка.
Мне кажется, что прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получиться человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой; сделай её полезной», - сказал Павка Корчагин.
Пропала тогда у мальчишки и дрожь перед учителем, взял он инструмент, «и музыка полилась совсем другая», похожая на бег муравья. Мои пальцы - будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь». Баян рождал музыку, музыка – уверенность в своих силах, в себе. Она приказывала мальчишке:
Не отступать,
Даже если страшно,
Быть всегда на волне мечты,
Чтобы никогда не угасла
Жажда жизни, знания, красоты.
Я думаю, что человек, выросший в окружении красоты русской природы, изначально талантлив. Не может он сдаться, отказаться от мечты и от любимого дела. И герой рассказа не сдался, к нему вернулась уверенность в своих силах. Одним словом, назвал он все «Волшебство какое-то». И стал мальчишка музыку во всем слышать: «А музыка - она везде. Машина гудит - музыка. Да вот, - он два раза озорно притопнул ногой, - и это музыка».
О семье мальчика мы знаем немного. Отец был военный и погиб в одной из горячих точек. Может, именно поэтому мальчик незнакомому мужчине стал откровенно рассказывать о своем большом достижении - победе над собой, над всеми трудностями, которые казались ему огромными. Но теперь жизнь с «закрытыми глазами» осталась позади, а впереди - конкретная цель, ежедневный труд, и чувство гордости за себя самого. И это можно выразить словами песни:
Пока я ходить умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед…
«Вальс под гитару»?, какое нежное и красивое название рассказа. Мне кажется, его автор выбрал не случайно. Любимый вальс отца «На сопках Маньчжурии» герой исполнял на концерте, как и полагается, на баяне: «Выхожу на сцену. Боюсь...Колени дрожат». С волнением ему помог справиться именно отец, образ которого он представил во время исполнения. «Мне кажется, папе понравилось», - говорит герой.
Отец помог сыну в ответственный момент его жизни. Я думаю, что желание мальчика сыграть вальс на отцовском инструменте - гитаре, которая помнит его:
На стене притихшая гитара,
Гриф истерт, и лак поблек в пыли,
Помню: у тебя она звучала.
А другие… лучше не могли, -
это выражение сыновней благодарности героя своему отцу.
В рассказе большая роль этой чудесной перемене отводиться погибшему отцу мальчика. Он был как бы стимулом, заставлявшим поверить в себя, образцом для подражания. Герой рассказа, безусловно, очень целеустремленный и самостоятельный человек: сам поехал ремонтировать гитару (безуспешно, оказалась очень старой). Безусловно, незнакомец, слушающий мальчика в автобусе, очень чуткий, делающий добрые дела человек. Он помогает пареньку поверить в чудо и увидеть это ЧУДО – чудо бескорыстных человеческих взаимоотношений. А чудеса творит сам человек. Чудеса случаются! Был день Светлого Христова Воскресения.
Сюжет рассказа Костюнина - это история из повседневной жизни, прочитав рассказ «Вальс под гитару», я понял, что не стоит опускать руки даже в самых трудных и, казалось бы, безвыходных ситуациях, когда весь мир против тебя, когда не хочется никого видеть, лишь бы поскорей прошел день. Порой достаточно доброй улыбки незнакомого человека.
Время идет. Многое меняется. Девчонки и мальчишки взрослеют. Мы идем навстречу новой жизни. Мы идем с раскрытой душой. Мы идем в жизнь со своим мечтами, желаниями и произведения Александра Костюнина помогают нам и актуально вписываются в современную жизнь! Я с удовольствием познакомился с творчеством этого автора.