Урок литературы в 6 классе «Твоя судьба – укор для меня» (по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка»)

3
0
Материал опубликован 2 December 2021
Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Твоя судьба – укор для меня» (по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка»)


Цель – выявить нравственные вопросы в раскрытии темы изгойства на примере рассказа А. Костюнина «Рукавичка».

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с новым для них автором и его рассказом «Рукавичка».

Развивающие:

способствовать развитию творческого воображения и развитию речи учащихся.

Воспитательные:

формировать сочувствие, принятие человеческой индивидуальности, чувство ответственности за свои поступки и милосердия к оступившимся.

Используемые материалы: компьютер, презентация, иллюстрации, текст рассказа.

Методические приёмы: выразительное чтение учителя; прогнозирование по заглавию, отдельным словам и предложениям, иллюстрациям; чтение с остановками; этическая беседа; пояснение учителя; письмо автору; приёмы рефлексии.


I. Вступительный этап

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок литературы будет необычный. Мы сегодня проведём урок внеклассного чтения. Скажите, вы уже знаете, что это такое? (ответы учеников, примерный ответ: это уроки, на которых рассматривают произведения не из школьной программы).

У: Отлично! Сегодня мы будем знакомиться с небольшим рассказом современного автора Александра Викторовича Костюнина. Скажите, кто-то слышал уже это имя? (скорее всего, учащиеся не знакомы с данным автором).

У: Хорошо, тогда расскажу вам некоторые факты из биографии писателя.

Из биографии: родился 25 августа 1964 года в Карелии. После школы поступил на факультет сельского хозяйства и экономики в университет Петрозаводска. Окончив его, долгое время работал на стратегическом предприятии России «Судостроительный завод». На сегодняшний день Александр Костюнин член совета директоров по обороне при Председателе Совета Федерации. Писателем становится лишь в зрелом возрасте. Все его произведения автобиографичны. На данный момент у Костюнина выпущено 3 сборника рассказов, 1 сборник стихов, 4 сборника дневниковых записей о Кавказе. Помимо этого, Александр Викторович активно занимается фотографией. Его фотокартина «Родительский дом» долгое время висела в кабинете президента нашей страны в Кремле.

У: Один из рассказов Александра Костюнина мы с вами и рассмотрим сегодня. Рассказ называется «Рукавичка». А тема нашего урока будет звучать следующим образом – «Твоя судьба – укор для меня», в ходе нашего разговора вы поймёте, что означает эта цитата. Давайте обратимся к названию рассказа, как вы думаете, исходя из заглавия, о чём это произведение? (предположения учащихся).

У: Хорошо, сейчас на слайде вы видите слова и фразы из текста произведения, давайте с ними поработаем и попробуем составить сюжет рассказа (слова: я не был отличником, в первом классе, кабинет труда, пропала рукавичка, недобрая пауза, вор, он стал изгоем). Обратите внимание на иллюстрации учеников к данному рассказу (на слайде несколько иллюстраций, взятых с сайта автора). Опираясь на предложенные слова и иллюстрации, предположите, как сложится судьба главного героя? (выслушать предположения детей; важно: на данном этапе учитель не даёт никаких комментариев, только выслушивает все размышления учащихся).


II. Этап художественного восприятия с элементами анализа

У: Отлично, вы высказали свои предположения, давайте теперь познакомимся непосредственно с текстом произведения (чтение рассказа учителем, текст читается выборочно, не полностью, до слов «Ты это сделал. Вор!»).

У: На этом рассказ не заканчивается, как вы думаете, что будет дальше? Что случится с Юркой? С рассказчиком? (ученики прогнозируют; важно: учитель не даёт комментариев, только выслушивает прогнозы учащихся). Очень интересно, у нас получились самые разнообразные варианты судеб, но давайте дочитаем рассказ и посмотрим, прав ли был кто-то из вас в своих предположениях (учитель дочитывает рассказ и делает небольшую паузу).

У: Ребята, ожидали ли вы такого финала? (ответы детей; на данном этапе важно предоставить ученикам возможность высказать все свои эмоции и впечатления от текста).

Затем учитель организует беседу этического, нравственного содержания по следующим вопросам: Был ли выход у Юрки? Если был, то какой? Правильно ли поступили ребята с Юркой? Что можно было сделать, чтобы не допустить трагедии? А что мог сделать рассказчик, друг Юрки? Был ли у него другой выход? Почему рассказчик возвращается к этой истории спустя много лет (затрагиваем ключевой мотив рассказа – мотив раскаяния)? Легко ли рассказчику будет жить с таким грузом (транслируем ученикам мысль, насколько тяжело жить с чувством вины)?

У: Вернёмся к теме нашего урока, кто произносит эти слова? Что значит укор? Как вы понимаете эту фразу? (рассуждения учеников).

У: Ребята, а сейчас вы готовы ответить на вопрос, почему рассказ называется рукавичка? (крохотная кукольная рукавичка стала причиной большого человеческого горя).


III. Заключительный этап

У: Скажите, ребята, тема взаимоотношений в коллективе, неприятие одного ребёнка группой была новой для вас? Или вы уже обращались к ней? (ученики должны вспомнить «Дети подземелья» В.Г. Короленко). Как вы думаете, в современном мире существует такая проблема? (предположения учеников). Конечно, ребята, данная проблема и сегодня существует в коллективах, но вы всегда должны помнить, что даже из тягостных жизненных ситуаций есть выход, вы сами сегодня предложили очень много вариантов выхода! (обратиться к ответам, которые были предложены учениками в качестве варианта выхода для Юрки и для рассказчика, некоторые озвучить ещё раз).

У: Если вам понравился рассказ «Рукавичка», то я очень рекомендую почитать и другие произведения Александра Костюнина, их вы можете найти в свободном доступе на сайте автора. Если же вам захочется почитать что-то на тему взаимоотношений в коллективе, то прочтите повесть «Человек дейтерия» Олега Раина.

У: Ребята, как я уже сказала, у Александра Викторовича есть свой сайт, там постоянно проходят различные конкурсы рисунков и сочинений учащихся, таких же ребят, как и вы. Вы, конечно, тоже можете участвовать в этих конкурсах. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу – написать письмо автору. Александр Костюнин часто общается со своими читателями, особенно с учениками. Сегодня у вас есть возможность написать ему письмо, в этом письме вы можете задать вопрос автору, поделиться своими эмоциями, высказать впечатления от рассказа, может даже что-то посоветовать! (раздать ученикам заранее подготовленные листы для письма автору; очень важно не ограничивать ребят во времени, необходимо дать им возможность наиболее полно выразить все чувства и эмоции).


IV. Рефлексия.

У: Наш урок подходит к завершению, можете потихоньку сдавать свои работы, если желаете их озвучить, то можете зачитать вслух (выслушать учеников, которые захотят прочесть работы). Спасибо, вы большие молодцы, очень интересные вопросы задаёте, высказываете мысли. В качестве рефлексии предлагаю вам сегодня продолжить лишь одну фразу «Мне сегодня на уроке было...» (ученики составляют внутреннюю речь, продолжают предложенную фразу).

У: Молодцы, мы сегодня познакомились с новым для вас автором, прочитали рассказ «Рукавичка», побеседовали, написали письмо автору, каждый из вас поделился своими впечатлениями, все отлично поработали! Остались ли какие-то вопросы? Тогда давайте заканчивать наше занятие, всем спасибо за урок, до свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.