Урок литературы по рассказу А. Костюнина «Поводырь» (4–8 классы)

2
1
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Технологическая карта урока литературы в 7 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны

Тема

«Учатся у тех, кого любят» по рассказу А. Костюнина «Поводырь»

Цель

пробудить интерес к анализу художественного произведения

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в рассказе.

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание рассказа «Поводырь» А. Костюнина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, анализировать художественное произведение

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Прививать интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Межпредметные связи

Речь и культура речи, история, культурология

Ресурсы:

Распечатанный текст, презентации

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Эпиграф

«Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик»

«Почему люди такие злые»

А.Костюнин

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель: Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Доброе утро, ребята. Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок:

Осип совсем ослаб.

Целый чан у цапли чая.

Цапля-врач больных встречает.

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

Показываю слайды-фотографии на тему «Милосердие»

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Эпиграфом я взяла слова Александра Костюнина. Сегодня мы поговорим не только о рассказе «Поводырь», но и о Дагестане, о традициях, об учителе…

Зачитываю отрывок «Идет урок. Сидим: шесть парт -так….» до слов «Раздается сдавленный смех». ЧИТАЮ ПОД МЕДЛЕННУЮ КРАСИВУЮ МЕЛОДИЮ.

Вы дома прочитали рассказ, попробуйте мне назвать тему урока, на ваш взгляд.

Хорошо. С произведениями Александра Костюнина мы знакомились на уроках русского языка, когда вы искали в текстах его рассказов причастия. Каждое произведение -это целый мир. Сам Костюнин взял эпиграфом к этому рассказу слова И. Гете «Учатся у тех, кого любят».

-Как вы понимаете эти слова?

-Автор говорит и еще об одном учителе – маме, почему?

О милосердии, о рассказе.

Называют тему урока


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

Предлагаю разобраться со значением слов:

Поводырь-

Кобзарь – учитель

Хабар -рассказ

Учитель-

(значение поводырь и учитель дети ищут в Толковом словаре, этимологическом)

- Какие слова близки по значению?

-Может быть, вам теперь стало понятнее, как перекликаются эпиграфы к рассказу?

Работа со словарем

Поводырь -тот, кто помогает кому-н. идти, водит кого-нибудь.

Кобзарь – учитель

Учитель -1. Лицо, которое обучает чему-н., преподаватель.2. Глава учения, человек, который учит чему-н.

Хабар -рассказ

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания

Цель -развитие читательских умений.

Обратимся к тексту.

-Кто является главным героем?

Найдите, каким Антонина Карловича видит Магомед в первый раз?

-Найдите по всему тексту слова, которые характеризуют учителя музыки?

-«Ночью мне снился старик, водил меня за руку». Как вы думаете, простой это был сон? Что он предвещал?

- Ребята, а как вы понимаете слова « Музыка стала для нас вторым языком межнационального общения»? Почему?

- Магомед говорит, что Антонин Карлович «служил мне поводырем в мире музыки». А когда еще в тексте звучит это слово? Какое значение в обоих случаях оно имеет?

-В тексте много лирических отступлений. Предлагаю поработать в группах

Слово об Учителе

Описание природы

Попробуем соотнести

А теперь попробуем нарисовать цветами, каким вы видите Антонина Карловича?

ЦВЕТОСЛОВО, звучит музыка.

Дети выходят, показывают рисунки, обсуждаем.

Магомед, Антонин Карлович

«седой старик в черном костюме играет на баяне», «слышу приглушенные звуки ЖИВОЙ музыки», «точно зачарованный мотылек, попал на огонь»

«мудрый», «добрый», «поводырь», «прочно засел в моей душе»

Ребята называли Магомеда поводырем

«Узнает по дыханию»,

«сильно сдал»,

«немощь, старческое увядание безжалостно подступали», «никому не нужный ,брошенный»

Описание зимы -с.47

-разучивает новую мелодию, «ночь глуха» (антитеза)

-«Ночь.Пешком.Закоулками.Кругом будто чернилами залито»

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Эпиграфом к уроку я взяла слова из произведения «Почему люди такие злые?».

Когда впервые звучит этот вопрос?

Злые только по отношению к учителю и Магомеду?

«Свою жизнь я полностью, без оглядки, посвятил любимому учителю. Он не отец мне, не дедушка, не дядя. Оказалось, важнее»

-Вспомните, где рос Магомед?

-Кто важнее отца, дедушки?

-Кого заменил Антонин Карлович мальчику?

- Как относится к учителю Магомед?

Провожал его, несмотря на то, что поджидали ребята, избивали, 5 лет был с ним.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

-Ребята, а вы знаете, как относятся на Кавказе к пожилым людям, семье?

Семья для дагестанца священна, именно с нее начинаются уважение и любовь к родителям, тухуму, родному селу, которые в свою очередь являются основой любви к Родине, к Дагестану, к Отечеству – России.

В соответствии с традиционными представлениями дагестанцев мужчина должен обладать мужественностью, благородством, трудолюбием, благочестием, честностью, щедростью, уважением к старшим, чувством чести и собственного достоинства, великодушием, смелостью, отвагой. Согласно этим нормам мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.

Существовало четко обозначенное подчинение главе семьи, а также старшему члену семьи. Любая просьба пожилого человека – как мужчины, так и женщины – для детей, подростков и молодых людей была законом. Отказ выполнить просьбу рассматривался как позор.

-Думаю, теперь вы можете ответить на вопрос, почему Антонин Карлович попросил отвести в дом престарелых, «кладбище живых»?

-«Не хочу один здесь». А там он не один?

- А как вы относитесь к пожилым людям? Всегда ли внимательны, слушаетесь, помогаете?

- Найдите ,как происходит прощание с Антонином Карловичем?

Сообщение ученика, учитель дополняет

Мужчине не следовало жаловаться на неудобство, боль, он понимал, что уже стар, никто ему больше не поможет, один он не смог бы.

Слезы на глазах Магомеда

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

-Все ли сделал Магомед для своего учителя? В чем себя до сих пор укоряет?

-Почему Магомед просит «не дать светлому человеку умереть, прекратиться»?

Эпиграфом к уроку послужили строчки «Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик». Как вы понимаете эти слова?

Рассказ заканчивается словами «Благодарность, хвала Тому, кто не умирает. Да будет так!» Объясните.

Молодцы, мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте составим синквейн об Антонине Карловиче

Поводырь

Темпераментный, неугомонный

Играл, учил, не прекратился

Прочно засел в душе

Учитель

«ОПОЗДАЛ»

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам поразмышлять над темой «Какой учитель -поводырь?»

Спасибо за урок

   


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Давно хочу провести урок по этому рассказу. спасибо!

15 April