Сочинение «Учимся финансовой грамотности на ошибках литературных героев»
Учимся финансовой грамотности на ошибках литературных героев
Вор не бывает богат, а бывает горбат
Народная пословица
В лексиконе современного человека слово «деньги» – одно из самых частотных. Изо дня его используют для сообщения различного рода информации: для озвучивания потребностей и постановки собственных целей («мне нужно заработать деньги»), для обдумывания возможности приобретения необходимых предметов быта («эта вещь стоит не так много денег»), для корректирования личного бюджета («не много ли денег я потратил на этой неделе?»). Более того, приведённый выше пример «круговорота финансов в жизни человека» вошёл в привычный мир настолько плотно, что никто не удивляется тому факту, что в наше время люди готовы на всё ради материального благополучия: квартиры попросторнее да одежды помоднее.
В погоне за «золотой антилопой» безнравственные люди не бояться пачкать свои руки, не заботятся о сохранении человеческого «Я». Все мы знаем примеры таких поступков, самый яркий из них – грабители, присваивающие себе любого рода имущество, принадлежащее другому человеку. Забавно, что не всегда их жертва честно его получила, как говорится: «украли украденное». Но если рассматривать эту проблему в масштабе огромной страны, в которой ежедневно совершаются подобные случаи незаконного изъятия личных вещей, становится уже не смешно.
Согласитесь, статистика преступлений в России за прошлый год пугает и настораживает – чуть больше половины (52,3%) всех зарегистрированных случаев нарушения закона составляют различные виды хищения чужого имущества: кражи, мошенничества, грабежи.
В присвоении чужого проявляется извращённая тяга человека к лучшему в материальном плане. К сожалению, это сопровождается отказом от моральных принципов ради собственного финансового благополучия.
Но только ли наш ХХI век богат на обделённых чувством чужой собственности людей? Или, может быть, неконтролируемая жажда к присвоению чужого у человечества в крови уже на протяжении многих десятков лет?
Литературные источники могут стать необходимым подспорьем в поиске ответа на этот вопрос. Этой теме посвящены многие известные произведения, среди которых «Бирюк» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но для меня признанной чёрной жемчужиной в теме безнаказанного хищения чужих материальных ценностей является комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», где во всей «красе» показан человеческий порок присвоения имущества – как отдельных людей, так и государства.
Городничий небольшого уездного городка Антон Антонович Сквозник-Дмухановский активно обкрадывает жителей доверенного ему поселения. Без укоров совести, со спокойной душой он прикарманивает деньги, выделенные ему на строительство необходимых для благополучной жизни горожан построек, и остаётся безнаказанным. Одним из примеров его произвола является якобы сгоревшая при начале постройки церковь, хотя на самом деле её строительство никогда и не начиналось.
«Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», – в сердцах признается он в одном из эпизодов комедии. И этот человек, виновный в бедах целого города, позволяет себе многочисленные оскорбления в сторону купцов, вздумавших жаловаться на него проверяющему из Петербурга, обвиняя тех в обмане и клевете! Но ведь истинный обманщик – он сам. Прочитав сцену общения городничего с купцами, понимаешь, откуда у него так много денег, с которыми он совсем без сожаления расстаётся, давая взятки псевдоревизору Хлестакову.
Действительно, чтобы задобрить проверяющего, присланного из Санкт-Петербурга, городничий притворяется человеком широкой души, щедрейшим и понимающим народ представителем власти. Он услужлив, учтив и приятен в общении, не устаёт поддакивать самозванцу, незаметно подавая ему ассигнации. А тот, в свою очередь, вовремя подметил это и, войдя в роль влиятельного человека, решил заработать на глупости чиновников.
Но когда Хлестаков спешно уезжает, набив свои карманы добровольно отданными ему финансами, а через некоторое время становится известно, что он не являлся тем, за кого его приняли, городничий понимает, что его обманули и, можно сказать, обокрали. Ему можно было бы даже посочувствовать, если не помнить, как именно он получил те деньги. Тоже украл.
Гоголевский «Ревизор» станет верным помощником как тем, кто принимает непосредственное участие в разоблачении такого рода преступников, так и бывалым государственным грабителям. Обе стороны могут открыть для себя что-то новое и поучиться на ошибках героев.
Для большинства совершеннолетних людей деньги являются смыслом жизни, ведь на них можно купить что угодно. Одни тратят свои энергию и время, отдавая их работе, чтобы по её окончании получить заработную плату, другие предпочитают более лёгкие, по их мнению, пути увеличения капитала. Общее между ними – жажда как можно большего количества денег. Они считают, что без этого в современном мире нельзя жить.
Может быть, моя мысль покажется детской и незрелой, но я считаю, что деньги – всего лишь эквивалент обмена, недостойный того, чтобы ему посвящали жизнь. Не уверена, что продолжу придерживаться этого мнения, всё-таки в настоящий момент я лишь ребёнок, полностью зависящий в материальном плане от своих родителей и не до конца понимающий сложность добывания финансов, но, надеюсь, к моменту моего взросления в мире что-нибудь изменится, и деньги перестанут им править. Ведь наравне с людьми, обречёнными на нездоровое стремление завладеть по возможности максимальным количеством хрустящих купюр, на свете живут и те, кто видит счастье не в них. Семья, друзья, питомцы – это тоже ценности, но только чтобы обрести и сохранить их не нужно лезть из кожи вон, а можно оставаться верным самому себе.