Программа развития финансовой грамотности детей «Азбука финансов»

3
0
Материал опубликован 1 October 2020 в группе

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Усть – Кубинский центр образования»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете № 5

от 27.05.2015

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 23 от 27.05.2015 г.

Заведующий

МАОУ «Усть – Кубинский центр образования»

________________ О.В Филатова





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Азбука финансов»






Возраст детей: 5 лет

Срок реализации: 1учебный год

Автор программы: Смирнова Марина Сергеевна

воспитатель первой категории


2020 год




Содержание программы:


Пояснительная записка


Цели и задачи Программы

Планируемые результаты освоения Программы


Описание форм и методов проведения занятий


Учебно-тематический план

Методическое обеспечение























1. Пояснительная записка


Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы познакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.


2. Цель и задачи Программы


Цель программы: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста

Задачами программы являются:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей)

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги

осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономичность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие

рационально оценивать способы средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.


3. Планируемые результаты освоения Программы


В процессе нравственно - трудового и экономического

воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность

и формирование элементарных экономических навыков.

В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.



В результате освоения Программы дети:


адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

сочувствуют и проявляют жалости к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.


4. Описание форм и методов проведения занятий


Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется два раза в неделю, во второй половине дня, в форме кружка.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.



Учебно – тематический план



Месяц

Тема

1

СЕНТЯБРЬ

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

2

«Какие бывают деньги»

3

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

4

«Зачем нужно уметь считать»

5

«Дом, где живут деньги»» (виртуальная экскурсия в банк)


6

«Путешествие рубля»

7

«Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности»

8

«Современный вид денег – пластиковая карта»

1

ОКТЯБРЬ

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

2

«Что такое семейный бюджет»

3

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

4

«Почему люди трудятся» (Беседа о

труде)

5

«Все работы хороши»

Защита проектов «Профессии в моей семье»

6

Деловая игра

«Юные финансисты»

7

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

8

«Сначала зарабатываем – потом тратим»

1

НОЯБРЬ

«Как правильно беречь деньги?»

2

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

3

Игра

«Хоть шести нам еще нет, формируем мы бюджет»

4

Наш город «Все профессии важны»

5

«Жила-была денежка»

6

Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье)

составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

экскурсия в банк;

игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

рисование банковской карты.

7

«Наши финансы»

8

«Деньги других стран?»

6

«Путешествие на экономическую планету

«Финансы»

7

« Не имей сто рублей, а имей сто друзей»


8

Игровая ситуация «Ты мне – я тебе»


1

ДЕКАБРЬ

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

2

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

3

«Копейка рубль бережет»

4

Какие деньги были раньше в России

5

Современные деньги России и других стран

6

«У всякого товара есть цена» Виртуальная экскурсия в магазин;

игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

7

Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта»

8

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

1

ЯНВАРЬ

«Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота

в мудрости народной)

2

Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню)

3

На что тратятся деньги

Практическая и игровая деятельность:

путешествие в страну «Увлекандию».

4

История монет

Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку».

5

В гостях у сказки «Цветик - семицветик»

6

«Финансовая безопасность»

1

ФЕВРАЛЬ

Познавательное занятие «Наука экономика»

2

«Учимся экономить»

3

Сюжетно-ролевая игра «Магазин или супермаркет, где выгодно»

4

«Как делать покупки с умом»

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение


5

«Реклама вокруг нас» Рекламы разные нужны и для продаж очень важны. еклама в сказках. Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила»

6

«В долг брать легко, да платить тяжело»

7

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение

8

«От купца до продавца»

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

1

МАРТ

«Производители и ресурсы» Познакомить детей с разными видами ресурсов: природными, капитальными, человеческими. Познакомить с понятиями: «товар», «потребитель», «услуги», «производитель», «экономия ресурсов».

2

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

3

«Сохранить и приумножить»

4

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

5

«Всякому делу учиться надо» Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

6

Станционная игра «Удачная покупка»

7

Занятия с элементами игры

«По страницам сказки

«Мужик и медведь»»

8

Сюжетно ролевая игра «Кладоискатели»

1

АПРЕЛЬ

«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

2

Беседа «Карманные деньги у детей»

3

Беседа «Моя копилка» Делаем копилку своими руками.

4

Викторина «Мы ребята деловые»

5

Игровое занятие

«Путешествие в сказочную

страну Финансов»

6

«Не имей сто рублей,

а имей сто друзей

7

Остров нужных и не нужных расходов.

8

«Путешествие по сказкам»

1

МАЙ

«История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика)

2

Правильное вложение денег.

3

Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт.

4

Интеллектуальная игра «Что, где, когда»

5

"дешево и практично" либо "дорого, но модно"? ( Просмотр мультфильма «Смешарики» Азбука финансовой грамотности)

6

Вернисаж «Мой рубляш» (Выставка рисунков)

7

Викторина «Что мы узнали о финансах».












5. Методическое обеспечение


Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.