Сочинение "Женская доля" (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Сочинение
Женская доля (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
«Ключи от счастья женского… заброшены,
потеряны у Бога самого»
Н. А. Некрасов
План
I. Галерея женских образов в отечественной литературе.
II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.
1. Попытка найти счастливого среди простого люда.
2. Счастье юной Матрены Корчагиной.
3. Ад среди мужниной родни.
4. Трагическая смерть Демушки.
5. «Губернаторша».
III. Восхищение Некрасова русской женщиной.
Русская классическая литература отличается богатством, глубиной, образностью, неповторимой яркостью чувств и эмоций. Особое внимание писатели уделяли женскому образу. Писатели-классики стремились изобразить женскую суть, сложные женские переживания максимально реалистично. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», главную героиню Ярославну. Этот прекрасный женский образ, наполненный лиризмом и красотой, великолепно иллюстрирует и общий образ женщины. Ярославна была самым настоящим воплощением верности и любви.
Еще один невероятный, запоминающийся образ женщины воссоздал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» – образ Татьяны Лариной. Она буквально влюблена в русский народ, в русскую природу, в патриархальную старину, и её любовь, словно золотые нити, насквозь пронизывает все произведение.
В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Её судьба всегда волновала поэта. Для Некрасова женщина – мать, сестра, подруга – средоточие национальной жизни. Её судьба – воплощение судьбы родной земли. Во многих своих стихотворениях и поэмах писатель говорит о тяжкой доле народа. Некрасов рассказывает о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте. В образе русской женщины поэт воплощает высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Героинями стихотворений и поэм Некрасова стали и простые крестьянки и княгини. Все они составляют неповторимый образ некрасовской величавой славянки, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Героини Некрасова способны на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». Но особое внимание поэт уделяет несчастной судьбе русских крестьянок, которые отличаются душевным богатством и способны стойко выдержать все жизненные испытания. Наиболее полно лучшие качества русской женщины раскрываются в образе Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В центре внимания Н.А. Некрасова, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки. Уже в портрете героини подчеркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
В описании Матрёны чувствуется суровость, строгость всего облика крестьянки. Именно ей, умной и сильной, Некрасов доверил рассказать о женской судьбе, о её собственной горькой долюшке. Только одна часть «Крестьянка» написана от первого лица. На вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрёна Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрёны – голос самого русского народа. Вся история её жизни – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром Матрёна говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».
До замужества жизнь Матрёны была счастливой, хотя и проходила в трудах. Ей приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, пасти уток, собирать грибы и ягоды. Хорошо и привольно жилось девушке в родительском доме.
Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли» в «ад»: суеверная злая свекровь, пьяница свёкор, старшая золовка, на которых Матрёна должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло (хотя пришлось на себе «раз только» побои испытать), но Филипп возвращался домой с заработков только зимой, а в остальное время заступиться за неё было некому, кроме дедушки Савелия. Суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью.
Утешением во всех бедах для крестьянки становится её пев сын Дёмушка. Но по недосмотру Савелия ребёнок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребёнка. Долгое время Матрёна не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Но женщина понимает, что не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий крестьянку оставить младенца под присмотром столетнего старика. Мать прощает Савелию гибель сына и делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств противопоставлены бездушию и корыстолюбию чиновников.
Но на этом испытания Матрёны Тимофеевны не закончились. Со временем у крестьянки появились новые дети. Вся жизнь Матрёны проходила в тяжёлом труде, в попытке разделить время между работой и детьми:
Неделя за неделею,
Одним порядком шли,
Что год, то дети: некогда
Ни думать, не печалиться,
Дай Бог с работой справиться
Да лоб перекрестить.
Поешь – когда останется
От старших да от деточек,
Уснёшь – когда больна…
Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить её в нескончаемых трудах – вот удел русской женщины низших сословий в России. Умирают родители Матрёны, Савелий. Покоряясь во всём свёкрам, женщина живёт, по сути, только ради детей.
Однажды Матрёна приняла наказание розгами за сына Федота, который скормил голодной волчице чужую овцу. Описывая эту историю, Н.А. Некрасов восхищается силой и бескорыстием материнской любви.
Но самые тяжёлые испытания выпадают на долю Матрёны Тимофеевны в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на голодную волчицу. Ещё одна беда постигает крестьянку: её мужа вне очереди забирают в солдаты. Она лишается последнего заступника, теряет последнюю надежду на выживание. Ради детей, чтобы не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, решает она просить заступничества у губернатора. Она бежит в город и бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:
Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»
Губернаторша пожалела Матрёну. С мужем и новорождённым Лиодорушкой возвращается крестьянка домой. После этого народ стал называть Матрёну Тимофеевну счастливой.
За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются огромная сила характера, решительность и твёрдая воля. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы, но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Ради детей и мужа она готова на самопожертвование. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но всё это не может изгладить пережитые муки из памяти и сердца. Новые горести поджидают крестьянку: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… сибирской язвою … трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог её трагической жизни:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же народ называет Матрёну счастливой. Некрасов показывает, что крестьянка не сломлена житейскими трудностями. Самые невыносимые условия жизни отточили особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всём полагаться на собственные силы. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои интересы.
Русская женщина у Некрасова отличается душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает её стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Матрёна Тимофеевна – это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, решительная, волевая. Именно этими качествами восхищается поэт. На примере Матрёны Тимофеевны Корчагиной Н.А. Некрасов убеждает нас в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.