Сочинение-рассуждение на тему "Герой нашего времени"

3
0
Материал опубликован 27 January 2020 в группе

               Сочинение-рассуждение

                 Герой нашего времени

                        План.

1.Роковая роль Печорина в жизни других людей.

2.Роль Печорина в жизни Грушницкого и княжны Мери.

3.Роль Печорина в жизни Бэлы.

4.Власть судьбы.

       В трагедии немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» Мефистофель говорит: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Герою романа Михаила Юрьевича Лермонтова Григорию Александровичу Печорину можно дать противоположную характеристику. Его появление несёт зло и горе тем людям, с которыми героя сталкивает судьба. Сам Печорин говорит о себе: «Столько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!» Герой романа также замечает, что он, подобно орудию казни, «упадал на голову обречённых жертв» без всякой злобы.

       Григорий Александрович Печорин сыграл такую «роль» в жизни Грушницкого и княжны Мери. Всё началось в Пятигорске. Печорин, временно пребывавший здесь, встретил своего приятеля Грушницкого, который приехал в Пятигорск лечиться, потому что был ранен в ногу. Их внимание привлекает княжна Мери, дочь княгини Лиговской. Следует сказать, что Грушницкий, молодой юнкер, всё время занимался одним собой, этот человек хотел стать героем романа, старался уверить других в том, что он «существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием», и поэтому с гордостью носил свою толстую солдатсткую шинель. Мери, чья чистая и наивная душа воспитана светом, видит в Грушницком разжалованного за дуэль офицера, несчастного и страдающего, поэтому сочувствует ему. Вскоре молодой юнкер начинает «волочиться» за княжной. Он ходит в гости к Лиговским, гуляет с Мери. И она принимает это волокитство за любовь. Григорий Александрович Печорин решает показать княжне, как она ошибается. Вскоре он знакомится с Мери и княгиней Лиговской, начинает ходить к ним в гости. Общаясь с Печориным, княжна понимает, что ошиблась в Грушницком. Самолюбивый романтик решает отомстить Григорию Александровичу и попадает в шайку драгунского капитана, который собирается каким-то образом устроить дуэль между Печориным и Грушницким, не зарядив пистолет Григория Александровича. Но Печорин узнаёт о его замысле. Драгунскому капитану удаётся устроить дуэль, однако всё складывается иначе: погибает Грушницкий. Он не смог убить бывшего друга и не смог покаяться перед ним. Что касается княжны Мери, то она, избавившись от назойливости Грушницкого, влюбляется в Печорина, но это чувство остаётся без взаимности. «Тайная печаль» Мери становится причиной болезни, от которой Печорин «вылечивает» её признанием в своей холодности и безразличии. Таким образом Печорин, не замышляя ничего плохого, кроме безобидных развлечений, убивает Грушницкого и причиняет страдания Мери.

      Похожую «роль» играет Печорин и в жизни черкешенки Бэлы. Он знакомится с ней на свадьбе её старшей сестры, в доме отца Бэлы, местного князя. Бэла нравится Григорию Александровичу, вероятно, его привлекает и невозможность их союза. Заключив сделку с братом черкешенки Азаматом, Печорин меняет Бэлу на лошадь. Григорию Александровичу долго приходится добиваться расположения Бэлы, и, в конце концов, он достигает желаемого. Тогда Печорину снова становится скучно, он избегает надоевших встреч, пропадая целыми днями на охоте. И участь ненужной игрушки решает разбойник Казбич, который, в сущности, как и Печорин, ценит девушку не более лошади. Мудрые слова Максима Максимыча «Нет, она хорошо сделала, что умерла…» открывают перспективу дальнейшего развития отношений Бэлы с Печориным. И всё же снова появление героя несёт за собой смерть не только Бэлы, но и её отца, и, возможно, брата.

     В главе «Фаталист» Печорин говорит, что верит в волю рока, в предопределение… Встреча с ним становится роковой в жизни других людей. Ему стоило бы перестать развлекать себя «приманками страстей пустых и неблагодарных» и попытаться занять себя работой над собой, дать волю тем благим порывам, что есть в его душе: когда он защищает Мери от пустого ухажёра, от позора на балу; когда, видя её слёзы при последнем объяснении, готов признаться в нежных чувствах. Любовь к Вере, готовность примириться с Грушницким – и таким чувствам и порывам есть место в душе героя. Но «тёмная сторона» личности Печорина, а, может быть, власть рока берёт верх. И жизнь героя превращается в интересную, но пустую «комедию» с бессмысленным концом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.