Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников»
«Сохранение здоровья дошкольников»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня как никогда актуальна проблема здоровья детей, реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, работающие с детьми. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди воспитанников.
На совете педагогов было принято решение о необходимости улучшения физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий.
Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступила нормативно-правовая база. Она включила в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ. Скорректированы планы рабочие программы специалистов: план оздоровительных мероприятий детского сада, план летней оздоровительной работы, план закаливающих мероприятий по каждой группе.
Введен мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляемый специалистами (воспитателем, инструктором по физвоспитанию) совместно с медицинскими работниками детского сада. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составил по каждой возрастной группе рекомендации о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Они заносятся в групповой «Журнал здоровья» - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Организовано здоровьесберегающее образовательное - оборудован спортивным инвентарем спортивный зал для занятий физической культурой, в каждой возрастной группе функционирует «Уголок здоровья», «Физкультурный уголок», изготовлено нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Разработаны и проводятся с детьми комплексы закаливающих мероприятий в каждой возрастной группе. Инструкторы по физвоспитанию работают по рабочим программам, в которых учитываются физкультурные занятия всех типов. С включением элементов ритмопластики, упражнений: пилатеса, стретчинга, игротренинга, и других технологий. Ритмопластика проводится, как часть музыкальных занятий.
При проведении физминуток и игровой деятельности используются массажёры Су-джок , дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Это организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых детям даются новые сведения и закрепляются ранее полученные представления: встреча со спортсменами, достигшими определенных результатов в спорте «Встреча с детьми секции Тхэквондо»; профилактические беседы врача детской стоматологической клиники «Чистый зуб- здоровый зуб». Посещение пятигорского молочного комбината с ознакомительной экскурсией, в рамках которой дети узнали какую пользу оказывают молочные продукты на здоровье человека, какой путь молоко проходит от фермы до магазина.
Расширяем представления о ЗОЖ на официальной странице в контакте через: просмотр обучающих фильмов «Спортания», «Ваше здоровье», «Азбука здоровья.
В результате проведенной работы, вырос процент воспитанников, занимающихся в спортивных секциях и кружках: айкидо, кудо, акробатика, дзюдо, тхэквондо, художественная гимнастика, плавание и футбол. Около 100 воспитанников посещают спортивные секции и кружки, участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.
Помня о том, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников зависит, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы.
Все педагоги имеют сертификаты «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве».
25 педагогов участвовали в сдаче норм Всероссийского физкультурного комплекса (ГТО), нацеленного на развитие массового спорта и оздоровления.
Педагоги участвовали в вебинарах «Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс».
Изготовлены лэпбуки «Азбука здоровья» и «Здорово быть здоровым», которые собрали весь дидактический материал по возрасту, позволяющий проводить беседы и занятия по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Педагоги ДОУ строят свою работу в тесном сотрудничестве с родителями, которые в свою очередь являются помощниками и активными участниками в организации и проведении всех мероприятий.
Проведен конкурс стенгазет: «Мы за здоровый образ жизни», «Всем, кто хочет быть здоров», «Правила ЗОЖ», «Рецепт хорошего здоровья»; для популяризации занятий спортом через Whatsapp и Телеграмм был запущен конкурс «Лучший Челлендж» с названием «Я занимаюсь спортом. А ты?» и «Мы за ЗОЖ!». Конкурс вызвал большой интерес среди родителей и детей. Были рассмотрены видеоролики 10 групп, в которых были размещены небольшие видео 120 семей занятия спортом родителей с детьми.
На сайте детского сада в разделе работа с родителями разработана вкладка «Уголок медика», где родители могут познакомиться с новыми методиками оздоровления детей, просмотреть видеоуроки и занятия по нетрадиционным техникам оздоровления, проведенные специалистами.
По QR коду найти интересующую их консультацию.
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ проходит через соревнования, спортивные праздники: «Фестиваль народных подвижных игр», «Летняя Спартакиада», «День Нептуна», «Здравствуй солнце, здравствуй лето!», «Неделя зимних забав и игр» , дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.
В целях профилактики, коррекции и реабилитации простудных и хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, организован клуб родителей и детей «ЗОЖик», в котором специалисты ДОУ оказывают консультативную помощь родителям по вопросам здоровьесбережения детей.
Детьми старшего дошкольного возраста ведется «Дневничок-здоровячок», который помогает формированию осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ. Сформировал у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий, повысило результативность воспитательно-образовательного процесса.