"Солдаты Великого Отечества"

1
0
Материал опубликован 8 January в группе

10






Музейно-педагогическая программа

для учащихся 7 – 9 классов

«Солдаты Великого Отечества»



Автор:

учитель истории МБОУ «Коляновская СШ»

Ивановского муниципального района

Ивановской области

Кислякова Мария Юрьевна

Годы реализации программы: 2023-2025















2024 год

Тема представленного опыта: музейно-педагогическая программа для учащихся 7 – 9 классов «Солдаты Великого Отечества».

Цель программы: создание условий для осуществления образовательной и воспитательной деятельности на базе школьного краеведческого музея.

Задачи музейно-педагогической программы:

Теоретические изучение исторического и краеведческого материалов конца XIX-начала XXI вв., обработка устных источников – воспоминаний жителей Коляновского сельского поселения.

Воспитывающиеформирование у обучающихся активной гражданской позиции, духовно-нравственной основы поведения. Воспитание бережного отношения к историческому, культурному наследию региона, уважения к подвигу советских солдат на фронте и труду жителей села в тылу в годы Великой Отечественной войны, осмысление нравственного значения исполнения интернационального долга российских солдат в «горячих точках» и во время СВО (специальной военной операции).

Развивающие развитие исследовательской активности обучающихся, удовлетворение их повышенной познавательной потребности, определение области интересов и создание условий для проведения исследовательской работы, реализации проектной деятельности.

Практическиеформирование навыков исследовательской деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности, публичных выступлений, дискуссий.

Планируемые результаты освоения программы:

Программа объединяет усилия обучающихся, педагогов, родителей в патриотическом и гражданском воспитании, создаёт благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности обучающихся. В процессе реализации достигается высокий уровень социализации обучающихся, поскольку они являются активными участниками мероприятий.

Для обучающихся:

- появится осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество;

- будет cформировано чувство гордости за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое; осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, права и свободы человека и гражданина, знание символики Российской Федерации, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан;

- повысится степень готовности к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;

Для педагогов:

- создание условий для повышения профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания;

- совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;

- создание банка авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации проекта.

Для родителей:

- укрепление сотрудничества со школой, общественными организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

- объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании, выработаются единые подходы к воспитанию;

- участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих мероприятиях, укрепление связи поколений.

Ожидаемые результаты программы заключаются в том, что созданная модель взаимодействия приведет к положительным изменениям в системе гражданско-патриотического воспитания. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания, уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной исторической и национальной памяти.

Актуальность курса.

Развитие российского государства и общества, модернизация образования ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление, выступая в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активного деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством.

Приоритетной задачей, определенной «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.

Данная программа разработана в контексте компетентностного подхода и создает деятельностную основу для изучения истории России, родного края и развития проектно-исследовательской деятельности учащихся 7 – 9 классов. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники». Разработка тематического целостного курса актуальна и является единым методическим комплексом с дидактическими материалами, который частично был апробирован в педагогической практике.

Основа реализации программы – ресурсы школьного краеведческого музея, имеющего богатый уникальный материал в разделах: «Их помнит мир спасённый», «Вспомним всех поименно», «Солдаты Великого Отечества».

Методическое обеспечение.

Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся: тематические экскурсии, исследовательские работы, проекты, работа с архивами, интервьюирование, обработка и систематизация собранного материала.

Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; выступление на научно-практических конференциях; защита индивидуальных ученических проектов; составление «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности.

При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении и воспитании. Оценочная система отсутствует.

Программа предусматривает как лекционно-практическую систему, так и использование информационно-коммуникационных педагогических технологий. На занятиях используются презентации, созданные ранее учащимися школы в рамках участия в краеведческих конференциях, Бурылинских чтениях и чтениях имени В.И. Вернадского. Просмотр видеоматериалов. Исследовательская работа с фондами музея (семейные архивы, подборки материалов СМИ разных лет, фотоальбомы, и др.). Предусмотрены тематические занятия на базе Ивановского государственного архива, встречи со специалистами-архивистами и практическая работа с фондами.

Результатом исследовательской работы могут стать: интерактивные мультимедийные пособия, виртуальные экскурсии, тематические выставки, исследовательские работы, представляемые на конкурсах и научно-практических конференциях.

Ресурсное обеспечение:

Экспонаты, представленные в экспозициях, а также фонды школьного музея, семейные архивы.

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

Программное обеспечение, видео и другие мультимедийные материалы.

Материалы на печатной основе.

Дидактический раздаточный материал к отдельным темам курса.





Интеграция с общеобразовательными учебными курсами:

курс

класс

Направление интеграции

Тема занятия

1

История

7-9

Изучение военных конфликтов в истории России ХVII – ХХI вв.




«Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца»

2

Литература

7-9

Изучение литературы военных лет и современной литературы обозначенного направления.


«Строки, опалённые войной»

«Жди меня….»

3

Русский язык

7-8

Работа с периодической печатью из фондов музея («Красное Знамя», «Ивановский колхозник», «Наше слово»), редакция архивного материала, обработка рукописных источников.

Работа с письмами периода Великой Отечественной войны


«Словом можно полки за собой повести!»



«Слово – это тоже дело».





«Пишу тебе, родная!»

4

Литературное краеведение

7-8

Изучение поэтического наследия военной тематики поэта д. Жуково Ивановского района Нестеровой Елены Ивановны.

«Родник народной поэзии»

5

Историческое краеведение

9

Расширение информационного пространства за счет привлечения материалов семейных архивов обучающихся и педагогов.

«Фронтовые будни», «Боевой путь солдата Первой мировой войны», «Семейный альбом»,

«Мой прадед – участник войны»

6

Обществознание

9

Морально-этические проблемы в ситуации вооружённых конфликтов

«Гуманное отношение к пленным – сила или слабость?»


7

География

7-8

Виртуальная экскурсия по городам-героям и городам воинской и трудовой славы. Изучение альбомов, созданных учащимися в 70-80 годы ХХ века, определение их маршрутов

«Города-герои на карте России» «Дорогами войны»

«Иваново-город трудовой доблести!»

8

ИЗО

7

Эмоциональное восприятие и неприятие войны как способа решения конфликтов.

«Война и мир глазами детей»

«Пусть всегда будет Солнце!»

9

Экология

9

Благоустройство памятников на территории Коляновского сельского поселения

«Вахта памяти»

«22 июня – День памяти и скорби»











Проведение занятий в пространстве школьного музея



Тема занятия

класс

Ресурсы школьного музея

Форма проведения

1

«И мы в молчанье головы склоняем перед бессмертным подвигом бойца»

7-9

Семейные архивы Иовлевых, А. Абалдуевой, А. Кубасова.

Тематический час, посвящен-ный Дню неизвестного солдата

2

«Да будет вечной о Героях память: День Героев Отечества»

7-9

Документы участников войны, личные вещи, награды, документы.

Видеозаписи воспоминаний ветеранов.

Музейное занятие «Имя на обелиске».

3

«Вечной памятью живы»

7-8

Материалы, связанные с жизнью и подвигом Романа Куклева и его брата, жителя д. Коляново, Бориса Куклева.


Представление проекта «Братья».


4

«Минувших лет живая память»

7-8

Экспозиция «Их помнит мир спасенный…»

Встреча с жителями Коляновского поселения - детьми войны и тружениками тыла

5

«Во имя Родины и долга: Афганская война и ее герои».

8

Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан»

Урок Мужества.

6

«Я согласен на медаль»

8-9

Боевые и юбилейные награды участников войны, наградные документы.


Викторина

7

«Триумфальное поражение?» (размышления о Русско-японской войне)

9

Архивный материал, экземпляры журнала «Нива» (1904-1905гг.)

Урок-версия, урок-альтернатива

8

«Боль моя – Ленинград»

7-9

Тематическая выставка на основе архива педагога В.В.Николаева.


Экскурсия


10

«От «горячей» войны к «холодной», или Мир, расколотый надвое»

9

Материалы по истории 8-летней Коляновской школы (деятельность КИДа, воспоминания учителя Горелова Е.И., работавшего в Мозамбике)

Деловая игра-обсуждение

11

«Внимая ужасам войны…»

9

Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан»


Диспут.

12

«А память нам покоя не дает…»

7-9

Литературное наследие поэта, жительницы д. Жуково, Е.И. Нестеровой


Конкурс чтецов «Мы о той войне стихами…»

13

«Солдаты Великого Отечества»

7-9

Материалы экспозиции, посвященной выпускникам школы - участникам СВО

Уроки Мужества, встречи с участниками СВО

14

«Ты хочешь мира? Помни о войне!»

7-9

Документы участников войны, личные вещи, награды, документы.

Уроки Памяти.

15

«Фронтовые будни солдата»

9

Архив участника Первой мировой войны Никонора Лебедева

Урок в архиве, презентация исследования

16

«Недаром помнит вся Россия…»

8-9

Экспозиция «Русская изба» (как элемент декораций)

Историко-литературная композиция





Список использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6.

2. Е.П. Степанова Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.

4.Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О. Кутеева// Классный руководитель. – 2001. - №1.

5.Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И. Маленкова. - М., 2012.

6.Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А. Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.

7.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

8.Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012

9.Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.

Интернет-ресурсы

http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

https://pamyat-naroda.ru/memorial/burial.php?id=260297064

https://rkkawwii.ru/division/332sdf1#:~:text=















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.