10
Музейно-педагогическая программа
для учащихся 7 – 9 классов
Автор:
учитель истории МБОУ «Коляновская СШ»
Ивановского муниципального района
Ивановской области
Кислякова Мария Юрьевна
Годы реализации программы: 2023-2025
2024 год
Тема представленного опыта: музейно-педагогическая программа для учащихся 7 – 9 классов «Солдаты Великого Отечества».
Цель программы: создание условий для осуществления образовательной и воспитательной деятельности на базе школьного краеведческого музея.
Задачи музейно-педагогической программы:
Теоретические – изучение исторического и краеведческого материалов конца XIX-начала XXI вв., обработка устных источников – воспоминаний жителей Коляновского сельского поселения.
Воспитывающие – формирование у обучающихся активной гражданской позиции, духовно-нравственной основы поведения. Воспитание бережного отношения к историческому, культурному наследию региона, уважения к подвигу советских солдат на фронте и труду жителей села в тылу в годы Великой Отечественной войны, осмысление нравственного значения исполнения интернационального долга российских солдат в «горячих точках» и во время СВО (специальной военной операции).
Развивающие – развитие исследовательской активности обучающихся, удовлетворение их повышенной познавательной потребности, определение области интересов и создание условий для проведения исследовательской работы, реализации проектной деятельности.
Практические – формирование навыков исследовательской деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности, публичных выступлений, дискуссий.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа объединяет усилия обучающихся, педагогов, родителей в патриотическом и гражданском воспитании, создаёт благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности обучающихся. В процессе реализации достигается высокий уровень социализации обучающихся, поскольку они являются активными участниками мероприятий.
Для обучающихся:
- появится осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество;
- будет cформировано чувство гордости за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое; осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, права и свободы человека и гражданина, знание символики Российской Федерации, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан;
- повысится степень готовности к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;
Для педагогов:
- создание условий для повышения профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
- создание банка авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации проекта.
Для родителей:
- укрепление сотрудничества со школой, общественными организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании, выработаются единые подходы к воспитанию;
- участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих мероприятиях, укрепление связи поколений.
Ожидаемые результаты программы заключаются в том, что созданная модель взаимодействия приведет к положительным изменениям в системе гражданско-патриотического воспитания. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания, уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной исторической и национальной памяти.
Актуальность курса.
Развитие российского государства и общества, модернизация образования ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление, выступая в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активного деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством.
Приоритетной задачей, определенной «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Данная программа разработана в контексте компетентностного подхода и создает деятельностную основу для изучения истории России, родного края и развития проектно-исследовательской деятельности учащихся 7 – 9 классов. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники». Разработка тематического целостного курса актуальна и является единым методическим комплексом с дидактическими материалами, который частично был апробирован в педагогической практике.
Основа реализации программы – ресурсы школьного краеведческого музея, имеющего богатый уникальный материал в разделах: «Их помнит мир спасённый», «Вспомним всех поименно», «Солдаты Великого Отечества».
Методическое обеспечение.
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся: тематические экскурсии, исследовательские работы, проекты, работа с архивами, интервьюирование, обработка и систематизация собранного материала.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; выступление на научно-практических конференциях; защита индивидуальных ученических проектов; составление «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности.
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении и воспитании. Оценочная система отсутствует.
Программа предусматривает как лекционно-практическую систему, так и использование информационно-коммуникационных педагогических технологий. На занятиях используются презентации, созданные ранее учащимися школы в рамках участия в краеведческих конференциях, Бурылинских чтениях и чтениях имени В.И. Вернадского. Просмотр видеоматериалов. Исследовательская работа с фондами музея (семейные архивы, подборки материалов СМИ разных лет, фотоальбомы, и др.). Предусмотрены тематические занятия на базе Ивановского государственного архива, встречи со специалистами-архивистами и практическая работа с фондами.
Результатом исследовательской работы могут стать: интерактивные мультимедийные пособия, виртуальные экскурсии, тематические выставки, исследовательские работы, представляемые на конкурсах и научно-практических конференциях.
Ресурсное обеспечение:
Экспонаты, представленные в экспозициях, а также фонды школьного музея, семейные архивы.
Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
Программное обеспечение, видео и другие мультимедийные материалы.
Материалы на печатной основе.
Дидактический раздаточный материал к отдельным темам курса.
Интеграция с общеобразовательными учебными курсами:
№ | курс | класс | Направление интеграции | Тема занятия |
1 | История | 7-9 | Изучение военных конфликтов в истории России ХVII – ХХI вв. | «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца» |
2 | Литература | 7-9 | Изучение литературы военных лет и современной литературы обозначенного направления. | «Строки, опалённые войной» «Жди меня….» |
3 | Русский язык | 7-8 | Работа с периодической печатью из фондов музея («Красное Знамя», «Ивановский колхозник», «Наше слово»), редакция архивного материала, обработка рукописных источников. Работа с письмами периода Великой Отечественной войны | «Словом можно полки за собой повести!» «Слово – это тоже дело». «Пишу тебе, родная!» |
4 | Литературное краеведение | 7-8 | Изучение поэтического наследия военной тематики поэта д. Жуково Ивановского района Нестеровой Елены Ивановны. | «Родник народной поэзии» |
5 | Историческое краеведение | 9 | Расширение информационного пространства за счет привлечения материалов семейных архивов обучающихся и педагогов. | «Фронтовые будни», «Боевой путь солдата Первой мировой войны», «Семейный альбом», «Мой прадед – участник войны» |
6 | Обществознание | 9 | Морально-этические проблемы в ситуации вооружённых конфликтов | «Гуманное отношение к пленным – сила или слабость?» |
7 | География | 7-8 | Виртуальная экскурсия по городам-героям и городам воинской и трудовой славы. Изучение альбомов, созданных учащимися в 70-80 годы ХХ века, определение их маршрутов | «Города-герои на карте России» «Дорогами войны» «Иваново-город трудовой доблести!» |
8 | ИЗО | 7 | Эмоциональное восприятие и неприятие войны как способа решения конфликтов. | «Война и мир глазами детей» «Пусть всегда будет Солнце!» |
9 | Экология | 9 | Благоустройство памятников на территории Коляновского сельского поселения | «Вахта памяти» «22 июня – День памяти и скорби» |
Проведение занятий в пространстве школьного музея
№ | Тема занятия | класс | Ресурсы школьного музея | Форма проведения |
1 | «И мы в молчанье головы склоняем перед бессмертным подвигом бойца» | 7-9 | Семейные архивы Иовлевых, А. Абалдуевой, А. Кубасова. | Тематический час, посвящен-ный Дню неизвестного солдата |
2 | «Да будет вечной о Героях память: День Героев Отечества» | 7-9 | Документы участников войны, личные вещи, награды, документы. Видеозаписи воспоминаний ветеранов. | Музейное занятие «Имя на обелиске». |
3 | «Вечной памятью живы» | 7-8 | Материалы, связанные с жизнью и подвигом Романа Куклева и его брата, жителя д. Коляново, Бориса Куклева. | Представление проекта «Братья». |
4 | «Минувших лет живая память» | 7-8 | Экспозиция «Их помнит мир спасенный…» | Встреча с жителями Коляновского поселения - детьми войны и тружениками тыла |
5 | «Во имя Родины и долга: Афганская война и ее герои».
| 8 | Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан» | Урок Мужества. |
6 | «Я согласен на медаль» | 8-9 | Боевые и юбилейные награды участников войны, наградные документы. | Викторина |
7 | «Триумфальное поражение?» (размышления о Русско-японской войне) | 9 | Архивный материал, экземпляры журнала «Нива» (1904-1905гг.) | Урок-версия, урок-альтернатива |
8 | «Боль моя – Ленинград» | 7-9 | Тематическая выставка на основе архива педагога В.В.Николаева. | Экскурсия |
10 | «От «горячей» войны к «холодной», или Мир, расколотый надвое» | 9 | Материалы по истории 8-летней Коляновской школы (деятельность КИДа, воспоминания учителя Горелова Е.И., работавшего в Мозамбике) | Деловая игра-обсуждение |
11 | «Внимая ужасам войны…» | 9 | Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан» | Диспут. |
12 | «А память нам покоя не дает…» | 7-9 | Литературное наследие поэта, жительницы д. Жуково, Е.И. Нестеровой | Конкурс чтецов «Мы о той войне стихами…» |
13 | «Солдаты Великого Отечества» | 7-9 | Материалы экспозиции, посвященной выпускникам школы - участникам СВО | Уроки Мужества, встречи с участниками СВО |
14 | «Ты хочешь мира? Помни о войне!» | 7-9 | Документы участников войны, личные вещи, награды, документы. | Уроки Памяти. |
15 | «Фронтовые будни солдата» | 9 | Архив участника Первой мировой войны Никонора Лебедева | Урок в архиве, презентация исследования |
16 | «Недаром помнит вся Россия…» | 8-9 | Экспозиция «Русская изба» (как элемент декораций) | Историко-литературная композиция |
Список использованной литературы
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6.
2. Е.П. Степанова Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
4.Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О. Кутеева// Классный руководитель. – 2001. - №1.
5.Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И. Маленкова. - М., 2012.
6.Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А. Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.
7.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
8.Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012
9.Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.
Интернет-ресурсы
http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
https://pamyat-naroda.ru/memorial/burial.php?id=260297064
https://rkkawwii.ru/division/332sdf1#:~:text=