Материал на проверке

Солдатская шинель-большая семья

0
0
Материал опубликован 4 October в группе

Министерство просвещения Российской Федерации
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 99 «Умка» города Орла
302014, Россия, Орловская область, г. Орёл, ул. ЛИВЕНСКАЯ, 35
тел./факс +7(4862) 55-12-34
эл. адрес: ds99_orel@edu.orb.ru



МАТЕРИАЛЫ

для участия в городском конкурсе педагогических проектов среди дошкольных образовательных учреждений города Орла
Номинация:
«Безопасность детства — забота общая» «Сам себе защитник»
Проект: «Солдатская шинель — большая семья»
Статус реализации: внедрён
База для реализации проекта: средняя и старшая группы комбинированной направленности (дети 4–6 лет)
Автор: Тарасова А. В., воспитатель
Год: 2025

г. Орёл, 2025 г.



























Паспорт проекта

этап

содержание

Название проекта

«Солдатская шинель — большая семья»

Разработчик проекта

Тарасова Альбина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99 «Умка»

Тип проекта

Тематический, интегрированный, краткосрочный, гражданско-патриотический

Срок реализации

1 неделя — с 10.05.2025 по 17.05.2025

Участники проекта

Дети (средняя и старшая группы), педагоги, родители, ветераны (через аудиозаписи)

Цель опыта

Поиск эффективных форм и методов формирования у дошкольников первичных представлений о подвиге защитников Отечества на основе личного семейного опыта, развитие чувства гордости за героев своей страны и семьи, создание единого образовательного пространства «детский сад — дети — семья».



Ожидаемые результаты

Для детей:

Формирование первичных патриотических чувств: гордости, благодарности, уважения к героям Великой Отечественной войны и современным защитникам Родины.

Расширение словарного запаса по теме: подвиг, герой, память, Родина, шинель, благодарность.

Развитие эмоционального отклика, способности к сопереживанию.

Умение выражать свои чувства через творческую деятельность.

Для родителей:

Повышение уровня вовлечённости в образовательный процесс.

Возможность передать семейные ценности, сохранить память о своих героях.

Развитие педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания.

Для педагогов:

Освоение инновационных подходов к гражданско-патриотическому воспитанию с использованием метафорических образов и цифровых технологий.

Создание интерактивного уголка памяти как элемента развивающей предметно-пространственной среды.

Структура проекта

Практика современных технологий:

Использование метафорического образа «шинель как большая семья» для более доступного понимания масштаба подвига.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (QR-код с аудиозаписью голоса ветерана).

Создание доверительных отношений с семьёй через использование личных историй.

Результаты реализации:

Проведение интегрированного воспитательного занятия с элементами познавательной, творческой и музыкальной деятельности.

Изготовление коллективного макета «Солдатской шинели» из тканевых «заплаток» с фотографиями и символами.

Создание стационарного «уголка памяти» в группе.

Создание цифрового контента (аудиооткрыток от предков).

Подведение итогов в форме выставки работ и презентации для родителей.



Введение (основная проблема)

Формирование гражданской идентичности и патриотических чувств у дошкольников — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. В условиях стремительной смены социальных ценностей особенно важно сохранять преемственность поколений, передавать детям память о подвиге защитников Отечества.

Однако у детей дошкольного возраста абстрактные понятия вроде «война», «подвиг», «героизм» вызывают затруднения. Прямое объяснение исторических событий не всегда находит отклик в детской душе. Кроме того, многие дети не общаются с ветеранами, что снижает личную значимость темы.

Поэтому важно использовать такие формы работы, которые позволяют ребёнку пережить, а не просто услышать о прошлом. Необходимо перейти от информирования к эмпатии, от рассказа к действию.

Проект «Солдатская шинель — большая семья» решает эту проблему с помощью:

образность и метафора (шинель как символ защиты и объединения);

личный опыт (участие семей, фотографии родственников);

интерактивность (прикрепление «заплаток», QR-аудио);

музыкально-эмоциональное воздействие (ритуал благодарности).

Это позволяет сделать патриотическое воспитание не формальным, а глубоко личным и осмысленным.



Актуальность проекта

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из ключевых целей является формирование у детей ценностного отношения к семье, обществу, Родине. Современные реалии требуют не только знаний, но и чувства причастности к общей истории, умения помнить и благодарить.

Проект разработан в рамках городского патриотического марафона #ПомнимГордимсяРавняемся и отвечает его духу. Он актуален потому, что:

Использует современные технологии (QR-коды, аудиозаписи) для приближения прошлого к настоящему.

Ориентирован на семейный опыт, что усиливает эмоциональную вовлечённость.

Превращает память в живое, осязаемое пространство — через макет шинели и уголок памяти.

Соответствует возрастным особенностям детей: сочетает наглядность, тактильность, движение и творчество.



Цель проекта

Формирование у дошкольников первичных представлений о подвиге защитников Отечества, развитие чувства гордости за героев своей страны и семьи через интеграцию познавательной, творческой, музыкальной и игровой деятельности.



Задачи проекта

этап

содержание

сроки

ответственный

Подготовительный

- Консультация с родителями
- Приглашение прислать фото и рассказы о героях семьи
- Подготовка макета шинели, карточек, заплаток, техники

05–09.05.2025

Воспитатель,

родители

Основной

- Интегрированное занятие «Солдатская шинель — большая семья»
- Создание коллективной композиции
- Размещение QR-кода и аудиозаписей
- Оформление «уголка памяти»

10–15.05.2025

Воспитатель, дети,

родители

Завершающий

- Презентация проекта для родителей
- Выставка детских работ
- Рефлексия с детьми и педагогическим коллективом

16–17.05.2025

Воспитатель, МО

Образовательные:

Познакомить детей с образом защитника Отечества.

Сформировать понимание, что войну выиграли не только солдаты, но и люди разных профессий на фронте и в тылу.

Расширить представления о празднике Дня Победы.

Развивающие:

Развивать эмоциональный отклик, способность к сопереживанию.

Активизировать словарь по теме: подвиг, герой, память, благодарность, Родина, шинель.

Развивать воображение, внимание, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к ветеранам, чувство принадлежности к большой исторической семье.

Формировать навыки коллективной деятельности, уважения к семейной истории.

Способствовать формированию добрых, тёплых отношений в групповом коллективе.



План реализации проекта

Алгоритм действий для реализации проекта

Интригующее начало — демонстрация старой шинели, создание образа «большой семьи».

Мотивация и цель — воспитатель объясняет, что каждый может быть частью этой большой истории.

Планирование с детьми — «Что мы хотим узнать? Что можем сделать?»

Совместная реализация — дети, педагоги, родители работают над проектом вместе.

Презентация и рефлексия — дети рассказывают о своей заплатке, делятся чувствами, показывают результат.



Педагогические технологии

Метафорическая технология — использование образа шинели как символа единства, тепла, защиты.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — QR-код с аудиозаписью голоса ветерана.

Технология проектного обучения — дети становятся соавторами памяти.

Технология творческого развития — аппликация, музыкально-двигательная активность.

Здоровьесберегающие технологии — ритмичные движения, спокойная музыка, эмоциональная разгрузка.

Технология «говорящей стены» — оформление уголка памяти с фото, символами, детскими работами.



этап

содержание



1. Мотивация

Воспитатель приносит шинель: «Это не просто одежда.Это шинель.Она согревала солдат на войне.А если бы она была огромной?Под ней можно было бы всех спрятать…»

Словесный, наглядный, создание образа

4 мин

2. Игровой момент

«Кто под шинелью?» — дети достают карточки с фотографиями: фронтовик, медсестра, труженица тыла.Обсуждение: «Почему он — герой?»

Интерактивная игра, диалог

5 мин

3. Практическая деятельность

«Пошьём тёплую шинель» — дети прикрепляют к макету тканевые «заплатки» с фотографиями или символами.

Творческий, деятельностный, тактильный

7 мин

4. Музыкальная пауза

Под инструментальную версию «Баллады о матери солдата» дети обнимают шинель и гладят её.В завершение они хором произносят: «Мы вас помним.Мы вами гордимся».

Музыкально-ритмический, эмоциональный

4 мин

5. Рефлексия

Кто теперь живёт под шинелью?Как мы можем выразить свою благодарность?Дети прикрепляют георгиевские ленточки.

Диалог, символическое действие

3 мин

Ход интегрированного занятия

Итого: 23 минуты

Особенности и новизна проекта

Метафорический подход: шинель как «большая семья» помогает детям осмыслить подвиг через образ, близкий их опыту.

Интеграция цифровых технологий: QR-код с голосом предка создаёт эффект присутствия, оживляет историю.

Проектный характер: после занятия макет остаётся в группе как «уголок памяти» и пополняется новыми работами.

Участие семьи: родители становятся соучастниками, передавая память следующему поколению.



Приложения (иллюстративный материал)

(Описание прилагаемых файлов)

Приложение 1. Фотография макета «Солдатской шинели» с прикреплёнными заплатками.

Приложение 2. Фотографии детей во время практической деятельности.

Приложение 3. Изображение QR-кода и скриншот аудиостраницы на сайте детского сада.

Приложение 4. Эскиз карточек «Кто под шинелью?» (с портретами ветеранов).

Приложение 5. Образец «заплатки» с фотографией ребёнка и символом (звезда, сердце, дом).



Вывод

Проект «Солдатская шинель — большая семья» успешно реализован в рамках подготовки к Дню Победы. Он сочетает традиционные ценности с современными педагогическими подходами, делая патриотическое воспитание доступным, эмоционально насыщенным и личностно значимым для каждого ребёнка.

Методическая разработка соответствует требованиям городского конкурса, имеет высокий потенциал для тиражирования и может быть рекомендована в качестве передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.



Автор проекта:
Тарасова А. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99 «Умка»

г. Орёл, 2025 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.