Урок музыки в 7 классе «Песни в солдатской шинели»
МБОУ «Осиноплесская средняя общеобразовательная школа»
Песни в солдатской шинели
Сценарий урока музыки
в 7 классе
Автор:
Золина Ольга Егоровна,
учитель музыки
2015
Тема «Песни в солдатской шинели»
Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, уважения к героическим поступкам людей в военное и мирное время, воспитание толерантности. Задачи:
- познакомить с историей создания песен Великой Отечественной войны.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию.
- развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения о ВОВ.
Оформление и оборудование:
- выставка репродукций картин «Дорогами войны»;
- плакаты, цветы, воздушные шары, открытки, оригами «журавлики»;
- слайд-шоу «Песни в солдатской шинели», компьютер, фонограммы песен.
Ход урока
Учитель музыки: Сегодня наш урок посвящен великой дате в истории нашей страны – Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Моцарт – тихое музыкальное сопровождение.)
Что такое война?
Это «нет» на мечте, «нет» на счастье, любви, доброте, красоте,
«Нет» весне, пенью птиц и цветущим лугам,
«Нет» на всем, что хотелось живущие вам.
«Нет» друзьям, играм, праздникам, блеску огней,
Поцелуям любимой, «нет» всей жизни твоей.
Это горечь и боль, цепенеющий страх,
Это пепел пожарищ в родных городах,
Детский плач и безумие матерей,
Потерявших своих сыновей, дочерей.
Это холод и голод, это вера в глазах:
«Не сегодня – так завтра отступать будет враг!»
Это грохот, огонь и решительный бой,
Где в смертельной атаке он закрыл нас с тобой.
Миллионы погибших, не пришедших с войны,
Чтобы жили сегодня, чтоб сегодня жил ты!
И победный наш май с сединой на висках,
Это вечный огонь на могилах солдат,
И печаль на устах, и слезинка в глазах,
Это память, что в сердце стучит как набат.
Учитель музыки: Память о ВОВ живет в воспоминаниях ветеранов, в исторических документах, в произведениях литературы, музыке. В те страшные 1418 дней нас постоянно возвращает кинематограф с фильмами о войне. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». О песнях войны мы и поговорим сегодня.
Сценка.
(В углу стоит стол, освещенный лампой, перед столом – табурет. За столом сидит молоденький солдат в военной форме. Он пишет письмо и читает.)
Солдат: Здравствуй, мама! Дела мои идут хорошо. Ты за меня не беспокойся. Я нашел в разрушенной школе книги, хочется посидеть над ними, только времени пока не: все бои, бои. Читать книги так интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться. Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел, что учиться в школе…»
Ровесник: Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел, и одет ты как-то странно. Прикалываешься, что ли?
Солдат: Что? Простите, я не понял.
Ровесник: Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?
Солдат: Восемнадцать.
Ровесник: А мне семнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?
Солдат: Сейчас? Сейчас – война… (Звуки боя.)
Ровесник: Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?
Солдат: Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел. Сначала подумал, что меня уже убили, потом – что сошел с ума… Ущипнул себя – вроде не сплю… Последнее, что помню, взрыв – дальше тишина… Ну здравствуй, потомок!
Ровесник: Невероятная история… Потомок… Я – потомок?.. Да ты же мой ровесник!
Солдат: Я родился в 1925 году.
Ровесник: А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?
Солдат: Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.
Ровесник: Слушай, расскажи мне о войне, а? Там, правда, так страшно, как пишут?
Солдат: Там очень страшно. Но бывают такие моменты… Как бы тебе объяснить… Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.
Ровесник: Петь? На войне? Не понимаю…
Солдат: И не дай Бог тебе понять. Ты вот знаешь какие-нибудь песни военных лет?
Ровесник: Сейчас подумаю!
Учитель музыки: Давайте подумаем вместе. Какие песни Великой Отечественной войны вы знаете?
(Учащиеся записывают строчки из песен или названия) Названия песен зачитываются.
Солдат: Как вы думаете, какая песня стала главной песней войны?
(Звучит куплет из песни «Священная война».)
(«Вставай страна огромная». Ребята слушают 1 куплет, затем тихое музыкальное сопровождение.)
Солдат: С этой песней я уходил на фронт. Помню, нас привезли на вокзал и на перроне оркестр играл эту песню. Это было 26 июня1941 года. У многих были слезы на глазах. Мы почувствовали такую ненависть к врагу и готовы были защитить свой дом, свою семью, свою Родину. Я знаю, что стихи написал В.И. Лебедев-Кумач. А вот как она родилась, не знаю.
Ученица: Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг: Мы должны были выпустить первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? И тут я вспомнил: во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. Вспомнив все это, мы бросились обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал. Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом.
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Не позже завтрашнего утра.
Утром стихи пошли в набор. 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Музыку к нему написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров. Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.
Мог ли редактор газеты «Красная звезда» подумать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.
(Звучит припев песни «Вставай страна огромная».)
Учитель музыки: Первые годы войны были особенно тяжелыми: несмотря на ожесточенные бои, наши войска отступали на всех фронтах, в оккупации на растерзание врагу оставались сотни городов и деревень. Вот в это время родилась одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны «В землянке». Она «безоговорочно была принята и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Написана она поэтом-фронтовиком Алексеем Сурковым.
(Звучит куплет из песни «Землянка». Ребята слушают 1 куплет, затем тихое музыкальное сопровождение.)
Ученица: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Антоновне. Алексей Сурков, корреспондент газеты «Красноармейская правда», 27 ноября 1941 года попал в окружение вместе со штабом гвардейской стрелковой дивизии под Москвой. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле.
Ученица: Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 года не состоялась встреча Суркова с композитором Константином Листовым. Композитор попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Вот тут и вспомнил Алексей Сурков о стихах, написанных домой и отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю композитор появился в редакции и под гитару спел новую песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, слушали песню.
В газете «Комсомольская правда» за 25 марта 1942 года впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в годы войны. Дело в том, что цензоры посчитали строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» не патриотическими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо было уже поздно - песня «пошла» в народ. «О том, что с песней «мудрят», - рассказывал Сурков, - дознались воюющие люди. В моем армейском архиве есть письмо, подписанное гвардейцами-танкистами. Они пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага»: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, – мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».
Солдат. Все это правда. А еще были ответы на эту песню. Вот, например:
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню трехрядки твоей,
Не грусти, мой желанный, родной,
Что-нибудь поиграй веселей.
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди -
Я в холодной землянке с тобой,
И Победа нас ждет впереди.
(Звучит песня «Землянка».)
Учитель музыки: «Катюша» – эта песня известна и сегодня каждому. А впервые она прозвучала 27 ноября 1938 года. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Автор музыки – Матвей Блантер, автор слов – Михаил Исаковский.
Ученица: Михаил Исаковский вспоминал: «Вначале были написаны стихи – всего несколько строк. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.» Именно ему поэт показал несколько написанных строк. Над музыкальным решением песни композитору пришлось потрудиться немало, пока не родилась та мелодия, которую мы все знаем. И только потом были написаны всем известные слова.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема – тема любви девушки и воина, защитника Родины.
Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали.
И вдруг появилась «Катюша». Ее слова и музыка выражают светлые чувства уверенности и надежды. Простую и обаятельную девушку с ласковым именем Катюша полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой». В одной из песен девушка оказывается на захваченной врагом территории, её угоняют в немецкий плен.
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, – реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Солдат: Вы знаете, «Катюша» так нам нравилась, что мы сами сочиняли тексты на мотив «Катюши», их свыше ста вариантов! Полюбили ее и наши союзники и противники. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер», в Израиле – «Катюшка». На многих языках существуют несколько вариантов этой песни.
(Фонограмма «Катюши» на разных языках.)
Учитель музыки: На войне чувства, усиленные близостью смерти, находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды, надежды на то, что тебя любят, помнят и ждут…
(Ученица читает стихотворение К.Симонова «Жди меня», «Тёмная ночь» )
Ученица: Песни, как люди, имеют свою судьбу, свою биографию.
История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь».
Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Тёмная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается.
Первая матрица пластинки пострадала от… слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Тёмная ночь» вышла только со второй матрицы.
Учитель музыки:Современные исполнители обращаются к этой песне (исполнение песни «Тёмная ночь».)
Солдат: А все-таки лучшим для нас было исполнение Марка Бернеса (звучит куплет в исполнении М.Бернеса).
Учитель музыки: Давайте споем ее вместе.
Ещё одна песня, которая родилась во время ВОВ – это «Смуглянка». Судьба у неё трудная, но слава – заслуженная.
(Кадры из фильма «В бой идут одни старики» с песней «Смуглянка».)
Ученица: Многие считают, что песня «Смуглянка» была написана к фильму «В бой идут одни старики», хотя на самом деле она появилась за 30 с лишним лет до выхода такового. Впервые «Смуглянка» прозвучала в 1944 году.
Но обо всём по порядку. В годы гражданской войны в 1918 году партизанское движение на территории Молдавии возглавлял Григорий Иванович Котовский.
В 1940 году поэт Яков Захарович Шведов и композитор Анатолий Григорьевич Новиков написали сюиту, посвящённую Григорию Котовскому как герою Гражданской войны. В состав сюиты вошло семь песен, в том числе и «Смуглянка». Однако ж, до всенародной славы «Смуглянке» было ещё далеко: в довоенный период песню практически не исполняли в связи с её «фривольностью», а партитура чуть позднее вовсе была утеряна.
В 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение. Для этого он связался с Яковом Шведовым, чтобы тот немного переделал текст. Обновлённая песня вместе с несколькими другими песнями была доставлена Александру Васильевичу Александрову, который выбрал для своего коллектива именно «Смуглянку». И вновь песню ждали проблемы. Когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара «Смуглянку» за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время. Сыграло свою роль ещё и то, что Молдавия тогда была под контролем фашистских оккупантов, и никакого партизанского движения, в отличие от других областей, в ней не было.
Так песня вновь оказалась на полках до 1944 года. Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября, когда Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло «Смуглянку», в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.
Примечательно, что песню, в которой говорилось про партизан Гражданской войны, воспринимали как рассказ о молодых людях, объединённых борьбой с гитлеровцами.
В 1973 году Леонид Фёдорович Быков снял фильм «В бой идут одни старики», – где спел «Смуглянку». Согласно легенде, впервые эту песню Быков услышал в поезде, где её пели двое военных, ехавших в Молдавию на могилы своих боевых товарищей, и настолько «Смуглянке» запала актёру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» не могло быть и речи. Сам Быков всегда мечтал стать лётчиком, даже поступал в лётное училище по окончании средней школы, но не прошёл из-за маленького роста. Зато в ряды курсантов приняли его лучшего друга Виктора Щедронова. Через полгода Виктор попал на фронт, а 11 апреля 1945 года погиб в Чехословакии. Через двадцать лет Быков написал сценарий к своему лучшему фильму «В бой идут одни старики», где погибшего Виктора он воплотил в образе Смуглянки, не изменив даже фамилии – лейтенант Щедронов.
Именно фильм гениального Леонида Быкова сделал «Смуглянку» известной не только у нас в
Солдат. Песни… Они помогали бить врага, помогали быть мужественными, стойкими, они приближали Победу.
Учитель музыки: Но, к сожалению, мы сегодня не можем рассказать обо всех песнях ВОВ. Мы их можем немного послушать. (Звучит фонограмма песен.)
Учитель музыки: В послевоенные годы появились десятки новых песен. Об одной из них хочется вам рассказать.
(«Журавли» – тихо, как фон.)
Ученица: «Журавли» – это песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная.
В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.
Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.
Через много лет Журавли в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочке с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.
Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, мы с вами приготовили бумажных журавликов. В память о погибших в годы ВОВ предлагаю вам написать на них слова благодарности тем, кто отстоял нашу землю и прикрепить журавликов на листок памяти.
(Звучит песня «Журавли», ребята на бумажных журавликах делают записи и приклеивают их на газету.)
Учитель музыки: 70 лет назад закончилась война, и порой кажется, что мы забыли, какой ценой досталась нашим прадедам Победа, но это не так. Искусство вновь и вновь возвращает нас в военные годы.
Сегодня наш разговор завершен. Но мы вновь и вновь будем возвращаться к тем далеким дням, и пусть наша память передается следующим поколениям. Поздравляю вас с великим праздником Победы и желаю вам мира, счастья и добра.
(Заключительный фрагмент фильма «Вечный огонь».)
Литература:
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. – М.: Айрис-пресс. 2005.
Перекатьева О.В., Сценарии школьных праздников.- Ростов-на-Дону.-Д.: Феникс,2012.
Гражданско-патриотитческое воспитание: классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Выпуск 2/ автор-составитель Л.Н.Клинкова.- Волгоград: Учитель, 2010.-85с.
Ради жизни на земле: репертуар-сборник для руководителей школ художественной самодеятельности /сост.А.Ф.Фоменко.- М.: Просвещение,2005
www.lumka.ru/load/detskie-pesni-i-muzuka
Music-fantazu.ru/patrioticheskoe