12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чепелева Ирина Анатольевна60

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катынская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




Методическая разработка


Тема разработки: «Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны»


Форма проведения дела:  (классный час)









    Составитель:                                Чепелева Ирина Анатольевна,

                                                           учитель начальных классов

1 квалификационной категории





2020


Пояснительная записка

Методическая разработка «Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» подготовлена для проведения классного часа в  3-4х классах, посвящённого Великой Отечественной войне.

Целями классного часа являются:

-углубление знаний учащихся о солдатском быте в годы Великой Отечественной войны;

-развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны, воспитание патриотических чувств  у обучающихся начальной школы.

Задачи:

-способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к  истории своей страны;

-развивать творческие способности детей, умение взаимодействовать в ученическом коллективе.

В состав методической разработки входит пояснительная записка, технологическая карта, сценарий классного часа, приложение (фото). Сценарий включает в себя краткий материал  об обмундировании, о солдатском рационе, об отдыхе и досуге. Материал интересен и доступен обучающимся 3-4 х классов. Для более наглядного освещения данного вопроса на классный час  был приглашён отец ученицы Хлусович Ксении, Хлусович Александр Александрович,  участник клуба исторических реконструкций «Порубежье» г. Смоленск.

Тема методической разработки является актуальной и интересной. Так как знания истории своего народа и страны имеют огромное значение для развития личности обучающихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.

Данная методическая разработка содержит краткую адаптированную под возраст обучающихся информацию  по данной теме. Методическую разработку можно использовать для проведения классных часов в 3-4 классах.

План мероприятия

1.Оргмомент. Знакомство обучающихся с целью классного часа.

2.Вступительное слово учителя.

3.Беседа и наглядная демонстрация по теме классного часа с привлечением участника клуба исторических реконструкций «Порубежье»  по следующим вопросам:

1) обмундирование солдат;

2)  солдатский рацион;

3) отдых и досуг.

4. Подведение итогов классного часа. Совместное фото.

Технологическая карта классного часа

Преподаватель: Чепелева Ирина Анатольевна

Форма занятия: беседа с привлечением наглядного материала.

Технологии: игровая, сотрудничества, информационная.

Методы: иллюстративный, диалоговый, репродуктивный (обобщение материала).

Формы работы: коллективная,  групповая.

Межпредметные связи: окружающий мир, история, литературное чтение.

Наглядные пособия: предметы быта (муляжи и реальные вещи времён войны из школьного музея и клуба «Порубежье»).

Раздаточный материал: карточки с заданиями для подведения  итогов занятия.

Ход классного часа

1. Оргмомент

Учитель:

Добрый день.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый  ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, какое масштабное  событие мир празднует каждой весной?

 Ученики: День Победы.

Учитель:  Ребята, очень много времени прошло, с тех пор как закончилась Великая Отечественная война. О тех страшных для всех людей и нашей страны днях ещё рассказывают ветераны, которых с каждым днём становится всё меньше и  меньше. Придёт время, и о войне мы будем узнавать только из книг и фильмов. Но сегодня я бы хотела затронуть интересную тему и поговорить с вами о повседневной жизни солдат. Ведь между атаками врагов, отстреливания от противников у солдата была повседневная жизнь, предметы быта. И вообще,  постараться узнать как выглядели солдаты и что у них всегда было с собой.

Как вы думаете, отличалась ли их повседневная жизнь от нашей с вами?

Ученики: Да.

Учитель:  Что такое быт? Выскажите предположение.

(Ответы детей)

Быт – жизненный уклад, повседневная жизнь.

Учитель: Влияли ли бытовые условия на моральный дух солдат во время Великой Отечественной войны?

Ученики: Да.

Солдатская служба – тяжёлый, изнурительный труд на грани человеческих возможностей. Поэтому наряду с опасностями боя, являлись особые условия фронтового быта и уклада повседневной жизни в боевой обстановке.

Для более наглядного представления я пригласила на наш классный час участника клуба исторических реконструкций «Порубежье» Хлусовича А.А, отца Хлусович К.

На всём протяжении классного часа он будет помогать мне и после мероприятия  вы можете задать вопросы.

3. Беседа

1. Обмундирование

(Головные уборы)

Гость: Какие виды одежды солдат вы знаете? Давайте рассмотрим некоторые их них и я вам расскажу  подробнее.

Посмотрите, пилотка использовалась  в летнее время, зимой – шапка –ушанка. Каску можно надеть сверху пилотки или шапки. Фуражку носили только офицеры.

Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс.

 Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани.

Пилотка являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке.

Шапка-ушанка — зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка.

Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши» опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке и под подбородком.

Каска (шлем) — средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях.

Шлем стальной, в просторечии «каска» используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой.

Кто хочет примерить каску?

(Обувь)

Гость:  Ребята, а что солдаты носили на ногах?

Учитель:  Почему солдаты носили разную обувь?

Ученики:  Это зависело от времени года.

Гость:   Верно. В 1928 году русский химик Сергей Лебедев придумал делать обувь на хлопковой основе, пропитанной искусственным каучуком – этот материал и получил в народе название «кирза», то есть слой замерзшей и растрескавшейся земли. А все потому, что на морозе такая ткань затвердевала настолько, что становилась ломкой.

У кирзовых сапог есть и свои достоинства – например, его всепогодность и универсальная проходимость. Но это крепкий и довольно грубый вид обуви, поэтому ношение обычных носков с ними был просто не возможным, т.к. последние просто не выдерживали нагрузки, так что кирзовые сапоги можно было носить только с портянками.

В поселке Звездном Пермского края установили памятник Солдатским сапогам. Это один из самых необычных памятников Пермского края. Он был открыт в декабре 2009 года.

Скульптура исполнена в натуральную величину и является интерактивной – сзади на сапогах сделаны специальные выемки, которые позволяют их "примерить".

Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной  овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Валенки солдатам выдавали по желанию, а так и зимой ходили в ботинках или сапогах.

Посмотрите на мои сапоги, что вы можете сказать о них?

Ученики: Они кирзовые.

(Одежда)

Гость:  Какая верхняя одежда могла быть у солдат?  Отличается ли она  от вашей? Зависел ли выбор одежды от времени года?

Ученики:  Да.

Гость: Шинель служила не только в качестве одежды, но была и одеялом, и покрывалом. Солдаты носили и ватные куртки и ватные брюки. И военную форму, которую вы сейчас видите на мне.

Учитель:  Что вы видите у Александра Александровича за спиной?

Ученики:  Вещмешок.

Учитель:  Его ещё называли «заплечный дом».

Зачем он был нужен солдату? Мог ли солдат обойтись без него? Всегда ли была возможность у солдата переночевать в помещении? Что ему могло бы помочь?

Ученики:  (Ответы детей).

Гость:  Я расскажу и покажу более подробно.

(Предметы быта)

Вещевой мешок - это брезентовый мешок объемом около 30 литров, с пришитыми к нему плечевыми лямками, завязывающимися на горловине.

 К переноске в вещевом мешке предполагался строго необходимый солдатский минимум, рассчитанный на 1-3 дня:

1.Белье.

2.Портянки.

3.Довольствие (сухари, консервы).

4.Оружейные принадлежности, ветошь.

5. Средства личной гигиены.

6.Боезапас.

Плащ-палатка носимое походное палаточное имущество на одного человека, выполненное из водостойкой ткани, зарекомендовала себя как универсальный предмет снаряжения, защищающий бойцов от непогоды.

Также применяли полотнища плащ-палаток для устройства тентов, козырьков, укрытия шалашей, открытых окопов, прикрывали входы в землянки и шалаши. Кроме того, полотнища плащ-палаток служили подстилками и одеялами.

Учитель:

Какие предметы быта всегда должны быть у солдат?

Ученики:  ложка, котелок, фляга.

Гость:У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка. (показ гостем) .Она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Все свои данные выцарапывали на ложке, так как считали, что если данные записать на специальный медальон, тебя точно убьют, верили солдаты. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.

Котелок армейский предназначен для приёма пищи в походных условиях.

Входит в снаряжение большинства армий мира.

Крышка котелка может использоваться в качестве сковородки при разогреве или приготовлении второго блюда. Рукоятка крышки предназначена для её удерживания, надёжно запирает крышку при переноске, в специальные отверстия на рукоятке вставляется столовая ложка.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.

На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

(Солдатский рацион и снабжение)

Учитель:  Какие продукты могли быть в основном рационе солдат?

Ученики: (хлеб, каша, вода, чай и др.)

Учитель: Какая пословица приходит в голову?

Ученики: «Хлеб всему голова» и др.

Гость:  Снабжение солдат на войне зависело от многих факторов: времени, места пребывания, рода войск, звания, человеческого фактора, находчивости самого солдата.  Нехитрым был солдатский обед из походных котелков.

Продовольственный ассортимент был таков: хлеб из ржаной и обойной муки, мука пшеничная второго сорта, крупа разная, макароны,  вермишель,  мясо, рыба, масло растительное, сахар, чай, соль, овощи, махорка, спички, курительная бумага. У всего личного состава Красной Армии он был одинаков, различались только нормы выдачи.

Выдавались продукты и трёхдневным сухим пайком.

Приём пищи для солдат был не просто утолением голода. Это были редкие минуты спокойствия и отдыха.

Полевая кухня состояла из двух котлов, закрепленных на повозке  и ящика с  кухонную утварь и продовольствие.  Один котёл предназначался для приготовления первого, второй – каш и тому подобного, кроме того, он снабжался специальным покрытием ("масляной рубашкой"), благодаря которому вторые блюда никогда не пригорали.

Походные кухни были в каждом подразделении, в каждой воинской части. Гораздо труднее было организовать горячее питание на передовой. Еда для бойцов доставлялась сюда в специальных ранцевых термосах-контейнерах, их специально создали конструкторы.

Иногда  была возможность пристрелить какую-нибудь птицу, поймать рыбу.

Военно-полевая кухня кормила не только солдат, но и мирных жителей. Для многих, особенно из сожженных деревень, это была единственная возможность получить кусок хлеба. Военные делились, чем могли. Вокруг полевых кухонь всегда кипела жизнь, и все стремились к ней, чтобы хоть на короткое время вернуться в мирную жизнь.

Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, был кулеш – это густой суп или не очень густая, но очень сытная каша.

Хлеб — самый важный продукт питания воина. Солдат легко может обходиться без мяса, без горячей пищи, но без хлеба — он испытывает большие лишения.

(Отдых и досуг)

Учитель:  Как вы думаете в минуты тишины, как мог отдохнуть солдат?

Ученики: Пели песни, писали письма, танцевали, разговаривали. и др.

Гость: В минуты тишины и отдыха огромным счастьем и отдыхом для солдата был поход в баню. Солдаты месяцами могли не мыться и не менять одежду. Не всегда им было это возможно сделать.

Солдаты писали письма своим родным и перечитывали полученные письма. Посмотрите, как выглядели военные письма . Из-за экономии бумаги их стали складывать треугольниками. Иногда к солдатам приезжали артисты и певцы и выступали перед ними, тем самым поднимали их боевой дух. В минуты тишины солдат мог почитать книгу. Иногда пели под гитару или гармонь.

4. Подведение итогов.

Учитель:  Я предлагаю выполнить вам творческое задание, чтобы посмотреть, как вы усвоили материал, услышанный на классном часу.

1. Солдаты  всё делали сами, в том числе и пришивали пуговицы. Посмотрим, как вы умеете пришивать пуговицы. (2 мальчика от класса).

2. Найдите предмет по его названию.

(Фляга, каска, пилотка, ложка, и т.д.)

3. Поработайте в парах.

Подпишите каждое изображение.

Карточка

image-20200628182214-1.jpegimage-20200628182214-2.jpegimage-20200628182214-3.jpeg   

__________         ____________________                ________________

image-20200628182214-4.jpeg


__________________       ____________        ____________     

 Итог.

Учитель:  Солдаты справлялись с любыми трудностями, тяготами. Они могли выстоять, вытерпеть любые сложности и лишения. Они знали ради чего он это делает.  Они всё терпели ради мира на земле. Но и в настоящее время идут войны на планете. Гибнут мирные жители, даже дети. Война – это самое страшное, что может случиться в мире. Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить.

Мы знаем, в годы Великой Отечественной войны за Родину сложили свои головы более 20 миллионов советских людей. Можете посмотреть предметы войны, муляжи. Задать вопросы гостю. Спасибо за внимание. До свидания.


Список литературы и интернет -ресурсов

1. Авраменко А. «Огненное лето 41-го» - М. Эксмо, 2007.

2. Бондарев Ю. В. «Горячий снег. Батальоны просят огня» – М.: Эксмо, 2005.

3. Курочкин В. «На войне как на войне» - М.: Вече, 2010.

5. Михеенков С. Е. "В донесениях не сообщалось... Жизнь и смерть солдата Великой Отечественной. 1941-1945", Центрполиграф, 2011.

10. Об огнях-пожарищах: Великая Отечественная война в стихах и песнях / сост. А. Турков. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

12. Электронный ресурс: CyberLeninka.ru ›Научные статьи›…-velikoy-otechestvennoy…

13. Электронный ресурс: http://museum.omskelecom.ru

14. Электронный ресурс: http://www.labirint.ru/books/185275 /

15. Электронный ресурс: http://topwar.ru/3142-spros-s-komandirov.html

16 .Электронный ресурс: http://www.labirint.ru/books/185275 /

17. Электронный ресурс: topwar.ru ›…soldatskij-byt…velikoj-otechestvennoj…

18. Электронный ресурс: http://fb.ru/article/145927/polevaya-kuhnya-kp--retseptyi-polevoy-kuhni

19. Электронный ресурс: https://ru. wikipedia. org/







Опубликовано


Комментарии (2)

Наталья Игоревна, 29.06.20 в 05:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.