Сообщение «Речевое развитие неслышащих школьников с помощью работы над изложением»
ГОКУ «СКШИ г.Черемхово»
Речевое развитие неслышащих школьников с помощью работы
над изложением
Подготовила и прочитала
учитель русского языка
Лушникова И.Н.
Развитие связной речи неслышащих учащихся является одной из самых актуальных методик русского языка. Обучение глухих учащихся VII – XI классов является новым периодом в усвоении и использовании языка как орудия понимания и развития мышления, средства общения и самовыражения. Это заключительный период обучения, целью которого является получение глухими учащимися образования и речевого развития в объёме 9–летней образовательной школы. Он подготовлен специально организованным процессом обучения языку в предшествующих классах в условиях реализации принципов коммуникативной системы, внедрения в практику предметно-практической деятельности и нового подхода к использованию и развитию остаточного слуха. Продвинутый уровень общего и речевого развития даёт основания для перехода в старших классах на обучение языку по программам и учебникам основной массовой школы.
Однако тот факт, что неслышащие старшеклассники по своему уровню речевого развития отстают от слышащих, подчеркивает необходимость и на завершающем этапе обучения специально организовывать педагогический процесс по дальнейшему овладению ими речью. Специфика в том, что обязательно создаются условия для того, чтобы язык осваивался учениками в самом режиме его употребления, как специфическая человеческая деятельность.
Основной завершающей целью обучения языку в старших классах является совершенствование коммуникативных умений, навыков более быстрого восприятия и понимания речи, свободного оформления своих мыслей и чувств.
Речевое развитие – это аспект работы по разделу школьной программы «Развитие речи». Главным содержанием его в старших классах является работа над монологической, связанной речью, в которой объединяются все речевые навыки. Внимание к связанной речи обусловлено её важным жизненным назначением. Каждый выпускник школы должен уметь участвовать в общении, должен уметь излагать свои мысли логично, содержательно, грамотно (будет ли это письмо, рассказ об увиденном, прочитанном и т.д.)
Работая над изложениями, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы и для будущей практической деятельности выпускников.
Для обучения школьников построению текстов в программе по развитию речи предусмотрены разнообразные виды работ, среди которых важно выделить изложение как текст, в котором проявляется мыслительная речевая самостоятельность, творчество и общая культура. Изложение – это письменный пересказ прочитанного текста. Оно считается эффективным средством развития связной речи. При написании изложения школьнику предлагается в готовом виде тема, содержание, структура и словесное оформление рассказа. Задача его в том, чтобы логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения из текста.
В школе глухих при работе над изложением дети читают сходный текст самостоятельно, а повторное восприятие осуществляется на слух зрительно.
По характеру воспроизведения текста И.Д.Морозова выделяет четыре вида изложений:
Подробные, т.е. передающие все подробности (при этом сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности);
Выборочные, т.е. воспроизводящие только часть текста, связанную с определённой темой (при этом изменяются, как правило, тип и композиция исходного текста);
Сжатые, передающие только основное содержание (при этом тип текста, в зависимости от степени и характера сжатия, может сохраняться);
С творческим заданием, в результате выполнения которого в содержание или композицию исходного текста вносятся изменения: заменяется лицо рассказчика, дополняется текст, переставляются части и т.п. (при этом, в зависимости от характера задания, тип текста и его языковые особенности могут сохраняться или изменяться).
Каждый из названных видов изложения занимает особое место в общей системе формирования навыков связной речи. При подробном изложении прежде всего формируется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания с использование готовых языковых средств, при выборочном – умение подбирать по книге и систематизировать материал к высказыванию, находить языковые средства для связи между его отдельными частями. В процессе работы над сжатым изложением школьники учатся обобщать материал, отделять главное от второстепенного и кратко передавать содержание прочитанного. Изложение с творческим заданием приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливает к созданию своих текстов.
Каждый вид изложения по-разному влияет на развитие мышления детей. При подробном изложении учащиеся осмысливают причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Выборочное и сжатое изложение способствуют развитию абстрактного мышления. Изложение с творческим заданием развивает воображение и творческую мысль.
При работе над изложением всех видов необходимо учитывать тип исходного текста (повествование, описание, рассуждение).
Также работа над изложением может включать различные грамматические задания, например, в исходном тексте рассказ ведётся от первого лица, а учащиеся излагают этот текст от третьего лица; исходный текст представляет собой описание, а ученикам предлагается написать изложение, употребить прилагательные. Цель таких заданий – привлечь внимание учащихся к правильному употреблению грамматических категорий. Выполнение их должно обеспечиваться ходом всей подготовительной работы.
Изложение также классифицируются по цели выполнения – обучающие и контрольные, оно различаются не только целью, но и методикой проведения. При работе над обучающим изложением большое внимание уделяется анализу содержания, определению последовательности событий, составлению плана с помощью учителя. Учащиеся устно передают содержание текста, используя новые слова, написанные на доске. При этом учитель принимает меры по предупреждению ошибок.
При контрольном изложении учитель не оказывает детям никакой помощи, не проводит орфографической подготовки к письменной работе.
Понимая значение каждого из видов изложения, учитель планирует их проведение в определённой системе, с учётом типа текста, способа его восприятия и характера воспроизведения.
Обучение изложению
В ходе беседы, посвящённой анализу текста, учитель должен требовать от учащихся полных ответов на вопросы, побуждать их к активной творческой работе над связной логической речью, над предложением. При обучении обучающих изложений должно присутствовать составление плана, орфографическая подготовка к письменному изложению, необходимая помощь во время написания изложения, проверка ими своих работ.
При подготовительной работе над изложением не следует увлекаться устными и письменными пересказами по серии вопросов. М.Р.Львов заметил: «Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передавать содержание прочитанного, а не складываться из частых ответов на отдельные вопросы, не объединённые в сознании учащихся единой смысловой задачей».
Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа теста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребёнку, не велик по объёму, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников, а также из сборников текстов для изложений.
План работы над обучающим изложением
Указанные направления по развитию речи в старших классах находят своё воплощение на специальных уроках и в системе занятий по подготовке и написанию определенных изложений. Эту систему работы над изложением, в которой выделяются несколько этапов со своими задачами, формами, методами и приёмами работы покажу на примере текста В.В. Чаплиной «Малышка».
Вступительная беседа. Она проводится с целью: обеспечить правильное восприятие текста. В ходе беседы можно использовать различные наглядные пособия.
Во вступительной беседе спрашиваем у детей: Что такое зоопарк? Были ли они в зоопарке? Каких животных видели в зоопарке? Далее можно сообщить детям об обезьянах (какие бывают обезьяны, где живут, чем питаются, повадки).
Чтение текста учителем.
2. Чтение текста учащимися проводится с целью первоначального знакомства с ним. Полезно перед чтением дать учащимся целевую установку. Чтобы активизировать их мыслительную деятельность, например: «Прочитайте текст и подумайте, о ком и о чём говорится»; «Прочитайте текст и подумайте, почему он так назван». Тогда сразу после чтения отвечают на заданный ранее вопрос. По качеству ответов учитель может судить о степени понимания текста и с учётом этого строить дальнейшую работу.
3. Беседа по основному содержанию и словарная работа.
Беседа должна строиться с учётом степени подготовленности учащихся и уровня их речевого развития. Цель её – помочь глубже понять содержание текста, выяснить, что в нём главное, установить причинно-следственные связи, отношения, значение непонятных слов в контексте. Вопросы и задания должны способствовать развитию мыслительной деятельности школьников. В ходе беседы следует побуждать учащихся использовать в своих ответах новые слова и выражения, находить их в тексте по заданию учителя: «Прочитайте, как об этом пишет автор». И тут же: «Как можно сказать об этом по-другому?»
Примерные вопросы:
1. Где происходит действие?
2. О ком и о чём вы прочитали?
3. С кем в зоопарке работала автор?
4. Куда её перевели?
5. Кто такая Малышка?
6. Что случилось с Малышкой?
7. Почему она заболела?
8. Что прописал врач обезьянке?
9. Как Малышку приучили к грелке?
При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть, какие слова и выражения могут быть не понятны детям. Сначала спрашиваем у детей, как они понимают то или иное слово, выражение. Может быть, кто-то из них знает и объяснит остальным.
При работе над значением нового слова можно использовать разнообразные приёмы.
№ п/п | Приёмы | Примеры |
1 | Самый простой – показ предмета | касторка, резиновая грелка |
2 | Показ рисунка | Блохи, тесная клетка, обезьяна |
3 | Набор синонимов | Шустрая – беспокойная, подвижная, бойкая, проворная, быстрая. |
4 | Развернутое описание | Обезьянник - место в зоопарке и подобных заведениях для содержания обезьян. |
5 | Иногда можно использовать антонимы для разъяснения слова | тесная — просторная |
6 | Объяснения слов через анализ их морфологической структуры и словообразования | Разбегутся
|
7 | Драматизация или показ действия (в нашей школе это можно сделать с помощью жестового языка) | Она осмелилась осторожно подойти ближе и тихонько тронуть грелку рукой. |
8 | Использование ситуации, обращение к опыту детей | Конфета была крашеная, в бумажной обёртке. Вы ели конфеты и видели, что они бывают разного цвета . |
9 | Обучение пониманию слова в контексте | Целыми днями сидела Малышка на полочке, такая печальная: вся съёжилась, как будто замёрзла (слова понятны из контекста) |
4. Работа над языком – лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. В процессе этой работы дети учатся употреблять синонимы, выделять образные слова и выражения, фразеологизмы, анализировать трудные предложения, упражняются в перефразировании предложений, чтобы уметь пересказать прочитанное своими словами. Например: деление одного предложения на два – три или составление нового варианта; включение в текст новых видов словосочетаний, синонимов, однородных членов; замена прямой речи косвенной речью; изложение лица рассказчика; изменение лица рассказчика; обобщение и сокращение.
Например, найдите в тексте предложение с местоимением первого лица и измените лицо рассказчика на третье, составьте из двух простых предложений сложное. В процессе этой работы проводится работа по предупреждению ошибок (ошибки в согласовании, управлении, пропуски в содержании, неправильное или неточное употребление слов по смыслу).
5. Работа над планом занимает важное место в подготовке к изложению. Составление плана помогает выделять главное в прочитанном рассказе, определять последовательность событий, точно формулировать заголовок.
Основные варианты составления плана:
текст читается по частям, и каждая его часть озаглавливается;
текст читается не по частям, а в целом. После подробной беседы по содержанию учитель или сами ученики перечитывают его. Перед чтением учитель даёт установку: «Подумайте, сколько частей в тексте, где кончается каждая из них». Окончив читать, ученики говорят сколько, по их мнению частей в тексте и какие это части, а затем делают заголовок каждой из них;
после повторного чтения ученики с помощью учителя выясняют, о чём надо писать сначала, и формулируют первый пункт плана. Потом определяют, о чём следует писать дальше и т.д. таким образом, план составляется на основе анализа текста в целом.
6. Устный пересказ текста. Чаще всего пересказываются отдельные части текста в соответствии с планом, а затем один из учеников передаёт содержание рассказа в целом, другие слушают, затем дополняют или исправляют. После устного проговаривания значительно улучшается грамотность при написании текста.
7. Орфографическая подготовка. Орфографическая подготовка к письменному изложению заключается в особом внимании к написанию отдельных слов. Например: вставьте пропущенные орфограммы. Объясните правописание.
Зо..парк, обезья(н,нн)ик, разбегут(?)ся, кто(то), к..сторка, ..брасывала, пол..жили, р..зиновая, (не)шевелясь, пр..жалась, (не)ра(с,сс)тавалась, поправ..лась. Учитель принимает меры с целью предупреждения ошибок:
а) записывает трудные слова на доске;
б) разрешает детям пользоваться словарями и справочниками;
в) предлагает обращаться к нему за помощью.
8. Письменное изложение текста. Учащиеся делают запись на черновиках своего варианта изложения. В школе глухих целесообразно использовать черновики. Работа с черновиками является средством самостоятельной проверки и корректировки логических, орфографических и стилистических ошибок. Сначала учащиеся пишут изложение на черновиках, которые просматриваются учителем. Он подчёркивает ошибки, но не исправляет их, ученики делают это самостоятельно. На первых уроках учитель помогает пользоваться черновиками, подсказывает, как можно проверить правильность написания слова, какой поставить вопрос и т.д. Черновик полезно использовать постоянно при написании изложений.
9. Самопроверка учащимися изложений. Может также быть организована взаимопроверка или проверка работ слабых учеников сильными.
10. Анализ письменных работ, исправление ошибок. Этой работе может быть посвящён целый урок, цель которого – подготовить учащихся к переработке изложения и к работе над новым высказыванием, а не просто исправит ошибки.
Работа над сжатым изложением
Хотелось бы немного остановиться на методике работы над сжатым изложением. Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно и логично излагать свои мысли,
умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.
В науке известны три способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
1. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
2. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
К приемам сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Таким образом, использование этих приёмов работы над изложением способствуют интенсификации развития мышления и речи глухих школьников, включению в их активный словарь новых слов, в частности синонимов, формированию умения разнообразно, творчески, кратко пересказывать прочитанное, выработке способности к самоанализу, самоконтролю, повышению степени самостоятельности в работе с текстом.
Методические рекомендации учителю по работе над изложением
Объём изложений по классам:
7 класс – 100-110 слов
8 класс – 150 – 200 слов
9 класс – 200 – 250 слов
10 класс – 250 – 300 слов
11 класс – 350 – 450 слов
При первичном написании изложения можно предложить учащимся готовый план. Поставить задачу учащимся, разбить текст по плану.
Учитель должен подготовиться к изложению:
а) Определить вид изложения.
б) Наметить трудные места для усвоения (объяснения)
в) Разделить текст на части.
г) Составить план.
д) Самому написать изложение.
е) Составить план и конспект урока.
4. Работа над изложением должна строиться по следующему плану:
1. Ознакомление с темой и целью работы.
2. Вступительное слово учителя (3-5 мин.)
3. Чтение текста. (Самостоятельное комментированное чтение).
4. Лексическая работа по объяснению новых слов и выражений.
5. Беседа по содержанию с одновременным анализом языковых средств.
6. Работа над планом.
7. Словарно-орфографическая работа по предупреждению ошибок.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся. (Слабым учащимся
даются опоры)
5. Тексты изложений пишутся несколько раз (по необходимости). Проверяются. Можно использовать взаимопроверку, исправляются допущенные ошибки. Затем изложение переписывается в тетрадь для творческих работ.
6. При написании изложения разрешается пользоваться словарями (толковыми, орфографическими, словарями синонимов).
7. Изложение оценивается двумя отметками.
1-я отметка – за содержание
2-я отметка – за грамотность.
Отметка ставится дробью
8. План при выставлении отметок не учитывается.
9. Обозначение ошибок выносится на поля.
1. 2.
С – смысловые ошибки │- орфографические ошибки
Р – речевые ошибки V – пунктуационные ошибки
Г – грамматические ошибки
10. Выставление оценок за грамотность должно идти следующим образом:
«5» если 1 или2 – V; или 2 – Г ошибки
«4» если 2 - │ и 2 – V; или 1- │и 3 – V; или 3 – V; или 4 – V без орфографических, а
также 2-3 – Г ошибки
«3» если 4 - │, 3- V, 1 – Г
11. При оценке речевого оформления учитывать разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи
Число языковых ошибок и стилистических недочётов.
«5» - содержание соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразными синтаксическими конструкциями. Допускается: 1 недочёт в содержании; 1-2 – речевых недочётов и 1 грамматическая ошибка.
«4» - содержание соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание достоверно, но есть неточности. Нарушения в последовательности изложения мысли.
Допускаются: 2 недочёта в содержании, 3-4 речевые недочёта, 2 – грамматические ошибки.
«3» - существенные отклонения от темы, присутствуют отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли. Беден словарь и однообразные синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление. Стиль не отмечается единством.
Допускается: 4 – недочёта в содержании, 5 – речевых недочётов, 4 – грамматические ошибки.
«2» - работа не соответствует теме, много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мысли во всех частях. Крайне беден словарь, короткие односложные предложения, неправильное словоупотребление. Единство текста нарушено.
Допускается: 6 – недочётов в содержании, до 7 – речевых недочётов, до 7 – грамматических ошибок.
Классификация ошибок
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.
Нарушение причинно-следственных связей в содержании.
Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца).
Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности).
Нарушение логики построения предложения.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
4) употребление лишнего слова (плеоназм);
5) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
6) необоснованный пропуск слова;
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
8) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;
9) неудачное употребление местоимений;
10) нарушение порядка слов в предложении.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения.
1) ошибки в образовании личных форм глаголов;
2) неправильное употребление временных форм глаголов;
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий;
4) ошибки в образовании деепричастий;
5) неправильное образование наречий;
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов;
7) неоправданный пропуск подлежащего;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.