Социализация детей с ОВЗ как компонент реализации ФГОС
Социализация
детей с ОВЗ как компонент реализации ФГОС
Работу выполнила: учитель - логопед
МКОУ Квитокской СОШ № 1
Задерновская Л.В.
Слайд(1), (Слайд 2) Основной задачей школы в рамках реализации ФГОС является подготовка обучающихся с ОВЗ к социализации и социально – трудовой адаптации. Более 30 лет я проработала в школе - интернат, где вопрос социализации стоял особенно остро, второй год в нашей школе учатся домашние дети, но вопрос социализации не менее актуален.
(Слайд 3)Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку. (Пример с Ирой)
Школа готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. Одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является профессионально - трудовое обучение (Слайд 4)В нашей школе функционирует столярная мастерская, где ребята получают навыки столярного дела, и швейная мастерская (Слайд 5) ,где девочки обучаются швейному мастерству. Эти уроки направленны на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, (Слайд 6)На занятиях по СБО обучающиеся получают умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.; формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений. Уроки эти очень важны, они носят практический характер. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют в жизни.
Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы является плодотворное заполнение внеурочной деятельности, организация полезного досуга
На базе школы функционируют кружки и спортивные секции. (Слайд 7,8,9) Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.
. (Слайд 10)Включение детей в творческую деятельность снимает присущие детям с ОВЗ, скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. Представленный опыт является примером успешной социализации детей с
(Слайд11)Интеллектуальная составляющая является важной для успешной социализации обучающихся с ОВЗ. Воспитанники школы принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях как районного, так и областного уровней.
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и трудоустройство выпускников. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Выпускники нашей школы успешно продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях: г. Тайшета, п. Юрты, г. Братска, Иркутск (Слайд 12)
Хочу привести примеры наших выпускников, которые сумели социализироваться в жизни (Слайд13, 14)
Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.