Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.
Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.
Автор: Щукина Карина Вадимовна, студент ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж»
Научный руководитель: Фефилатьева Анна Ивановна, преподаватель ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж»
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема употребления психоактивных веществ, в том числе учащимися образовательных учреждений, стоит остро. Вместе с этим возникают задачи по предупреждению употребления населением психоактивных веществ. Социальная профилактика как технология предупреждения вовлечения в употребление психоактивных веществ особенно востребована в образовательных учреждениях.
Главной целью профилактической работы в школе является формирование у учащихся здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья, изменение отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, которое обуславливает снижение спроса на психоактивные вещества у молодежи.
Цель исследования: провести диагностику применения разнообразия социально-педагогических средств социальной профилактики как технологии предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ предполагает использование многообразия социально-педагогических средств для вовлечения учащихся старших классов в профилактические мероприятия, проводимые в образовательном учреждении.
База исследования: МБОУ МО Город Архангельск «Средняя общеобразовательная школа № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»
Практическое исследование мы провели при помощи анкетирования в режиме констатирующего эксперимента среди педагогов МБОУ СОШ № 50, в котором приняло участие 20 человек (Анкету см. в Приложении).
Дадим характеристику результатов констатирующего исследования.
Из 20 респондентов - 80% принявших участие в анкетировании, это женщины, и 20 % мужчины.
Кроме того 80 % респондентов имеют высшее образование и стаж работы у 30 % - от 11 до 20 лет.
Охарактеризуем ответы респондентов более подробно.
все респонденты отметили склонность подростков к употреблению психоактивных веществ.
При этом были отмечены следующие причины:
это модно;
это способ выглядеть старше;
это способ уйти от проблем в школе и дома;
это подражание кумирам из шоу-бизнеса.
Среди факторов, влияющих на вовлечение подростков в употребление ПАВ , 90% опрошенных выделили социальный фактор.
95 % опрошенных считают, что образовательные организации должны заниматься социальной профилактикой употребления ПАВ, поясняя свою позицию тем, что: «вырастет здоровое поколение, ориентированное на ЗОЖ», «все учащиеся должны быть абсолютно здоровы», «это способствует активности в спорте, культуре», «школьники большую часть дня проводят в школе, потому эти мероприятия уместны именно здесь».
- 5% опрошенных считает, что образовательные организации не обязаны заниматься социальной профилактикой, так как этим должны заниматься родители.
25% опрошенных в понятие «социальная профилактика» - вкладывают следующий смысл: это первичная профилактика, пропаганда ЗОЖ; 35% из 100% сделали вывод, что это обучение основам ЗОЖ, формирование здорового мышления; 40% дали ответ, что это предупреждение первых проб ПАВ.
В своей работе педагоги используют следующие социально-педагогические средства социальной профилактики : 85% опрошенных выбрали проведение видео уроков, опросы, тренинги; 90% опрошенных отметили беседы; 55% из 100% выделили игры; а также выделили свой вариант (походы, спортивные состязания).
Социальная профилактика подросткового употребления ПАВ сложное направление в работе педагога образовательного учреждения, так считает 90% опрошенных, объясняя, что для некоторых подростков обсуждение вопросов наркопотребления может стать призывом к употреблению ранее неизвестных психоактивных веществ; и 10% респондентов ответили «нет», т.к. считают, что нет никакой сложности для образовательных учреждений по предупреждению употребления школьниками психоактивных веществ, учитывая осведомленность современной молодежи о психоактивных веществах и последствиях от их употребления.
В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась.
Приложение
Анкета «Социально-педагогические средства технологии социальная профилактика»
(предназначена для педагогов общеобразовательной школы)
Уважаемый педагог, просим Вас поделиться своим мнением, опытом по исследуемой нами проблеме: Социальная профилактика как технология предупреждения употребления старшеклассниками психоактивных веществ.
1.Укажите ваш пол: |
Женский |
Мужской |
|
2. Ваше образование: |
|
3.Укажите стаж Вашей профессиональной деятельности: |
менее 5 лет; |
от 5 до 10 лет; |
от 10 до 20 лет; |
свыше 20 лет; |
|
Как Вы считаете, современные подростки склонны к употреблению психоактивных веществ и почему? |
|
|
5. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на вовлечение подростков в употребление ПАВ: |
социальные |
психологические |
наследственно-биологические |
свой вариант |
|
6. По Вашему мнению, образовательные организации должны заниматься социальной профилактикой употребления подростками психоактивных веществ? Обоснуйте свой ответ. |
да |
нет |
|
7. Какой смысл Вы вкладываете в понятие технологии «Социальная профилактика»? |
|
8. Какие средства социальной профилактики Вы используете в своей работе со старшеклассниками: |
проведение видео уроков |
беседы |
опросы, анкеты |
игры |
тренинги |
свой вариант |
9. Считаете ли Вы, что социальная профилактика подросткового употребления ПАВ сложное направление в работе педагога образовательного учреждения и почему? |
|
Благодарим Вас за оказанную помощь!