Статья «Профилактика употребления психоактивных веществ у детей и подростков в рамках учреждения ДО»

5
0
Материал опубликован 24 January 2022

Клям Е.А.

социальный педагог

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско - юношеский Центр «Каскад»

​​​​​​​г. Березники



ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Аннотация. В статье раскрываются особенности профилактики употребления ПАВ в рамках учреждения дополнительного образования, с учётом концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, определяются эффективные формы работы по данному направлению.

Ключевые слова: профилактика употребления ПАВ, профилактическая работа, дополнительное образование детей, дети и подростки, концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.


В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к росту детской преступности, употребления алкоголя, ПАВ среди молодежи, подростков и детей. Безусловно, это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственности, личности подростка, его взаимодействия с близким окружением. В «группу риска» и СОП попадают дети и подростки, вовремя неподержанные семьёй, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки. Стремление к достижению успеха в учебной и общественной деятельности у таких подростков замещено, как правило, примитивными досуговыми потребностями и интересами. В связи с этим организация профилактики употребления ПАВ с обучающимися является одной из важнейших задач образовательного учреждения на сегодняшний день. Но к данной работе нужно подходить очень грамотно и по принципу «не навреди», иначе можно получить обратный эффект.

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад, как и другие учреждения дополнительного образования, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы по данному направлению. Ведь ребёнок ходит на занятия с особым желанием, налажен тесный контакт с родителями, квалифицированные педагогические кадры. И в данном случае, центры дополнительного образования детей, как уникальная образовательная сфера, решает широкий спектр задач социального плана. Дополнительное образование приобщает подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Система дополнительного образования детей расширяет воспитательные возможности школы и способна  быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Ведущая роль ОУ в первичной профилактике отражена в нормативных документах. Вся работа выстраивается в соответствии с концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена приказом Минобразования России, одобрена Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту); Законами Российской Федерации: «Об образовании», «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3 от 08.01.1998г, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 21.06.1999г. с изменениями, внесёнными ФЗ № 1 от 13.01.2001г. и др. нормативными документами. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательном учреждении. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

При проведении профилактической работы в учреждении дополнительного образования учитывают организационные принципы профилактики:

С ориентацией на концепцию профилактики злоупотребления ПАВ, а также на ориентацию позитивной профилактики в образовательной среде в нашем учреждении была разработано направление «Здоровье» в рамках учебно-воспитательного плана. В данном направлении принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель направления - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность ребёнка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

При проведении профилактической работы педагоги учреждения учитывают организационные принципы профилактики:

Первый принцип – комплексность подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений. В рамках реализации направления налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: КДНиЗП, Центр медицинской профилактики, Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, отделение по контролю за оборотом наркотиков и другие.

Второй принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими обучающимися, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни. Задачи профилактической работы с подростками: научиться содержательному проведению досуга, уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

Третий принцип - аксиологичность предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с обучающимися учреждения.

Четвёртый принцип - многоаспектность включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

Пятый принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в ОУ, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Нужно не забывать, что человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать, задавать вопросы, закреплять полученные знания. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс, становиться легче и интереснее, именно поэтому очень часто мы используем в рамках профилактики интерактивные уроки. Очень интересные формы работы, такие как дискуссия, ролевая и деловая игра, тренинг. К примеру, полезная сторона ролевой игры - тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Ведь подготовка молодёжи к встрече с различными ситуациями в жизни позволит им заранее обрести ряд навыков, помочь ответить отказом на реально опасное предложение.

Кроме работы по направлению «Здоровье», за прошедший учебный год МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» принял участие в четырёх городских акциях по формированию мотивации к здоровому образу жизни: «Моё здоровье – это моё право», «Мы выбираем здоровье», «Наше здоровье в наших руках», «Против наркотиков - все вместе». В первых трёх акциях ОУ вошло в список победителей, а в последней ещё не подведены итоги. Кроме этого учреждение традиционно принимает участие в таких акциях как «Сообщи, где торгуют смертью» и во Всероссийской акции по профилактике ВИЧ и СПИД «Должен знать». В рамках названых кампаний и акций учреждение планирует и организует комплекс мероприятий, используя различные формы проведения и также аудиторию, в которую входят обучающиеся, педагоги и родители. Очень важную роль в профилактике вредных привычек играет просветительская работа родителей. Ведь приоритетным направлением деятельности по предотвращению злоупотребления ПАВ является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей. Данное направление деятельности осуществляется через круглые столы, родительские всеобучи, тематические собрания, а также через информирование с помощью материалов антинаркотической направленности на стенде и сайте учреждения. Безусловно, важной частью таких акций становятся информационное оформление и сопровождение мероприятий – здесь используется кроме стандартных стендов и памяток, информационные сайты и социальные сети учреждения

Очень часто в образовании пользуются таким подходом к профилактике как «борьба», «запугивание». Но практика показывает, что данные подходы не приносят достижения желаемых целей. Таким образом, проблема предупреждения употребления ПАВ не может быть решена, так как не устраняются причины побуждающие детей и подростков обращаться к ним. Необходимо создание системы позитивной профилактики, которая ориентирует на болезнь и её последствия, а на человека и его возможные ресурсы.

На мой взгляд, результативность работы по профилактике употребления ПАВ среди подростков и детей будет более эффективна при участии семьи, учебных заведений, учреждений дополнительного образования и др. учреждений. Именно этот непрерывный, систематический, последовательный процесс взаимодействия партнеров, а так же использование активных и интерактивных методов и форм работы сможет сформировать негативное отношение к наркотикам у обучающихся.

Библиографический список

1.      Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.     Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.

3.     Наркомания: ситуация, опыт, профилактика. – М.: ВЦХТ, 2000. 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.