Статья «Профилактика как технология по работе с социальным сиротством»
Профилактика как технология по работе с социальным сиротством
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Дети являются самой незащищенной, уязвимой социальной группой в современном мире. Семейное воспитание имеет ряд достоинств: благоприятный психологический климат, атмосфера любви и уважения, забота и поддержка, близость родительского воздействия, постоянный положительный пример взрослых, устоявшиеся семейные традиции. Дети должны жить в семье - это утверждение вряд ли кто возьмется оспорить. Ведь при расставании с семьей у ребенка нарушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и способность эти связи устанавливать. Поэтому работа по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми занимает в деятельности нашего Центра важное место. Причем для того, чтобы эта работа была более эффективной? Внедряются новые технологии ее организации. Специалистами Центра по профилактике социального сиротства ТОГБОУ « Инжавинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» были изучены причины роста социального сиротства. Сиротами при живых родителях становятся дети, которых отказались забрать из родильного дома, или родители которых были лишены родительских прав, но чаще всего – из-за уклонения от выполнения родительских обязанностей, из-за жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, что также приравнивается к жестокому обращению. Анализ причин социального сиротства помог специалистам наметить основные направления работы по профилактике этого явления. В числе этих направлений – своевременное выявление семей, обстановка в которых угрожает жизни и здоровью ребенка; организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его родителями на начальной стадии возникновения семейных проблем; информационно-просветительская и коррекционная работа с родителями, связанная с повышением их компетентности, оказание им психологической, педагогической, социальной, правовой и медицинской помощи; обеспечение комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка с целью оказания помощи в его воспитании и осуществление контроля за условиями его жизни. Вся эта деятельность преследует основную цель – сохранить для ребенка возможность воспитываться в кровной семье. Основой инновационной технологии социальной работы с семьей является межведомственное взаимодействие или социальное партнерство, цель которой заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между учреждениями системы профилактики для оказания помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать проблемы семей, состоящих на учете в учреждении через различные формы коррекционно-реабилитационной работы. Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семьи и детей.
Нельзя оставаться равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. Ведь в них утрачиваются семейно-нравственные традиции, меняется отношение родителей к детям. Так семья приобретает статус асоциальной.
В таких семьях часто нарушаются права ребенка. Родители, “утопая” в своих проблемах, становятся неспособными исполнять свои обязанности надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Конечно, на это повлияли и объективные факторы, в частности, низкий уровень жизни… Но не последнюю роль здесь играют и употребление алкоголя, и наркомания. Ступив на “скользкий” путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на жалкое существование и детей. Основной критерий, по которому семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении, – жестокое обращение с ребенком. Тем более когда возрастает опасность для его жизни и здоровья.
Дети, которые подвергались психическому насилию, становятся жертвами других форм жестокого обращения. А от пренебрежения нуждами ребенка, по статистике, умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Чтобы обеспечить безопасность и благополучие детей, на базе ТОГБОУ « Инжавинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» работает Центр по профилактике социального сиротства. Основная задача педагогов – сохранить ребенку его родную семью. Ведь счастливая семья и есть соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей и радостей человека. Большинство людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, хотели бы изменить свою жизнь, однако социум не принимает их и считает их безнадёжными. Специалисты Центра работают с детьми и семьей несовершеннолетних, и оказывают социальную и психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей. Работа с семьями выстраивается на основе индивидуального подхода.
С родителями и детьми активно работает педагог- психолог и соц. педагог Центра. Социально-психологическая работа с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию заключает в себе 2 направления: поддержку и коррекцию. На первом этапе работы психолог и соц. педагог изучают состав семьи, социальное и социально-значимое окружение, анализируют материальное положение, исследуют психологический климат в семье для определения специфических особенностей взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой в данной семье. Кроме этой работы, Центр по профилактике социального сиротства берет на себя обязанность информировать семью о возможных ресурсах, обучать членов семьи новым навыкам, помогать в сборе и оформлении необходимой документации, координировать предоставление семье различных услуг.
Если среди вашего окружения есть такие семьи, просим обращаться к нам в Центр т. 8 (47553)2-77-85 .