Статья «Сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ — как акт развития и творчества современного ученика на примере темы "Профилактика употребления психоактивных веществ на уроках русского языка"»

3
0
Материал опубликован 23 April 2017

Сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ – как акт развития и творчества современного ученика на примере темы «Профилактика употребления психоактивных веществ на уроках русского языка»

Барыкина Клавдия Сергеевна/Barykina Klavdiya Sergeevna - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, руководитель МО гуманитарного цикла, руководитель объединения «Клуб журналистов» МБОУ «СШ №3» г.Вилючинска Камчатского края.

 Аннотация: предлагаемый материал не методическое руководство с обязательными, рассчитанными на все случаи жизни рекомендациями, а результат накопленного опыта работы. Его задача скромнее: прояснить замысел работы над сочинением-миниатюрой и сочинением-рассказом и, основываясь на личном опыте, дать учителю-словеснику советы для работы над сочинением. Эти советы можно принять или отвергнуть, сообразуясь с конкретными условиями преподавания. Только учитель вправе решать, какие приёмы ему использовать в работе со своими учениками чаще, а с какими лишь познакомить.

Ключевые слова: ПАВ (психотропные активные вещества), ЗОЖ (здоровый образ жизни), ОГЭ (общий государственный экзамен), миниатюра, рассказ.

Предмет «Русский язык» — основа развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задача учителя - опираясь на законы психологии творчества, создать ситуа­ции, побуждающие школьников к творческой деятельности. Ученик поднимается до творческого уровня речевой деятельности при напи­сании сочинения. Сочинение имеет метапредметное значение, занимает важное место в социализации школьников, способствует развитию мо­бильной, креативной, готовой к саморазвитию личности.

В школе, как в зеркале, отражающей проблемы общества: всё большей попу­ляр­ностью у учеников пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. В силу некоторых причин школа в течение ряда лет не придавала значения проблемам типа «создать»; я считаю, что в школе недооценивалось значение таких характеристик личности, как сообразительность, гибкость, способность принимать нестандарт­ные решения, сила воображения или восприимчивость к прекрасному, то есть черт, которые сегодня необходимы каждому.

Происходящие в современном обществе перемены потребовали совершенствования образовательного пространства, которое должно соответствовать запросам семьи, общества и государства. Поскольку конкурентоспособность государства обеспечивается конкурентоспособностью общества, состоящего из креативных, мобильных, способных к постоянному саморазвитию личностей, важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, развитие познавательных интересов и творческих способностей. Федераль­ные государственные образовательные стандарты нового поколения отличаются от предыдущих образовательных стандартов направленностью на обеспечение развивающего потенциала школы.

Среди школьных предметов русский (родной) язык занимает особое место как основа «развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся» 1. В акте творчества как высшем проявлении человеческой практики происходит наиболее успешное формирование языковой личности с целостным взглядом на различные сферы человеческой жизни и стремлением к самообразованию. С творческой деятельностью человека напрямую соотносится речевая деятельность, так как именно язык — то средство, с помощью которого личность открывает окружающий мир и познает себя в нем, воспринимает чужое и фиксирует собственное творчество, анализирует прошлое и строит планы на будущее.

Сочинение как вид творческой учебной деятельности позволяет полнее всего раскрываться личности ученика во всей ее сложности. Значение письменных работ для учащихся определила известный русский методист М. А. Рыбникова: «Сочинения... раскрывают внутренний мир ученика — они, следовательно, служат для учащихся методом их самопознания, а для учителя — средством обнаружения этого мира, а через его раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся» 2.

При написании сочинения, высшего проявления коммуникатив­ных способностей, ученик поднимается до творческого уровня речевой деятельности. Задача учителя — создать ситуации, побуждающие школьников к творческой деятельности, предоставив обучающимся необходимый материал или организовав его поиск. Поэтому подготовку учащихся к сочинению можно рассматривать как творческую деятельность для обеих (учитель — ученик) сторон. От творческой активности учителя, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. Результатом ее должно стать не просто создание текста, но художественного текста.

Именно воображение обеспечивает следующую, столь важную при подготовке и написании творческой работы, регулятивную деятельность учащихся: построение образа конечного результата деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности; создание образов, заменяющих действитель­ность; создание образов описываемых объектов.

Любой художественный процесс, в том числе подготовка и написание сочинения, строится на активном воображении, творческом мыш­лении, которые обеспечивают ученику новый, необычный взгляд на мир, способствуют развитию абстрактно-логической памяти и дивергентного мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

По мнению психолога Л. С. Выготского, основу творческой деятельности составляет такая деятельность человека, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» 3.

Таким образом, роль сочинения в школе очевидна. Этот вид работы имеет метапредметное значение, занимает важное место в социализации школьников. К тому же творчество, разбуженное в любой сфере деятельности (в частности, речевой) обязательно проявится в других сферах человеческой деятельности. Результатом актуализации творческих способностей обучающихся во время подготовки и написания сочинения станет развитие мобильной, самостоятельной, творческой личности, способной мыслить ярко индивидуально и принимать нестандартные решения.

Не секрет, что ученикам зачастую не нравятся уроки русского языка потому, что они излишне теоретичны. Многие термины детям непонятны, многие не хотят учить правила, не умеют их применять, не умеют выразить свои мысли, и уж тем более, изложить ЭТО ВСЁ на бумаге, «создать» сочинение…

Последние три года, (так случилось), у меня каждый год выпускные классы: ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ. В каждом выпускном классе нужно писать сочинение, и не просто сочинение, а творческую работу. Я с уверенностью могу сказать, что итоговое сочинение – это совместное творчество учителя и ученика. Только творческий подход, творческий учитель может научить детей работать и творить. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Сочинение в широком смысле – это изложение собственных  мыслей на заданную тему.  Сочинение показывает,  насколько  ученик понимает определенную тему, и может выражать свои мысли грамотно последовательно и ясно.

В своей работе я уже давно отступила от «буквы методического закона», о чем могу заявить открыто. На примере своего жизненного опыта, своих ошибках я нашла те приемы, которые помогают ученикам творить.

Но что было «ДО»? Не раз задавала себе вопрос: «Что же придумать? Как помочь детям полюбить мой предмет, да – полюбить, иначе не будет контакта УЧИТЕЛЬ – РУССКИЙ ЯЗЫК – УЧЕНИК. Повторяя и изучая многие методики, я пришла к выводу, что никто, как ни я сама и мои ученики не решит эту проблему. И я поставила перед собой задачу, во что бы то ни стало «стереть» проблему работы над сочинением.

С 2015 года учащиеся 11 классов пишут «зимнее» итоговое сочинение. Я со своими воспитанниками знаю, как это сделать.

Выпускное сочинение – это финальная точка долгого и сложного пути. А чтобы финал был красивым, необходимо четко понимать, что написать сочинение нужно такое, чтобы оно не было ШАБЛОННЫМ, а было НАСТОЯЩИМ.

Да, работа над сочинением рассчитана на серьёзную, активную мыслительную деятельность ученика, но ведь не всякий ребёнок способен логически мыслить. Зато почти каждому свойственно фантазировать, то есть мыслить образно. Моя же задача как учителя заключается в том, чтобы разбудить фантазию детей, активизировать их творческие способности, помочь им сначала понять, а потом «создать» своё сочинение-произведение. Я не побоюсь этого слова ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Хочу поделиться опытом работы над созданием сочинения-миниатюры и сочинения-рассказа, которые являются началом творческого пути к итоговому сочинению. Предлагаю методические советы, которые могут быть использованы учителями русского языка для работы над сочинением разных жанров, а так же для подготовки к итоговому сочинению.

Часть дидактического материала является раздаточным материалом, можно познакомиться с творческими работами учащихся (сочинения - миниатюры, сочинения-рассказы, иллюстрации работ. (см. приложения).

В работах отражена тематическая информация по теме «ПАВ или ЗОЖ». Подборкой материала (составление тем для миниатюр и рассказов, «комбинации» слов для сочинений, занимались учащиеся 8-11 классов, что способствовало развитию творческих способностей, интереса к данной теме).

Считаю, что данная работа позволяет увидеть совместный результат работы педагога и учащихся. И главное – творчество моих учеников, сочинения-произведения, отношение и понимание проблем ПАВ через творческие работы.

Подбор материала для работы над сочинением разной тематики провожу в течение всего учебного года, это позволяет закрепить полученные знания учеников. На примере данного материала, вы увидите, что любая тема, которая не была бы предложена ученикам, может быть понятой и доступной для написания сочинения.

По мнению психолога Л. С. Выготского, основу творческой деятельности составляет такая деятельность человека, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» 4.

В жизненном водовороте, в поиске нового и интересного, ученики порой забывают, что скоро ЭКЗАМЕН…ЭКЗАМЕН – ЖИЗНЬ! Многие попадают под влияние ПАВ, в разные компании, которые превращают их «нераспустившиеся» творческие способности, их ростки юной жизни в пожухлую, гнилую траву, которая будет раздавлена, размазана и забыта… Я как учитель русского языка и литературы, и классный руководитель не могу не говорить об этом со своими детьми…

Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование у подростков осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.

Задачи:

Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;

Создание условий для личностного роста подростков и самореализации;

Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы;

воспитание толерантности к социуму, нравственных и гражданских установок;

создание информационного поля по профилактике ПАВ;

создание творческих работ (сочинения-миниатюры, сочинения-рассказы)

Ожидаемый результат: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации; создание творческих работ, буклетов, листовок.

Сочинение в школе занимает важное место: ему подчиняются все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьники максимально приближаются к оптимальным условиям речевых высказываний.

Готовиться к сочинению дети начинают задолго до его написания. Работа проводится одновременно на уроках русского языка, во внеклассной работе. Дети должны иметь возможность несколько раз вернуться к теме предстоящего сочинения до его написания.

Я веду работу по увеличению словаря учащихся по выбранной теме.

1.Детям предлагается определённое количество слов (5-7), некоторые из них будут тематичны, т.е. относиться к общей теме работы, в данном случае это «ПАВ» (см. приложение №1). Тема для написания сочинения выбирается из ряда предложенных тем: учащиеся называют цифру от 1 до 40 (см. приложение № 2), которая «укажет» на тему сочинения-миниатюры. Работа проводится без подготовки. Тема должна быть достаточно трудной.

Идеи для рассказа (сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ)

Придумайте «диаграмму ассоциаций» или составьте кластер. Возьмите определенную тему или идею и постарайтесь составить группу слов и фраз, которые ассоциируются с этой темой. Возьмите лист бумаги. В центре напишите основную тему, например, «ПАВ» и «ЗОЖ».

Вокруг этой темы записывайте все слова и фразы, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Например, вокруг темы «ПАВ» можно написать: «проблемы», «боль», «одиночество», «наркотики» и др.. Не думайте о структуре, просто перечисляйте слова, которые относятся к главной теме.

Когда вы перечислили достаточно слов, начните разбивать их по группам. Постарайтесь обвести одним цветом слова, которые друг с другом связаны. Таким образом, вы разобьете все слова на несколько групп. Возможно, некоторые слова могут остаться без группы, но это не значит, что они вам не пригодятся.

Сосредоточьтесь на том, как эти слова связаны с главной темой. Например, если у вас получилось достаточно много слов, относящихся к новой жизни, попробуйте придумать краткое изложение на эту тему. А если получилось много слов в группе «ПАВ», возможно, начав писать про ПАВ, вы приблизитесь к теме «ЗОЖ».

Записывайте поток своих мыслей. Не думайте о структуре или правильности написания, просто пишите все, что приходит на ум.

Подчеркните или выделите маркером фразы и предложения, которые можно было бы использовать для рассказа.

Теперь задайте себе шесть важных вопросов. Возьмите новый лист бумаги и напишите вверху основную тему рассказа, а затем задайте 6 основных вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?»

Ответьте на каждый из этих вопросов, пользуясь предложениями из написанного вами текста. Например, если вы взяли тему «ПАВ», на вопрос «кто?» вы можете ответить: «подростки», на вопрос «когда?» ответьте: «в школе, во дворе, на вечеринке и д.т.». На вопрос «почему?» ответьте: «потому что это плохо, это страшно» и так далее.

Теперь перечитайте свои ответы. Возможно, для какого-то вопроса подойдет несколько предложений, а для какого-нибудь – вообще ни одного. Но это нормально, ведь эти вопросы станут основой вашего рассказа, либо самим рассказом.

Написание рассказа

Теперь подумайте над стилем сочинения. Это может быть свободный стиль, вы можете просто описать какой-то момент из жизни своих знакомых, сами придумать историю о жизни. Можно оформить рассказ в виде письма или заметки.

Например, вы можете описать сцену в больнице или во дворе, где герой повстречал своего знакомого, который употребляет ПАВ. А можно составить описание в виде письма к матери, в котором ваш герой просит прощения за необдуманные поступки, которые принесли много горя и слёз родным и близким.

Добавьте больше деталей, которые передали бы читателю эмоции. Сосредоточьтесь на звуках, запахах, видах. Сочинение будет более «живым», если вы добавите больше деталей о своих чувствах, о чувствах героев. Чтобы украсить свой рассказ, можно добавить языковые средства выразительности: сравнение, метафору, аллитерацию и др.. Конечно, используйте их в меру.

Например, сравнение жизни с горьким шоколадом, который не всем по вкусу и по зубам, что зависимость – это лестница в АД и др. Что украсит вашу работу довольно эффектно. Оно вызывает у читателя определенную эмоцию.

Теперь постарайтесь немного укоротить свой рассказ. Уберите ненужные детали, которые не несут особого смысла. Оставьте лишь те сцены и моменты, которые являются ключевыми, а также те, которые вызовут у читателя определенное настроение и восприятие рассказа. Обратите внимание на то, как начинается ваш рассказ. Не слишком ли у вас большое вступление? Сюжет должен начать развиваться уже в первых двух предложениях.

Персонажи рассказа должны фигурировать уже в первых нескольких предложениях. Поэтому старайтесь убрать максимум ненужных слов и деталей.

Можно ли научить писать сочинения? Этот вопрос довольно спорный. Сочинение – непростая работа, которая предполагает наличие у пишущего определённых творческих способностей, воображения, умения размышлять, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Необходимы и навыки создания собственных оригинальных текстов. Да и без вдохновения не обойтись.

Многие преподаватели русского языка и литературы всерьёз утверждают, что научить писать сочинения нельзя: этому нужно не учить, а учиться. Именно учиться, то есть учить себя – самостоятельно, изо дня в день, на протяжении, возможно, не одного года.

Немалая доля истины в таком утверждении действительно есть: написание сочинения – дело индивидуальное, личное. А значит, и обучение ему должно быть в основном самостоятельным. Опытный преподаватель лишь направляет процесс обучения: указывает на ошибки и недочёты, даёт рекомендации, знакомит с классическими принципами создания оригинальных текстов.

О таких принципах и идёт речь в данном материале. Он является чем-то наподобие школьных прописей: в нём рассказано и показано, как писать сочинения, в соответствии с какими принципами строить работу. А вот непосредственная работа над сочинением, выбор стиля, жанра, формы, изобразительно-выразительных средств останется делом личным, индивидуальным, творческим. Все мы когда-то учились писать буквы по образцам в прописях. Но то, насколько красивый почерк у нас сформировался, зависело от многих факторов, к прописям не имеющим отношения: от прилежания, трудолюбия, характера, творчества, в конце концов…

Естественно, в процессе урока, я говорю о важных моментах, которые заставляют учащихся задуматься над проблемой, которую мы разбираем, и понимание которой, должно помочь создать творческую работу (сочинение).

Хочу сказать, что любая тема достойна для написания сочинения, главное создать условия для творчества, понимания и осознания того, о чём нужно писать. И ещё, в работе над сочинением нужно быть настоящим и искренним в своих чувствах (см. приложение №5)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 4.— М.: Педагогика, 1983. 372 с. С. 35.

3. Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 .

4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.

5.Крайникова М.Н. Программно-методические материалы по русскому языку и литературе для профильных школ нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.

6.Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 .

7.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

8.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.

9.Никитина Е.И. Сочинения на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся // РЯШ - №3 – 1996.

10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985.

11. Рыбникова М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рожде­ния / Сост. И. Е. Каплан.— М.: Педагогика, 1985. 248 с. С.78.

11.Соколова Г.П. О сочинениях-миниатюрах //РЯШ -1991- №2 .

12.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 1993.

13. Хорт О.А., Шамшина Г.С. Русский язык и литература 5-11 класс: творческие упражнения к урокам развития речи- Волгоград: Учитель,2008

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Подборка слов для написания сочинений-миниатюр и сочинений-рассказов:

(ПАВ, компания, привлекательная внешность, амнезия, калейдоскоп, деградация личности);

(Наркотики, общение, правоохранительные органы, сотрудничество, ПАВ, калейдоскоп);

(Диагностика, программа, ПАВ, калейдоскоп, наблюдение, анкетирование, опьянение);

(Сознание, ВИЧ, наркотики, больница, детская смертность, медицинская помощь);

(Неполноценность, ПАВ, детская смертность, ВИЧ-инфенкция, медицинская помощь, жизненные ценности);

(Правоохранительные органы, ПАВ, сотрудничество, калейдоскоп, наркотики, общение);

(Деградация личности, компания, перспектива, память, планета, калейдоскоп);

(Своё будущее, мозаика, безнадзорность, будущее семьи, самооценка, болезнь);

(Калейдоскоп, эффективный метод, наркомания, общество, вариант, биография, ПАВ);

(Калейдоскоп, эффективный метод, наркомания, общество, вариант, биография, ПАВ);

(Своё будущее, мозаика, безнадзорность, будущая семья, самооценка, болезнь, вечеринка);

(Личная жизнь, ПАВ, калейдоскоп, программа, алкоголь, педагог-психолог);

(Своё будущее, мозаика, безнадзорность, будущая семья, самооценка, болезнь, вечеринка);

(Своё будущее, мозаика, безнадзорность, будущее семьи, самооценка, болезнь);

(Индивидуальность, ПАВ, детская смертность, сознание, Вич-инфекция, медицинская помощь);

(Медицинская помощь, сознание, детская смертность, ВИЧ-инфекция, ценность);

(Вечеринка, ЗОЖ, самооценка, безнадзорность, мозаика, зависимость);

(Родители, вечеринка, наркоман, будущая семья, мозаика, трудный выбор);

(Ситуация, авиакатастрофа, ПАВ, компания, калейдоскоп, ошибка, семья);

(Подросток, компания, табакокурение, кайф, профилактика);

(Мозаика, болезнь, курение, самооценка, ПАВ, вечеринка, страдание);

(Самооценка, инструкция, батарея, друзья, родители, зависимость);

(Реферат, недостаток, энциклопедия, вера в бога, мысли, калейдоскоп);

(Курение, зависимость, последствия, успеваемость, родители, болезнь);

(Своё будущее, мозаика, безнадзорность, будущее семьи, самооценка, болезнь);

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Темы для сочинений

1.«Обратный билет»

2.«Любовь и разум»

3.«Иллюзия»

4.«Вечный сон»

5.«Книга не закончена»

6.«Вселенная чувств»

7.«Подарок любимого»

8.«Тайный лес»

9.«Звон реки»

10.«День независимости»

11. «Лабиринт»

12. «Проклятое наследство»

13. «Подмена»

14. «Дама в очках»

15. «Шоколадное печенье»

16. «Лицо ангела»

17. «Жизнь-игра»

18. «А что было бы если…»

19. «Любовь с первого взгляда»

20. «Ледяная река»

21. «Идеальная смерть»

22. «Выхода нет»

23. «Беспощадность»

24. «Страна чудес»

25. «Любовь сквозь время»

26. «Воспоминания детства»

27. «Путеводитель жизни»

28. «Забытый дом»

29. «Моя империя»

30. «Вокзал»

31. «Дуэль»

32. «Огород»

33. «Необычный инцидент»

34. «Под звездами»

35. «Мост в будущее»

36. «Реальность жестока»

37. «Неоновый свет»

38. «13 минут»

39. «Письма матери»

40. «Игра слов»

«Ночь в старом доме»

«Желтая тетрадь»

«Последний лист»

«Черный ящик»

«Свидание»

«Весенняя капель»

«Вечеринка»

«Обида»

«Азартная игра»

«Ночь в музее»

«Домашнее задание»

«Плохой критик»

«В вагонном ресторане»

«Расстояние»

«Любовь с первого взгляда»

«Дама в красном»

17. «Тайное собрание»

«Безответная любовь»

«Ночь перед Рождеством»

«Парфюмер»

«Ровесник»

«Отчаянная домохозяйка»

«Закрытая дверь»

«Цирк»

«Картина маслом»

«Осенний лес»

«Горькое воспоминание»

«Звонок»

«Последний аккорд»

«Счастливый день»

«Вечный огонь»

«Подарок»

«Нежданный гость»

«Кошмарный сон»

«День рождения»

«Догорающий костер»

«Подающая звезда»

«Черный лебедь»

39.«В поисках себя»

«Моя судьба»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Как писать сочинение-рассказ

Сегодня мы рассуждаем о том, как написать сочинение-рассказ, или повествование, на свободную тему.

Что такое свободная тема? Обычно, это рассказы о каком-либо СОБЫТИИ, интересном случае, или воспоминание о путешествии, или о том, как ты провел каникулы, или рассказ о том, какую книгу ты прочитал, какой замечательный фильм посмотрел, с каким человеком ты познакомился, или рассказ о любимом писателе или актере, о политике, который произвел на тебя неизгладимое впечатление. Рис. №1

Также может быть и биографический рассказ, т.е. рассказ о самом себе… Сколько идей! Выбирай, о чем писать!..

Стили и жанры повествовательных текстов

Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля (чтобы передать особенности речи героев). Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения. Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ. В публицистическом стиле также можно написать рассказ. Тогда это будет репортаж, очерк, статья или фельетон. Поговорим о том, как написать рассказ в художественном стиле.

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.  

1 правило. У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! > В рассказе должно быть много глаголов!

3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Составляем план сочинения

Структура (или композиция) рассказа

Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Рис. №2

Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже. Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план (композиция) повествования,  теперь смело приступай к написанию сочинения!  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

МБОУ «СШ №3» г. ВИЛЮЧИНСКА

В ряде случаев сохранена авторская пунктуация. Ответственность за авторство несёт сторона, предоставившая текст.

(Индивидуальность, ПАВ, ВИЧ-инфекция, смерть, медицинская помощь, детская смертность)

В поисках самого себя

На протяжении всей своей жизни мы находимся в поисках самого себя. Мы выбираем свой жизненный путь, мы хотим быть индивидуальностью. И каждый думает, что его путь правильный. Но очень часто человеческое сознание «даёт сбой», и человек сам обрывает свою жизнь, обрекая себя на «просто» существование.

…ПАВ! Сколько жизней он уже отнял! Получив зависимость от курения, алкоголя, наркотиков, человек становится неполноценным. Ведь от ВИЧ-инфекций и т.д. практически невозможно вылечиться. И когда человек «висит на волоске» от смерти, медицинская помощь уже не может ему помочь...

Если подумать, сколько детей умирает от ПАВ! Детская смертность растёт постоянно. И это пугает больше всего.

Люди! Не меняйте свои жизненные ценности и яркие моменты на ПАВ!

Кульбачко Александра, 10 А класс

(Медработник, умиротворение, сознание, бессонница, передозировка)

Очнувшись, я увидел людей в белых халатах, озабоченных непонятной проблемой. Я пребывал в недоумении, пока один из медработников не объяснил мне  ситуацию.

На прошлой неделе друзья предложили мне испытать нечто новое, состояние полного умиротворения, перед чем я, к глубокому сожалению, не смог устоять, поскольку тяжесть серых будней уже наскучила. Оказалось, это был, новый синтетический наркотик… Я никак не могу назвать этот эффект  расслабляющим, он вызвал помутнение сознания, истерику, неадекватное поведение, контролировать это я не мог. В меня словно вселился хищный зверь.

Сейчас я очень сожалею о совершённом, поскольку понимаю, что люди, выбравшие такой путь, идут по наклонной, и  результатом передозировки может быть бессонница, психическое расстройство, и даже летальный исход.

Да, не зная этих ощущений, вы можете относиться к этому пренебрежительно. Но пережив это, почувствовав всё на собственной шкуре, я призываю всех, ни в коем случае не поддаваться любопытству и обману. Теперь,  получив багаж знаний в этой области из уст «Очевидца», я надеюсь, вы поймете меня и услышите, и огородите себя, своих близких и друзей от этих страшных веществ.

                                                 Алексей Колесников, 11 А класс

(Калейдоскоп, ПАВ, СПИД, ЗОЖ, доллар, кефир, полиция, капюшон)

Лестница в АД

Знаете, всю жизнь я мечтал стать спортсменом, вести ЗОЖ, придерживаться правильного питания, есть овощи, фрукты, пить кефир и йогурт. Но однажды я попробовал ПАВ. Это круто изменило мою жизнь. Я начал вести ужаснейший образ жизни. Бросил учебу, работу. В моей жизни были только постоянные дебоши, разбои, грабежи и полиция. Я находился в поисках денег на дозу, без которой уже не мог провести и дня. Украденные доллары тратил только на наркотические вещества. Начались жуткие проблемы со здоровьем. Мне поставили роковой диагноз – СПИД. Моя жизнь стала «лестницей в АД», по которой меня вели наркотики.

К счастью, я смог подняться вверх по этой лестнице, став победителем в борьбе разума и чувств. Сейчас, накинув свой капюшон и слушая музыку, я иду по улице и прокручиваю калейдоскоп этих событий, которые кардинально изменили мою жизнь. Я виню себя в том, что поддался искушению и жажде чего-то нового. Иду и понимаю, что какое-то минутное удовольствие разрушило все мои мечты и планы и превратило меня в больного и никому ненужного человека.

Китарь Олеся, 11 А класс

(Калейдоскоп, ПАВ, ЕГЭ, станция, микроорганизм, вера в Бога, спайс, похороны)

Воздушные шары

В детстве я очень любила воздушные шары и всегда они у меня ассоциировались с каким-то праздником. Сначала день рождения, выпускной, а потом успешная сдача ЕГЭ. Мы с одноклассниками выпускали их в небо и с каждой минутой они становились всё меньше, из больших ярких пятен превращались в микроорганизмы на бескрайнем небе. Мы стояли на школьном крыльце и не знали, что же уготовила нам судьба…

Выбежав со станции метро, я направилась в «Сладкий калейдоскоп», там продавали лучшие сладости в городе, а еще там работала моя бывшая одноклассница. Когда я вошла в магазин, подруга сидела вся в слезах, а на прилавке перед ней лежал конверт, она не сказав ни слова, просто кивнула на письмо и слёзы новым потоком полились из её глаз. В письме было сказано, что наш бывший одноклассник скончался от передозировки ПАВ и похороны состоятся на следующей неделе. Я оторопела, не знала что сказать. Не так давно я слышала, что этот парень употреблял спайс, баловался, как обычно говорят, но я и подумать не могла, что это «баловство» может привести к таким последствиям!

Его мать, глубоко верующая в Бога, ночами молилась за сына, отец оплачивал лечение в дорогой клинике, но всё это не смогло спасти их мальчика. Душа его погибла, улетела, как воздушный шар и оставила о себе лишь память…

Маценко Мария, 11 класс

(Калейдоскоп, ПАВ, цирк, виртуальность, экзамен, спайс, беременность, гепатит)

Это мой диагноз

Хочу рассказать вам одну историю. У меня была лучшая подруга. Все детство мы провели вместе: гуляли, ходили в кафе, в парк, обожали походы в цирк, доверяли друг другу самые сокровенные секреты.

Но в один момент я начала замечать, что она как-то изменилась: перестала звонить мне, редко стали видеться, резко изменилось ее отношение ко мне, стала грубой и злой. Да и к тому же «завалила» все экзамены в университете.

Но в чем же причина таких странных изменений? Я очень переживала за подругу и не находила себе места. Решилась наведаться к ней домой, узнать, в чем дело. Дверь открыла мать. Увидев меня, она начала плакать и попросила зайти. Она мне сказала то, от чего я вошла в ступор.

-Света, моя Света… Она совершила страшную вещь. Ну, вот где, где она могла найти эти ПАВ? Кто дал ей этот спайс? – произнесла ее мама.

Я была просто в шоке и не знала что делать. Весь этот калейдоскоп событий пронесся у меня перед глазами. Успокоив мать, тут же рванула в больницу. Долго умоляла врачей, чтобы они разрешили мне увидеться со Светой. Зайдя в палату, я увидела бледную девушку, всю в синяках и ссадинах. Это была не моя Света, жизнерадостная и светлая, это была слабая и больная девчонка. Она обрадовалась моему приходу. Начала она со слов:

- Врачи сказали, что у меня гепатит, сказали...- она сделала долгую паузу,- и что я могу забыть про детей. Понимаешь, я не смогу иметь детей. Никогда! Это мой диагноз на всю жизнь. Что мне делать дальше? Зачем я все это натворила? Захотелось новых впечатлений?! Да, но что теперь будет?! Чтоооо?!

- Все будет хорошо, я рядом, я всегда буду рядом…

Понимаете, наркотики – это страшная вещь, которая губит человека изнутри. Она лишает нас многих радостей, счастливых моментов. Забирая здоровье, наркотики забирают жизнь. Поэтому, прежде чем захочешь испытать новые эмоции, вспомни эту ужасную историю и подумай о последствиях.

Китарь Олеся, 11 А класс

(Калейдоскоп, смертность, ПАВ, насекомое, наркоман, передозировка)

Коллекционер

Был я знаком с одним интереснейшим человеком… Жил он в обычной Московской многоэтажке, со мной в одном подъезде, но на глаза попадался крайне редко, с соседями бесед не вёл и никто из них не знал, ни его имени, ни рода его деятельности. Поэтому вокруг его личности всегда ходило множество слухов, один безумнее другого. Кто-то говорил, что он был командиром корабля, другие уверяли, что он работает в научной академии и изучает редких насекомых, третьи думали, что он детектив, разыскивающий серийного убийцу, а пожилые дамы, сидящие у подъезда, вообще называли его убийцей и наркоманом. Они, представьте себе, выдумали, что он убил свою жену, чтобы забрать все её деньги и дорогие кольца для приобретения очередного ПАВ.

На самом же деле, мой друг был обычным писателем, имел обыкновенную внешность и никоем образом не напоминал профессора или командира корабля. Шутя он называл себя коллекционером историй, историй про себя. Ведь о нём действительно сложили десятки выдумок и небылиц, столько, что их можно было заносить в книгу, как диковинные марки и модели машин. Коллекционер… Мне понравилось это сравнение, так я и стал его называть, а потом узнал его историю.

Ближе всех, как нестранно, были те самые женщины на скамейках у подъезда, которые неугомонно трещали, называя каждого скрытного молодого человеком, включая моего друга наркоманом. Да, в его жизни действительно были наркотики, но личных отношений с ними он не имел. Зависимым был его отец. Он погиб, когда моему другу исполнился двадцать один год, в тот год Коллекционер закончил филологический факультет и точно решил стать писателем. Замкнувшись в себе, мой приятель день и ночь сидел у печатной машинки и писал роман о своём любимом отце, чьё сердце остановилось от передозировки. Он писал безустанно, не замечая, как день сменяет ночь, а люди вокруг продолжали шептаться и строить догадки о загадочном соседе. Свой роман он закончил к двадцати пяти годам, назвал его «Жизнь как калейдоскоп». Книга имела большой успех у читателей, даже удостоилась какой-то премии, но тот, для кого писал Коллекционер, не прочитал и страницы…

Это была единственная правдивая история в коллекции моего друга.

Маценко Мария, 11 А класс

(Калейдоскоп, ПАВ, похороны, СПИД, трансформация, нежность, электронная сигарета)

Обещание

Она была словно огненное пламя, вечно в движении, такая же яркая и необузданная! Нежность её огня согревала близких и дорогих ей людей, точно маленький огонёк в лампадке она освещала им путь. Её жизнь напоминала красочный калейдоскоп, а сама она была точно искорка, маленькая, шустрая и вечно танцующая. Глядя на нее, невольно на лице возникала улыбка, и на улыбку эту всегда отвечали взаимностью…

Мы познакомились с ней на семинаре в университете, сейчас, наверно, и не вспомню, о чем он был. Кажется, речь шла о какой-то трансформации, да точно! Как трансформируется организм человека при употреблении ПАВ. На экране то и дело появлялись слова: СПИД, зависимость, наркотики, курение, вред здоровью и так далее. Помню, как после фразы «курение поражает ваши лёгкие» самый заядлый курильщик из нашей группы стал нервно крутить в руках свою электронную сигарету. Она лишь посмеялась, глядя на него, да и вообще всё это мероприятие её почему-то смешило. Она не относилась к этому серьёзно, видимо думала, что её такое никогда не коснётся. А ведь коснулось…

Я сидел в нашей любимой пекарне, купил её любимые круассаны с шоколадом и ждал. Она вошла в открытую дверь с поникшей головой, обессилено упала на диванчик и приложила голову к стене. Что с ней? В чём дело? Такого никогда не случалось, разве она вообще может быть такой грустной?

«У меня обнаружили СПИД»- это прозвучало как приговор, точно нож пронзил моё тело, и я не мог вымолвить и слова. Разве такое могло с ней случиться? Может она разыгрывает меня? «Да, тебе не послышалось. СПИД, именно это я и сказала. Думаю, это произошло, когда я поддалась уговорам и попробовала наркотик… Этого бессмысленного раза мне хватило… И, видишь, что теперь…»

Но меня не волновало, когда это произошло и при каких обстоятельствах, стены в пекарне стали сужаться и сдавливать голову, мой воспалённый разум рисовал самые страшные картины: больничные халаты, бесконечные врачи, лекарства, похороны и нескончаемое горе. Реальность стала уходить из-под ног. Наверное, я так бы и просидел весь остаток дня не в силах что-то сказать, но вдруг сквозь окно в пекарню ворвался лучик солнца, он осветил наш столик и всё вокруг. «Мы не опустим руки. Мы будем жить с этим, будем бороться! Я обещаю, мы со всем этим справимся!»- сказал я и крепко сжал её руку…

Аромат свежей выпечки вернул меня в тот день… Но нам с сыном уже пора идти к нашей любимой маме и жене, сегодня в нашей семье праздник - целых три года «без СПИДа». Я сдержал своё обещание. Маценко Мария, 11 А класс

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.