Социальный проект «Одной мы связаны судьбой», посвящённый истории России
Пояснительная записка к презентации
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №6»
г. Волхова Ленинградской области
Социальный проект
«Одной мы связаны судьбой»,
посвящённый истории России
(для учащихся начальных классов; срок реализации 1 год)
Фомина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
г. Волхов
2016 год
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для воспитания общечеловеческих ценностей и привития священного чувства любви к Родине.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который живёт в новом тысячелетии.
Актуальность этой проблемы в современных условиях подчёркнута в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.», в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В Концепции воспитании школьника Ленинградской области в разделе цели, задачи воспитания сказано: «Главный результат воспитания в ОУ Ленинградской области – гражданственность и патриотизм молодых людей…», так как патриотическое воспитание – залог стабильного развития страны в будущем.
В соответствии с требованиями ФГОС, программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования должна обеспечивать приобщение обучающихся к ценностям своей семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения у культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, развивать его творческие способности и формировать основы социально ответственного поведения в обществе и семье, так как именно в период младшего школьного возраста происходит формирование личности ребёнка и очень важно, что бы это происходило на основе общечеловеческих ценностей, важнейшей из которых является любовь к родине, родному краю, родным и близким.
Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой – это возрождение духовных традиции России, воспитание в сознании ребёнка понятий: Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот, Ветеран войны, труда, Герой.
Чтобы воспитать у детей уважение и интерес к прошлому своей страны, гордость за свой народ и главное, мало знать, видеть, необходимо, чтобы это выражалось не просто в словах, а в поступках и делах.
Эти идеи лежат в основе воспитательной концепции моего класса.
Для организации духовно нравственного воспитания учащихся моего класса использую следующие формы и методы: беседы, экскурсии, классные часы, праздники, диспуты, мероприятия патриотической направленности.
Выбор форм и методов я определяю степенью близости решаемых задач:
Близкие: духовно- нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии
Средние: формирование годовых традиционных дел: праздников, тематических недель, научно - практических конференций, встреч , благотворительных мероприятий
Далекие: осмысление целей и смысла своей жизни, усвоение духовно- нравственных ценностей.
Но, на мой взгляд, лучше и успешнее всего духовно - нравственное воспитание младших школьников, реализуется через организацию и проведение социальных проектов.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающим миром.
Работа над социальным проектом позволяет почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить социальный статус в школе, в классном коллективе, открыть новые возможности. Эта работа выявляет не только положительные качества, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: определение темы, постановка цели, задач, сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.
Данная тема наиболее благодатная для учащихся моего класса – выпускников начальной школы по нескольким аспектам:
знание истории своего государства, народа во многом определяет жизненные цели, целостные ориентации, поведение детей, межличностные отношения;
являясь выпускниками начальной школы, мои дети могут стать волонтёрами и вовлечь обучающихся младших классов в данный проект;
проект должен включать совокупность поисковых, творческих по своей сути приёмов.
Данную идею поддержали и родители. При обсуждении темы проекта на совместном собрании детей и родителей, возникло предложение вывести проект за пределы класса, вовлечь в него все классы начальной ступени обучения.
Было проведено заседание МО учителей начальных классов, где было предложено соучастие в проекте всех классов начальной ступени обучения. Данное предложение было одобрено коллегами.
Тема проекта. «Одной мы связаны судьбой», посвящённый истории России.
Цель проекта: привлечь внимание младших школьников к знаменательным событиям Российской истории, создать условия для формирования их социальной активности и гражданской ответственности.
Участники проекта: обучающиеся 4 «а» класса, родители 4 «а» класса, учащиеся начальных классов.
Социальные партнёры проекта: музей истории города Волхова, музей Истории и краеведения Новой Ладоги, музей – заповедник «Староладожская крепость».
Координаторы проекта: классный руководитель 4 «а» класса Фомина О.Н., председатель классного родительского комитета Логинова Н.С., учащаяся 4 «а» класса Гуринова Ю.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (март - сентябрь) |
|
Задачи |
Мероприятия |
1. Определить тему проекта 2. Определить цель проекта 3. Разработать сценарий праздника «Одной мы связаны судьбой» 3. Обеспечить информационное сопровождение |
Совместное собрание родителей и детей Совместный Совет дела Распространение листовок с юбилейными историческими датами Выпуск телегазеты Сбор материала для сценария праздника, репетиции Разработка творческих заданий Разработка маршрутных листов |
Основной (март – сентябрь) |
|
1. Познакомить учащихся с основными юбилейными историческими датами 2. Вовлечь обучающихся младших классов в реализацию проекта |
Праздник «Одной мы связаны судьбой» Выдача маршрутных листов и творческих заданий |
Систематизация материала (сентябрь-ноябрь) |
|
1.Систематизировать накопленный материал 2.Оказать помощь в выполнении творческих заданий |
Расширенный Совет дела Сбор материала по творческим заданиям Выполнение заданий маршрутного листа Работа волонтёров |
Завершающий (декабрь) |
|
1.Информировать участников проекта об итогах реализации проекта 2. Проанализировать итоги проекта |
Организация выставки рисунков Организация литературно-поэтического вечера Работа творческой группы по подготовке научно-практической конференции Награждение |
Реализацию нашего проекта начали с праздника «Одной мы связаны судьбой» (приложение 1), который положил начало мероприятиям, посвящённых Году культуры. В его проведении участвовали учащиеся 4 «а», 8 «а», 10 классов. Одной из ведущих была председатель классного родительского комитета 4 «а» класса. Костюмы младших школьников были изготовлены родителями класса, а костюмы историческим героям предоставил Староладожский Дом культуры. На празднике учащиеся начальных классов получили маршрутные листы с воспитательными коллективными творческими делами, включающие полезные для школы и города мероприятия (приложение 2). Также классам были даны творческие задания:
1-е классы готовятся к конкурсу рисунков «Мой родной город – часть большой России»;
2-е классы готовятся к конкурсу сочинений и стихотворений о своей малой родине;
3-и классы создают проекты «Культурное наследие родного края»;
4-е классы создают проекты «Культурное наследие России».
Для помощи в подготовке и реализации заданий каждому классу выделили волонтёров.
Ко Дню рождения города учащиеся 1-х классов представили выставку рисунков по заданной тематике. Среди второклассников был проведён литературно-поэтический вечер, на котором звучали стихотворения их собственного сочинения, а также стихи поэтов - земляков.
Была проведена научно-практическая конференция, где учащиеся 3 и 4-х классов защищали свои проекты.
Среди них проект с макетом (приложение 3, презентация 3) «Старая Ладога – Староладожская крепость»; «Милый сердцу уголок. Новая Ладога» (презентация 4).
Итоги участия ребят в мероприятиях, посвящённых Году Российской истории, были подведены на церемонии награждения – Ассамблее победителей.
Разработка подобных социальных проектов - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в гражданско-нравственном воспитании. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности, приобретается опыт исследовательско - творческой деятельности
Приложение 1.
Сценарий праздника «Одной мы связаны судьбой!»,
посвящённого году Российской государственности.
(На фоне фрагмента из оперы М Мусоргского «Хаванщина» - «Рассвет на Москва – реке») . /слайд 1/
2 ученик. Священная земля! Отечество родное!
Любимая страна, здесь всё для нас святое.
Здесь предков наших дух, здесь корни жизни нашей.
Родной земли комок чужих кораллов краше! /слайд 2/
Ученик 1. России! /слайд 3/
Ученик 2. Родине! /слайд 4/
Ученик 1. Отечеству! /слайд 5/
Ученик 2. Отчизне! /слайд 6/
Вместе. Посвящается! /слайд 7/
(Звучит Гимн России)
Выход ведущих в русских костюмах
Ведущая.
Здравствуйте, славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас.
Голос российской истории громкий!
С нас начинался великий сей глас. /слайд 8,9/
Учитель.
Мы по крупицам Русь собирали,
Где уговором, где силой пришлось.
Державу великую мы создавали,
Немало врагов повидать довелось.
Мы понимали, что сила в единстве.
Пальцы сильны, если сжаты в кулак.
Русь согревала своим материнством,
Дух богатырский рождала у нас. /слайд 10,11,12/
(На сцену выходит отец, садится и начинает ремонтировать приёмник. К нему подходит сын.)
Сын. Папа, а ты знаешь историю нашей России?
Папа. Знаю. /слайд 13/
Сын. А расскажи?
Папа. А ты не вертись, а лучше послушай меня. У каждого народа своя история. История нашей страны древняя, богатая событиями. Русь – матушка всегда славилась делами и подвигами своего народа. И в этом году очень многим событиям истории нашего государства отмечаются юбилейные даты. Хочешь, я расскажу тебе о них? /слайд 14/
Сын. Да, мне очень нравятся твои рассказы! И я приглашаю всех своих друзей послушать их.
Ведущая и учитель. А мы поможем! Ребята, будьте внимательны.
Учитель. Давай мы расскажем тебе немного из истории нашего народа.
Ведущая. Любовь к родному Отечеству и святая ненависть к её врагу была несокрушимой тысячелетней традицией русского народа. Знаешь ли ты, как жилось на Руси 10 веков тому назад?
Сын. Знаю, Русь всегда была богатой и красивой.
Учитель. Да, только не было в той Руси единения да согласия. Были те княжества Российский разрозненные: в Новгороде, Ростове и Киеве, в Галиче, Пскове и Муроме восседал свой князь – богатырь со своею дружиною. /слайд 15/
Ведущая. А враги половецкие, да хан Мамай своими набегами русичей очень мучили: забирали всё, что в поле росло, уводили в плен женщин да детей малых. /слайд 16/
Сын. Да, есть, чего испугаться, уж очень страшную картину вы нарисовали…
Учитель. Вот тогда и решили князья и народ простой вместе встать – выступать. Да свободу отстаивать!
Ведущая. И восстала земля русская,
Народ помогал своим воинам,
А когда все люди русские объединилися,
Победили они злого ворога. /слайд 17/
(Выход Александра Невского. Музыка «Битва на Куликовом поле»)
Александр Невский. Стонала Русь под иноземным игом.
С ордой сражаться не хватало сил.
И шведы, немцы ждали только мига,
Чтоб я с ордой копьё своё скрестил.
Я знал, что рано с ханами сражаться,
Что надо прежде Русь объединить.
Когда в кулак единый всем собраться, тогда и плечи можно распрямить.
Мы на Неве разбили гордых шведов.
На Чудском озере топили крестоносцев.
Дух поднимали славные победы!
Русь начинала путь победоносный! /слайд 18/
Сын. Да, я вспомнил, тогда князь Александр возглавил сражение, и назвали его потом Александром Невским.
Воин 1. За русскую землю ломали
Мы копья с врагами в бою,
Свободу на щит поднимали,
Мы Русь защищали свою.
Нас матери благословляли,
И жёны молились за нас.
Мы перед врагами голов не склоняли
Даже в предсмертный свой час. /слайд 19/
Воин 2. И Русь становилась сильнее,
Имея таких сыновей.
Вставала свобода над нею,
И жизнь становилась светлей.
Мы верили – стыдно не будет
Потомкам за наши дела.
Нас помнят российские люди,
Что нами гордится страна. /слайд 20,21/
Ведущая. Русский народ сильный духом. Но русского человека всегда отличало ещё и гостеприимство, доброжелательность. А какие песни слагал народ! Как выйдут красны девушки в ромашковое поле, песни поют, косы, венки плетут!
(Хоровод девочек под русскую народную песню «Во поле берёза стояла»)
Сын. Скажите, а правда наш красивейший город Санкт – Петербург на болоте построен и всего за несколько лет!
Ведущая. Да, в 1703 году началось строительство Санкт-Петербурга на земле, которая только что была отвоёвана у шведов, а в 1712 году 19 мая Пётр 1 объявил Санкт – Петербург столицей Российского государства. /слайд 22/
Учитель. А вот послушай, как об этом рассказывает Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Медный всадник».
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. /слайд 23/
(Выход Петра)
Пётр. Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе. /слайд 24,25/
Учитель. Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
Учитель. А ровно через 100 лет произошло очень важное событие.
Сын. Знаю, папа мне рассказывал, что в 1812 году на Россию напал Наполеон, а про Бородинское сражение я даже стихотворение учил!
Сын читает отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! /слайд 26,27/
Ведущая. Правильно. В 1812 году решил Наполеон завоевать землю русскую, но на защиту Родины встали все как один люди русские.
(Музыка из к/ф «Гусарская баллада». Выход гусара.)
Гусар. Солдат, гусар иль ополченец,
Неважно кто, но ты – герой,
Когда в огне любых сражений
Рискуешь буйной головой.
«Виват, Росси!» - сердце молвит,
Коль ты России гордый сын.
Отчизна силой душу полнит,
Коль настоящий гражданин.
Нет выше чести быть солдатом,
Своё Отечество хранить.
Я призываю вас, ребята,
Ему достойно послужить! /слайд 28,29,30/
(Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»)
Сын. А потом, что было потом?
Учитель. А потом много было ещё испытаний, и много героев было у земли русской. Смотри внимательно!
(Демонстрация видеоматериала о Великой Отечественной войне. Использованы фрагменты из мультимедийного диска «От Кремля до Рейхстага». На фоне музыки Александрова «Священная война»)
На сцену выходят чтецы.
1 чтец. И кто слабым был, сильным стал тогда,
А кто сильным был, стал ещё сильней.
И кричали враги зачарованные:
«Может, русские заколдованные?
Их пронзишь стрелой, а они живут,
Их сожжёшь огнём, а они живут,
Их убьёшь сто раз, а они живут,
А они живут и сражаются!» /слайд 32/
2 чтец. Победа! Какое крылатое слово!
Оно, как огонь, зажигает сердца!
Оно трепетать заставляет любого!
Оно поднимает на подвиг бойца!
Победа – и залпы гремят над Москвою,
И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь!
Салют тебе, воин!
И Родине нашей трижды салют! /слайд
Учитель. В нашем зале есть люди, которые не только видели войну, но и отстояли Родину в грозный час. Настоящие герои!
(Представление ветеранов, вручение цветов)
Ведущая. Всем, кто пал в боях, дедам – прадедам
Память вечная, незабвенная!
Ну, а тем, кто вернулся домой живым –
Низкий вам поклон, слава вечная! /слайд 34/
Учитель. Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать – Россия!
Только вдумайся, вслушайся
В имя – «Россия»!
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила! /слайд 35/
(На сцену выходят дети, встают на ступеньки)
Ученик 1. Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей. /слайд 36/
Ученик 2. Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин. /слайд 37/
Ученик 3. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом Русь! /слайд 38/
Исполнение песни «У моей России длинные косички» /слайд 39/
Представление участников праздника.
Учитель. Ребята, мы все сегодня были участниками праздника, посвящённого открытию года Российской истории. Но это только начало. Впереди вас ждёт ещё много интересных и полезных мероприятий. Сегодня вы получите от исторических героев нашего праздника маршрутные листы. Там для вас указан маршрут воспитательных дел по истории своей Родины. Проходя по этому маршруту, вы узнаете много нового и интересного. Итоги вашей работы будут подведены на заседании Ученического парламента в декабре и объявлены на закрытии года Истории государства Российского.
Подведение итогов. Награждение – грамоты, дипломы, ценные подарки Подведение итогов на Ассамблее победителей |
Приложение 2 Маршрут воспитательных дел по истории своей Родины |
|||||
Мероприятия |
Отметка о выполнении |
Музей А.В. Суворова с игровым занятием-экскурсией |
||||
Конкурс экскурсоводов в школьном музее |
Полезные дела |
|||||
Музейный урок «Международный день памятников исторических мест» |
Выпуск телегазеты по темам. |
|||||
Музейный урок «300-летие провозглашения Санкт-Петербурга столицей России» |
Участие в конкурсе рисунков и газет. |
|||||
Праздник «Мы связаны одной судьбой» для 1-4 классов |
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, железнодорожников. |
|||||
Парад войск, посвящённый Дню Победы (1-4 классы) |
Участие в общегородском субботнике |
|||||
Уроки мужества |
Другое |
|||||
Праздник, посвящённый Дню музеев |
||||||
Экскурсии |
||||||
Музей истории города Волхова |
||||||
Музеи Старой и Новой Ладоги |
||||||
Экскурсия по городу Волхову |
||||||
Город Санкт-Петербург |
||||||
Автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам |
||||||
Дорога жизни с посещением музеев в п. Осиновец (музей Дороги жизни и ж/д музей на ст. Ладожское озеро) |
презентация для сценария
PPT / 83.9 Мб
фотоотчёт праздника
DOCX / 1.22 Мб