Социально-исследовательский проект «Воздух, которым мы дышим»

4
2
Материал опубликован 17 September 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Социально- исследовательский проект

Выполнен учащимися

3 «А» класса гимназии № 5

Ермаковой Яниной,

Семёновым Даниилом

Руководитель проекта

Коробова Э.В.

г. Брянск

Цели проекта: определить степень загрязненности атмосферного воздуха на пришкольном участке и разработать простейшие способы по его очистке.

Задачи проекта:

- проанализировать литературу о значении атмосферного воздуха,

- описать важнейшие факторы, влияющие на загрязненность воздуха,

- определить последствия вдыхания загрязненного воздуха,

- исследовать статистику хронических заболеваний учащихся гимназии, вызванных неблагоприятными экологическими факторами, в том числе, и загрязненным воздухом,

- привлечь внимание учащихся к защите окружающей среды.

Авторы проекта: учащиеся 3 «А» класса гимназии № 5 Ермакова Янина, Семёнов Даниил

.

Возраст участников: 8 – 9 лет.

Использованные средства: справочная литература, Интернет, беседы с фельдшером гимназии и преподавателями биологии.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, наблюдение, обобщение.

Срок проведения: сентябрь - январь

 

Аннотация проекта

Материал проекта «Воздух, которым мы дышим», рассказывает об источниках загрязнения атмосферного воздуха и последствиях, которые оказывает вдыхание такого воздуха на организм человека.

С помощью удивительных помощников – лишайников определяется степень загрязненности воздуха на территории, прилегающей к гимназии.

В исследовании содержится информация о лишайниках, роли зеленых насаждений города в очистке атмосферного воздуха, о деревьях, без ущерба для себя, приносящих в условиях города наибольшую пользу человеку.

Авторы проекта исследуют статистику выживаемости деревьев, посаженных на территории пришкольного участка и разрабатывают рекомендации по посадке сосны - дерева, которому оптимально подходят природные условия, имеющиеся на территории, прилегающей к гимназии.

Данный проект поможет привлечь внимание к

защите окружающей среды и обеспечить участие каждого школьника в защитных мероприятиях.

,

Содержание.

Стр.

Актуальность темы 5

Загрязнение атмосферы 5

Удивительные помощники 6

Оценка загрязненности воздуха

с помощью лишайников 7

Роль зеленых насаждений в городе 10

Сосна обыкновенная 12

Правила посадки сосны 13

Выводы и планы 14

Список литературы 15

1. Актуальность темы.

Земля – наш общий дом, который нужно беречь и любить. Мы задумались над тем, что хорошего мы можем сделать для нашего дома? Чем мы можем помочь Земле и самим себе?

«Необходим, как воздух», - говорят о чем-либо важном. И, действительно, без воздуха невозможна жизнь, ведь именно он содержит живительный кислород.

В нашем проекте мы решили рассмотреть проблемы, связанные с загрязненностью атмосферного воздуха, определить степень его загрязненности на нашем пришкольном участке и разработать простые и доступные меры по его очистке.

2. Загрязнение атмосферы.

Первый пункт наших исследований – источники и последствия загрязнения воздуха.

Мы выяснили, что огромный ущерб чистоте воздуха наносит вырубка лесов, техногенные аварии, выбросы токсичных веществ предприятиями, работа тепловых электростанций, выхлопные газы автомобилей. Всё это меняет состав воздуха, приводит к развитию онкологических, лёгочных, аллергических, сердечно-сосудистых заболеваний, снижению иммунитета.

Даже кратковременное вдыхание загрязненного воздуха вызывает головную боль, резь в глазах, раздражительность, понижает работоспособность. Длительное вдыхание снижает продолжительность жизни ежегодно на 5 - 8 месяцев. Медики г. Брянска утверждают, что каждый год в нашем городе умирают от грязного воздуха около 900 горожан. Нас поразили данные ученых о том, что от грязного воздуха, создаваемого автомобилями, умирает больше людей, чем в результате дорожных происшествий.

Какова статистика хронических заболеваний в нашей гимназии? По данным фельдшера, хроническими заболеваниями страдают 167 из 737 человек, из них - сердечно-сосудистыми заболеваниями – 54 человека, легочными – 27 человек.

Возможно, причина этих болезней – загрязненный воздух? Ведь наша гимназия расположена в одном из промышленных районов города. Поэтому, следующий пункт наших исследований – определение степени загрязненности воздуха территории, прилегающей к гимназии.

3. Удивительные помощники.

Как определить степень загрязненности воздуха? На помощь нам пришли необычные организмы – лишайники. Почему именно они? Оказывается, лишайники очень неприхотливы. Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растительных организмов, то они стали бы первыми претендентами на победу. Они живут там, где другие давно бы погибли: в холодной Антарктиде, Арктике, в раскаленном песке пустынь.

Мы узнали, что контейнер с лишайниками побывал даже в космосе, и в течение двух недель их образцы подвергались колебаниям температур, воздействию космической радиации и – выжили!

Единственное, чего не может выдержать большинство лишайников – переносить задымленный, грязный воздух, поэтому в городах их немного. А появление лишайников говорит об экологической чистоте местности.

Конечно же, нам захотелось больше узнать об этих необычных организмах.

Мы выяснили, что лишайники – это симбиоз (сотрудничество) гриба и водоросли, и возникло оно в далекие времена, примерно 500 миллионов лет назад. Лишайников насчитывается около 20.000 видов. В создании каждого участвуют свои виды водорослей и грибов, которые давно потеряли способность существовать друг без друга.

Лишайники разнообразны по форме и по цвету. Их можно разделить на три группы. Самые примитивные – накипные. Они корочкой покрывают камни, стены и крыши домов. Листоватые лишайники - более сложные по строению. Они похожи на скомканный листик с причудливо изрезанными краями. Самые «продвинутые» - кустистые лишайники. Они представляют собой крошечные ветвистые кустики или длинные бороды.

Накипные Листоватые Кустистые

лишайники лишайники лишайники

Все лишайники растут медленно. Некоторые прибавляют менее миллиметра в год.

Полезны ли лишайники? Да! Они способны поглощать радиоактивные соединения, поэтому очищают воздух от радиоактивности. В садах и лесах они играют роль «защитников» деревьев, способствуя меньшему разрушению коры.

Медики используют препараты из лишайников при лечении кожных заболеваний, ожогов, ран, болезнях дыхательных путей и желудка.

А самое неожиданное применение лишайников, о котором мы узнали – в парфюмерии. Оказывается, ещё древние египтяне получали из них порошок для приготовления пудры. Современные парфюмеры используют лишайники для стойкости ароматов духов.

Северные народы до сих пор используют их как красители, а народы Северной Африки – как ароматизаторы хлеба.

Вот какие удивительные эти причудливые и изящные создания природы. Они-то и пришли нам на помощь.

4. Оценка загрязненности воздуха с помощью лишайников.

Для выполнения этого исследования мы выбрали на пришкольном участке десять деревьев, нашли на них лишайники, определили их виды, подсчитали их общее количество.

Пришкольный участок

Степень загрязненности воздуха помогла определить таблица, которую нам предложили учителя биологии.

Степень загрязнения

воздуха

Наличие лишайников

Очень высокая

Лишайники отсутствуют

Высокая

Накипной серо-зеленый лишайник леканора в основании деревьев

Средняя

Листоватый оранжевый лишайник ксантория на деревьях и камнях

Низкая

Листоватый лишайник пармелия на камнях, леканора на деревьях

Очень низкая

Листоватые серые лишайники на основании стволов деревьев

Чистый воздух

Кустистые лишайники

Мы провели необходимые исследования, результаты занесли в таблицу.

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество

видов лишайников

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

Кустистые

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Листоватые

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Накипные

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

Лишайники на деревьях пришкольного участка

Исходя из этих данных, мы определили, что степень загрязненности воздуха на пришкольном участке – средняя.

Чтобы убедиться в правильности наших выводов, мы обследовали дополнительно деревья, растущие в промышленной зоне нашего города и в парке музея-усадьбы Ф.И.Тютчева в поселке Овстуг. Оказалось, что деревья, растущие вдоль автомобильной дороги в промышленной зоне, не имеют ни одного вида лишайников, что говорит о сильной загрязненности воздуха.

Деревья, растущие в промышленной зоне

На коре деревьев, растущих в парке, удаленном от города на 40 км, мы обнаружили большое количество разных видов лишайников, что указывает на чистоту воздуха.

Деревья, растущие в поселке Овстуг

5. Роль зеленых насаждений в городе.

Итак, мы выяснили, что воздух на нашем пришкольном участке загрязнен. Что мы можем сделать, чтобы его очистить? Самый простой и доступный способ подсказали нам учителя биологии – посадить деревья. Ведь именно листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Мы узнали, что летом дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной примерно 45 метров. Зеленые насаждения играют большую роль и в борьбе с шумом (особенно посадки бузины, дуба, ирги).

Чтобы подтвердить данные о том, что листья деревьев поглощают частички пыли, сажу, содержащиеся в воздухе, мы провели опыт. Для этого мы взяли полоски скотча, наклеили его на листья клена, затем сняли и обнаружили на нем большое количество частичек пыли.

Демонстрация опыта

Нас поразили данные ученых о том, что не все деревья способны выжить в городских условиях. Оказывается, рост деревьев затруднен из-за загрязнения окружающей среды. На 1 квадратный километр крупного города выпадает до 30 тонн различных токсичных веществ, что в 4-6 раз больше, чем в сельской местности, а это приводит к отклонениям в развитии растений. Часто и на улицах нашего города можно увидеть деревья с усыхающей кроной или уродливой формы.

Мы выяснили, что видовой состав наиболее часто высаживаемых вдоль дорог и на улицах города деревьев не слишком разнообразен. Основные породы, которые можно увидеть – это липа, каштан, клен, береза, около 20 видов кустарников.

Мы захотели узнать, какие породы деревьев и кустарников следует высаживать на территории нашего пришкольного участка, чтобы они смогли и хорошо развиваться, и хорошо очищать воздух. Вот какой ответ мы нашли.

Каштан. Каждое взрослое растение очищает от выхлопных газов большое пространство. При этом, в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.

Тополь. Хорошо улавливает пыль, увлажняет воздух, поглощает огромное количество углекислого газа.

Вяз и сирень хорошо задерживают пыль (лучше, чем тополь). Так, посадка из 400 молодых тополей за летний сезон улавливают до 340 кг, а вяза – в 6 раз больше.

4. Акация и шиповник неприхотливы и тоже обладают

подобными свойствами.

Ель, которая считается наилучшим стражем тишины.

6. Сосна и дуб выделяют фитонциды, способные убивать

микроорганизмы. Так, фитонциды сосны губительно

действуют на возбудителей туберкулеза, дуба – на

возбудителей дизентерии.

Именно эти деревья способны выживать в городских условиях и приносить людям пользу.

Наша гимназия была построена 9 лет назад, на берегу реки Десны, на пустыре. Каждый год ученики нашей гимназии высаживают деревья. Всего их было высажено за эти годы 260. К сожалению, многие из них не прижились. Успешно растут и развиваются некоторые березки, ивы, сосны, рябины, клен, всего – 60 деревьев.

Деревья пришкольного участка

С помощью научной литературы мы решили выяснить, какие деревья должны лучше приживаться на нашем участке и как правильно их высаживать.

6 Сосна обыкновенная.

 

Сосна обыкновенная

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что деревом, которое хорошо будет приживаться на нашем участке, будет сосна, прежде всего, потому что она нетребовательна, в отличие от других деревьев, к почве. Она хорошо растет на песчаных почвах (на нашей территории – именно песчаная). Во-вторых, сосна растет достаточно быстро, особенно, при отсутствии затенения, а наша территория достаточно светлая. В- третьих, это дерево – долгожитель, может прожить до 300 и даже 500 лет, И, посаженные нами сосны будут радовать чистым воздухом наших детей, внуков и правнуков.

Таким образом, на территории нашего пришкольного участка сама природа создала благоприятные условия для этого замечательного дерева.

С нашим мнением согласились и преподаватели биологии гимназии.

 

6. Правила посадки сосны.

Не все сосны, посаженные нашими учениками, прижились. Почему? Выяснилось, что часто ребята не знали и не соблюдали правила посадки.

Нельзя просто переселять деревья из ближайшей рощи, что часто у нас делается, т.к. корни молодой сосны погибают через 10-15 минут на открытом воздухе. Саженцы лучше приобретать в специальном питомнике.

Сажать сосны следует только на солнечных местах. У нас же они высаживались зачастую в затененных.

Лучше всего приживаются 3-5-летние деревья. Наши ученики высаживали и более молодые деревца, которые погибали.

Самое подходящее время для посадки сосен – конец апреля – начало мая и конец августа – середина сентября. Если осенью дерево высаживается позднее этого срока (что часто у нас происходило), то его корни могут не успеть прижиться.

Разработав эти простые правила, мы написали письма-обращения ко всем ученикам нашей гимназии, ежегодно принимающим участие в акции «Посади дерево», и сами посадили сосны с соблюдением всех требований. Надеемся, что они будет радовать нас многие годы.

Посадка сосен в сентябре

8. Выводы и планы.

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что экологическая обстановка зависит во многом от человека. Он не только может её ухудшать, но и улучшать.

В наших силах сделать так, чтобы мир, в котором нам предстоит жить, остался чистым и сохранил все свои краски. Для этого нужно только не быть равнодушным и немного постараться.

Будем любить и беречь окружающий нас мир!

Список литературы

Растения. Полная энциклопедия. М: Эксмо, 2007

Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М: МНЭПУ, 1997

Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М: Финансы и статистика, 1999

Алексеев С.В. и другие. Практикум по экологии. М: АО МДС, 1996

Двораковский М.С. Экология растений. М: Высшая школа, 1983

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения, Сост. Багрова Л.А. М: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000

Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. М: Детская литература, 1974

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очередной интересный проект. Спасибо!

17 September 2017

И Вам спасибо, уважаемая Светлана Николаевна, за высокую оценку!

17 September 2017