Статья на тему «Социальное проектирование в школе как фактор социализации обучающихся»
Социально значимые проекты
«Социальное проектирование в школе как фактор социализации обучающихся»
Шаймухаметова Т.В. МАОУ СОШ №137
Социальное проектирование – это активная форма воспитания, процесс разработки, составления и реализации социально-значимого проекта, способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей через постановку конкретных целей, решения задач, выполнению действий по их достижению.
В чем значимость?
Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности. Это один из факторов социализации и самореализации.
Почему мы работаем над проектом?
Для внедрения технологии социального проектирования в нашей школе сложились как объективные так и субъективные условия:
1. навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
2. в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов.
3. наше образовательное учреждение — социокультурный центр. Местная жизнь по сути «вертится» вокруг школы. Участие в экологическом проекте по благоустройству заброшенного родника — хорошая возможность вовлечь еще больше местных жителей в образовательный процесс.
4.социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. Он позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.
В двадцати пяти километрах от города находится поселок с красивым названием Шабровский или Шабры, так ласково, с любовью называют свою малую родину местные жители. Он расположен в красивой живописной местности. Теперь, в пяти километрах от поселка, если двигаться на юго-восток, появился родник - «Шабровский ключ».
С чего все началось?
Работа над проектом началась с того, что мы с детьми провели классный час про родники, о значении родников для экосистемы природы, необходимости сохранения и бережного отношения к природному источнику. Ребятам была предложена идея принять участие в областном проекте «Родники-2019».
В начале прошлого века родниковой водой пользовались старатели, промывавшие золото на берегах реки Каменки. А во второй половине 20 века на Перескачке (так называлась местность) была летняя молочно – товарная ферма от Бородулинского совхоза и родниковая вода служила природным холодильником для сохранения свежести молока. Для жителей Перескачки родник был единственным источником питьевой воды. Но, к сожалению, не стало хранителей этого родника. Он ветшал, разрушался сруб.
Следующим этапом нашей работы стало исследование воды. Группа ребят совместно с классным руководителем и родителями участвовали в лабораторном практикуме в МБУ ДО–ГДЭЦ, где изучили качество воды по основным показателям безопасности.
В народе бытует пословица « Глаза бояться, а руки делают». Теплая майская погода благоприятствовала работе инициативных родителей и учеников. Вооружившись перчатками и большим запасом мешков родители и дети организовали уборку территории в радиусе 100 метров. К сожалению, в наших лесах часто можно увидеть целые кучи пластиковых бутылок, стекла и другого неразлагающегося мусора.
Следующий этап был посвящен подготовке ребятами групповых проектов по озеленению и благоустройству родника, который мы будем восстанавливать. Они рисовали плакаты, готовили агитационные листочки с правилами употребления родниковой воды, подбирали пословицы и поговорки про родник.
Конечно же, самым часто задаваемым вопросом был: «А как назовем наш родник? Ведь у заброшенного ключа названия не было». Чтобы решить эту проблему, отряд «Эколучик» в течение нескольких дней проводил опрос среди школьников, сотрудников школы, жителей поселка
Жители нашего поселка принимали активное участие в голосовании. Много было услышано слов благодарности по возрождению родника. Большинство опрошенных дали свои голоса за « Шабровский ключ».
К роднику мы спешили в любую погоду. Меня радовала активность родителей. Кто-то привез генератор, чтобы подключить сварочный аппарат, кто-то съездил на своей машине за досками и железными трубами.
В середине июня родителями и членами семьи руководителя были построены два лестничных пролета, чтобы было удобно спускаться и подниматься.
Семья Гаврилюк предложила помощь в постройке и установке сруба для родника.
Семья Бачуриных взяла на себя инициативу установки около родника стола со скамейками и оформление клумбы для цветов.
Душа радовалась, когда родители с энтузиазмом принимали участие в субботниках. После уроков и в выходные дни ребята со своими мамами и папами спешили оказать посильную помощь.
А 11 июля мы в торжественной обстановке открыли наш родник. Были приглашены жители поселка, педагоги, школьный ансамбль «Родные напевы», представители из МБУ-ГДЭЦ и представители СМИ.
После благоустройства родника организована шефская работа по доставке родниковой воды ветеранам войны и труженикам тыла, как знак уважения к старшему поколению. Воодушевленные ребята также проявили себя в творческой деятельности: изготовлении листовок с правилами употребления и хранения ключевой воды, сочинении стихотворений. Мы гордимся результатами нашей деятельности. Живет родник – жива родная природа!
Вывод:
вовлечение учащихся в социальное проектирование дает положительные результаты и расширяет кругозор в социуме.
позволяет развивать коммуникативные, организаторские компетентности учащихся
воспитывает гражданственность, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, поселка, города