Социально-значимый проект «Русские национальные традиции»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА
«РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»
(экспериментальная площадка)
МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый, Саратовской области
Руководители: Бударина Полина Николаевна-учитель нач. классов
Голюкова Алёна Яковлевна -учитель нач. классов
Михалкина Ольга Васильевна-учитель нач. классов
Название проекта: «Русские национальные традиции»
Социально- значимая проблема – русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Цель проекта – использование для воспитания подрастающего поколения, для духовного возрождения народа огромного нравственного потенциала, сконцентрированного в русской национальной культуре, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.
Задачи проекта – 1. Показать школьникам всё многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитии от простого к сложному.
2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствования его высоких этических и эстетических идеалов.
3. Вызвать у детей чувство удивления, восхищения талантом, мастерством народа, желание узнать, еще больше и лучше, дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.
4. Формировать устойчивый интерес к своему народу его истории, быту, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождения и процветания.
5. Ознакомить учащихся с отдельными направлениями народного творчества: с устным творчеством, песенным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, с некоторыми видами художественных изделий.
6. Привить учащимся простейшие исполнительские навыки в декламации, пении, в области прикладного искусства.
7. Раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства. В результате изучения предмета у детей должно сложиться целостное представление о культуре и традициях русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
8. Воспитывать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.
Место реализации проекта –проект реализовывался на базе
МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый, Саратовской области
Участники проекта –обучающиеся начальных классов (в возрасте 7-10 лет), родители, классные руководители.
Описание реализации проекта или план действий.
Проект реализовывался в рамках экспериментальной площадки с сентября 2014 года по настоящее время.
Для организации работы был составлен план работы по трём направлениям:
Первое направление: «Традиции и обычаи русского народа»
*Одежда*Кухня*Посуда*Утварь*Верования*Народные инструменты
*Развлечения*Изготовление кукол-оберегов
Второе направление: «Детский фольклор»
*Изучение празднично-обрядовой культуры: частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки
Третье направление: «Народный календарь »
* Экологические уроки, с элементами фольклора (кормушки, скворечники)
*Концерт Саратовской филармонии
* Масленица
*Жаворонки
*День славянской письменности и культуры(буквы)
Девизом нашего проекта являются следующие слова:
«Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим…»
№ |
Перечень конкретных дел |
Сроки |
Содержание исследовательской, поисковой, творческой деятельности обучающихся |
Результат (продукт), который позволил решить социально- значимую проблему |
«Традиции и обычаи русского народа» |
||||
1 |
*Знакомство с одеждой, кухней, посудой, утварью, верованиями, народными инструментами, развлечениями. *Изготовление кукол-оберегов
|
сентябрь-февраль 2014-1015 г
сентябрь-февраль 2016-1017 г
|
− найти и проанализировать различные источники с целью исследования быта русского народа; - выделить основные занятия русского народа; -выявить, какие верования и традиции существовали у русского народа; - подобрать иллюстративный материал о народных инструментах и развлечениях русского народа ( репродукции картин); - выяснить, что такое куклы-обереги; -познакомить с результатами исследования; - оформить результаты своего исследования в презентации -изготовить куклы-обереги
|
Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.
|
«Детский фольклор» |
||||
2 |
*Изучение празднично-обрядовой культуры: частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки
*Экскурсия на концерт Саратовской филармонии
|
в течение всего срока работы проекта |
-изучить жанры устного народного творчества; -рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка; -провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты -выучить наизусть, выбранные жанровые произведения
|
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности человека. Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным языком. В наше время наблюдается оскудение русского языка. Исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому показать красоту русского языка, обогатить язык можно через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх, сказках, загадках, пословицах и поговорках. |
«Народный календарь » |
||||
3 |
* Экологические уроки, с элементами фольклора (кормушки, скворечники) * Масленица *Жаворонки *День славянской письменности и культуры(буквы)
|
февраль-май 2015-1016г
февраль –май 2016-1017 г
|
- Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов - Систематизация сведений о русских праздниках - Разработка сценариев для проведения мероприятий по русским народным праздникам
|
Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Самое главное, чтобы люди помнили и понимали, что только доброе отношение друг к другу, бережное отношение к своим традициям и памяти человеческой, - всё это позволит жить в мире, добре и любви между народами. |
Список использованных источников:
1. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.
2.Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
3.Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.
4.Миронец Л. Н., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.. соратник. 1980
5.Никитина А. В. Русская традиционная культура: Учебное пособие для иностранцев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 340 с.
6. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г. С- 607
7.Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.