Социально-значимый проект «Русские национальные традиции»

1
0
Материал опубликован 21 April 2019

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА

«РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

(экспериментальная площадка)

 

МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый, Саратовской области

Руководители: Бударина Полина Николаевна-учитель нач. классов
Голюкова Алёна Яковлевна -учитель нач. классов

Михалкина Ольга Васильевна-учитель нач. классов

 

Название проекта: «Русские национальные традиции»

Социально- значимая проблема – русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Цель проектаиспользование для воспитания подрастающего поколения, для духовного возрождения народа огромного нравственного потенциала, сконцентрированного в русской национальной культуре, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.

Задачи проекта1. Показать школьникам всё многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитии от простого к сложному.

2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствования его высоких этических и эстетических идеалов.

3. Вызвать у детей чувство удивления, восхищения талантом, мастерством народа, желание узнать, еще больше и лучше, дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.

4. Формировать устойчивый интерес к своему народу его истории, быту, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождения и процветания.

5. Ознакомить учащихся с отдельными направлениями народного творчества: с устным творчеством, песенным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, с некоторыми видами художественных изделий.

6. Привить учащимся простейшие исполнительские навыки в декламации, пении, в области прикладного искусства.

7. Раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства. В результате изучения предмета у детей должно сложиться целостное представление о культуре и традициях русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

8. Воспитывать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.

Место реализации проектапроект реализовывался на базе

МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый, Саратовской области

Участники проектаобучающиеся начальных классов (в возрасте 7-10 лет), родители, классные руководители.

Описание реализации проекта или план действий.

Проект реализовывался в рамках экспериментальной площадки с сентября 2014 года по настоящее время.

Для организации работы был составлен план работы по трём направлениям:

Первое направление: «Традиции и обычаи русского народа»

*Одежда*Кухня*Посуда*Утварь*Верования*Народные инструменты

*Развлечения*Изготовление кукол-оберегов

Второе направление: «Детский фольклор»

*Изучение празднично-обрядовой культуры: частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки

Третье направление: «Народный календарь »

* Экологические уроки, с элементами фольклора (кормушки, скворечники)

*Концерт Саратовской филармонии

* Масленица

*Жаворонки

*День славянской письменности и культуры(буквы)

Девизом нашего проекта являются следующие слова:

 

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»

 

Перечень

конкретных дел

Сроки

Содержание исследовательской,

поисковой, творческой деятельности обучающихся

Результат (продукт), который позволил решить социально- значимую проблему

«Традиции и обычаи русского народа»

1

*Знакомство с одеждой,

кухней,

посудой,

утварью,

верованиями,

народными

инструментами,

развлечениями.

*Изготовление

кукол-оберегов

 

сентябрь-февраль 2014-1015 г

 

сентябрь-февраль 2016-1017 г

 

 

−  найти и проанализировать различные источники с целью исследования быта русского народа;

- выделить основные занятия русского народа;

-выявить, какие верования и традиции существовали у русского народа;

- подобрать иллюстративный материал о народных инструментах и развлечениях русского народа

( репродукции картин);

- выяснить, что такое куклы-обереги;

-познакомить с результатами исследования;

- оформить результаты своего исследования в презентации

-изготовить куклы-обереги

 

Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Детский фольклор»

2

*Изучение празднично-обрядовой культуры:

частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки

 

*Экскурсия на концерт Саратовской филармонии

 

в течение всего срока работы проекта

-изучить жанры устного народного творчества;

-рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка;

-провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты

-выучить наизусть, выбранные жанровые произведения

 

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности человека. Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным языком. В наше время наблюдается оскудение русского языка. Исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому показать красоту русского языка, обогатить язык можно через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх, сказках, загадках, пословицах и поговорках.

«Народный календарь »

3

* Экологические уроки, с элементами фольклора

(кормушки, скворечники)

* Масленица

*Жаворонки

*День славянской письменности и культуры(буквы)

 

 

февраль-май

2015-1016г

 

февраль –май

2016-1017 г

 

- Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов

- Систематизация сведений о русских праздниках

- Разработка сценариев для проведения мероприятий по русским народным праздникам

 

Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Самое главное, чтобы люди помнили и понимали, что только доброе отношение друг к другу, бережное отношение к своим традициям и памяти человеческой, - всё это позволит жить в мире, добре и любви между народами.


 

Список использованных источников:

1. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.

2.Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.

3.Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.

4.Миронец Л. Н., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.. соратник. 1980

5.Никитина А. В. Русская традиционная культура: Учебное пособие для иностранцев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 340 с.

6. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г. С- 607

7.Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.