12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Проектно-исследовательская работа «Национальные традиции Башкортостана»



Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни

Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), Праздник Каргатуй

замечателен во всех отношениях: в нем древние мотивы, воспевающие природу и культ птиц, сочетаются с играми соревновательного характера, с песнями, плясками и танцами. На таком празднике оказывали уважение искусным плясуньям и исполнительницам песен, сопровождавшим пляски. Праздник Каргатуй является душой башкирского народа, отражением его древнего происхождения, самобытности, таланта.

 

МАЙДАН  Организовывался в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном месте. Праздник проводился на площадке в форме круга диам. 40—50 м, к‑рый огораживали ветками, в центре устанавливали шест высотой ок. 10 м. М. начинался со скачек , которые стартовали в 5—6 км от центр. площади. Затем проводились народные игры, курэш, состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, исполнении народных танцев, песен, игре на курае, Победители награждались различными призами (жеребец, баран, платки, полотенца и др.). Праздник мог длиться около суток. Традиционно для угощения гостей готовили бишбармак, казы, подавали кумыс, бал, буз

САБАНТУЙ  башкир Традиционно С. проходил в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. На поляне около деревни оформляли праздничную площадь : застилали разноцветными паласами и ткаными скатертями, с южной стороны делали навесы и сооружали шатры, в центре устанавливали столб с укреплёнными наверху подарками (сапоги, гармонь, вышитые полотенца, платки и др.).). Мужчины были главными действующими лицами на празднике, поскольку посев зерновых считался исключительно мужским делом. После полудня проходили скачки: наездники скакали вокруг холма, что должно было способствовать быстрому росту и созреванию урожая. Победителем считался тот, кто первым срывал привязанный к шесту белый платок, вышитый самой молодой замужней женщиной. Проводили также соревнования в беге , по борьбе , перетягиванию каната, подъёмам по наклонному шесту и на столб с подарками, в беге в мешках и др.; победители награждались призами (жеребец, баран и др.). Участники праздника состязались в исполнении народных песен, плясок, игре на курае, кубызе и других народных музыкальных инструментах. С. заканчивался общей праздничной трапезой, для которой готовили бишбармак, казы и др. блюда башкирской кухни. Праздник способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей

Джиии — общественный праздник нескольких деревень. Как правило, он устраивается в летнее время. Джиин также известен своими спортивными соревнованиями, родственными встречами, играми и развлечениями. Во всех этих праздниках, особенно в их спортивной части, обязательно принимали участие дети, подростки, молодежь.

У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались.

 Интересные факты о башкирах

- Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

- Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

- Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы. 

Традиционными занятиями башкир были скотоводство, игравшее ведущую роль в хозяйстве, а также земледелие, бортничество, охота и рыболовство. Разводили главным образом лошадей, овец, меньше — коров, коз, держали верблюдов. Возделывали просо, пшеницу, овёс, ячмень.

Основу питания составляли мясные и молочные продукты, а также злаки. Существ. подспорьем было использование дичи, рыбы, мёда, съедобных кореньев, трав, ягод.

Наиболее распространённые напитки — айран, бал, буза, кумыс и др.

Традиции народного творчества стали основой профессионального искусства и литературы. Декоративно-прикладное искусство характеризуется многообразием художественно-изобразительных средств, совершенством композиционных приёмов, выразительностью орнамента. Широкое развитие получили аппликация, вышивка, вязание, художественная обработка войлока, дерева, камня, кожи, металла, сукна.

Основным типом жилища башкир – кочевников была переносная войлочная юрта

Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую

войлоком. Стены юрты высотой около 170-180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок.

Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в

качестве окна и дымохода. Юрта имела дощатые двери. Диаметр средней юрты составлял 5- 6 метров. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково

надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления

пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым

подвешивали котел.

Одежда

Одежда, как и вся материальная культура Башкортостана, представляла сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племён. Для её изготовления использовались кожа, меха, шкуры, шерсть, белый и узорный холст, шёлковые ткани.

Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку . При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани .

В холодное время башкиры носили овчинные шубы , полушубки и суконные халаты .

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки . В холодное время поверх тюбетеек надевали меховые шапки .

Наиболее распространенной обувью у восточных и зауральских башкир являлись сапоги с мягкими кожаными головками и подошвами и высокими суконными или хромовыми голенищами. В северных и северо-западных районах Башкортостана почти круглый год ходили в лыковых лаптях . Повсеместно зимой носили валенки . На остальной территории преобладали кожаные башмаки (ката) и сапоги. Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки . Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.

Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары . Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку . На платье надевали приталенную безрукавку , обшитую рядами позументов , блях и монет. На севере Башкортостана в XIX в. получил распространение холщовый фартук . Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. Взимнее время года богатые башкирки носили шубы из дорогого меха - куницы,лисы, бобра, выдры . Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы. Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный платок .

Занятия

Башкиры разводили главным образом лошадей. Лошадь приспособлена к тебеневке и может круглый год находиться на подножном корме. В условиях Южного Урала она не нуждалась ни в стойловом содержании, ни в заготовке для нее на зиму корма. Кроме того, жеребенок сразу же после появления на свет может следовать за косяком в его передвижениях с пастбища на пастбище и при перекочевке. Лошади обеспечивали почти все потребности башкир. Они служили средством передвижения, их мясо было главным продуктом питания. Из кобыльего молока делали кумыс (кымыз). Конская шкура шла на изготовление одежды и посуды. Существовала особая порода башкирских лошадей - низкорослая, но крепкая, быстрая и неприхотливая.

Разводили также крупный рогатый скот. Из мелкого рогатого скота башкиры держали овец. Овцы неприхотливы, при малом снеговом покрове сами добывают подножный корм. Коз башкиры разводили мало. Шерсть коз употреблялась на изготовление половиков-ковров и сукна, из пуха вязали шали и шарфы.

Крупного рогатого скота, овец и коз по сравнению с лошадьми башкиры держали гораздо меньше

Оригинальная башкирская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования этноса и его взаимодействия и соприкосновения в повседневной жизнедеятельности с соседями - русскими, марийцами, чувашами и мордвой, казахами, туркменами, узбеками, таджиками. Благодаря этому народ создал кулинарию, богатую вкусовыми оттенками, использующую самый широкий ассортимент продуктов как среднерусской полосы, так и южных территорий.

Существенное влияние на формирование башкирской кухни оказала природная среда, которая благоприятно отразилась на культурно-хозяйственном развитии народа. Расположение на стыке двух географических зон - лесного Севера и степного Юга, а также в бассейне двух крупных рек - Волги и Камы - способствовало обмену естественными продуктами между этими двумя природными зонами, а также раннему развитию торговли.

Особенности башкирской кухни

Кочевой образ жизни привел к формированию широкого ряда продуктов длительного хранения. Таким образом основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушеная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушеные ягоды, сушеные злаки, мёд. Яркими примерами являются такие блюда как казы (конская колбаса), какланган ит (вяленое мясо), как (пастила), кумыс, сейәле hары май (вишня в топленом масле), корот (сухой курут) и айран – все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу. Говорят что кумыс готовился именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течении дня.

Вторые блюда

Башкиры вторые блюда готовят, в основном, мясные. На гарнир идут разные овощи, крупы, зелень и т. д.

Из мясных продуктов чаще используются баранина, молодая конина, говядина, домашняя птица (куры, утки, гуси). Самым любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.

Свинину башкиры не едят. Мясо готовят преимущественно в отварном, тушеном и фаршированном виде.

Молочные блюда

Особенность многих национальных блюд башкирской кухни в том, что к ним обязательно подают молочные продукты. Сливки, сметана, катык, корот, свежее пышное масло (так называемое кубэк май) придают особый аромат и вкус супам, бишбармаку, только что испеченным лепешкам.

Кумыс

Кумыс является национальным напитком башкир, традиция производства которого уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению.

Праздничный стол

По праздникам башкиры готовят особенные блюда: бишбармак, чак чак, бэлеш и др. Чак чак является обязательным украшением любого праздничного стола. На праздничном застолье принято каждому гостю предложить улюш — долю праздничной дичи (барана, гуся, и др.)

У башкир есть множество праздничных блюд приготовляемых по особым случаям: кейеу билмэне — особые мелкие пельмени которые готовят к свадьбе в честь жениха, килен тукмасы — особая лапша которую готовит невеста чтобы показать свою способность: такая лапша должна быть особенно тонкой и рассыпчатой. Чак чак, собственноручно приготовленный невестой, является обязательной частью свадебного ритуала — невеста своими руками кладет кусочек чак чака в рот всем гостям после бракосочетания. Каз умахы — это особый повод для праздничного застолья, когда хозяйка приглашает соседок для помощи в ощипывании гусей по осени; вечером по окончании работы хозяйка угощает всех свежей гусятиной.

Башкирский мед

Немного фактов о Башкирском меде

Настоящий Башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а так же уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире.

Башкирский мед – величайшее лекарство созданное природой. Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. Кроме обычных видов лекарственных растений (шиповник, душица, зверобой, пустырник, валериана, шалфей, одуванчик, подорожник, ромашка и т.д.), в Башкортостане произрастают очень редкие виды (типчак, горицвет весенний, тимофеевка степная, прострел раскрытый, ковыль волосатик, оносма простая, чабрец, овсец пустынный, василисник, астра альпийская).

В конце 1980-х в районах и городах возникли национально-культурные центры, которые проводят большую работу по сохранению самобытности народа, расширению функций башкирского языка, развитию культуры. Дальнейшей консолидации народа, его полит. и этнокульт. возрождению способствовали Всемирные курултаи (конгрессы) башкир.


 

Лит.: Руденко С.И. Башкиры: ист.-этногр. очерки. М.—Л., 1955;

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974; его же. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992;

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII—XIV вв. М., 1977; Бикбулатов Н.В. Башкиры //Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985;

Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002; История Башкортостана с древнейших времён до наших дней. Т.1. 
национальные традиции Башкортостана
PPTX / 34.12 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.