12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ацкан Татьяна Николаевна331
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

Доклад «Социокультурный потенциал города Новосибирска как ресурс для духовно-нравственного обогащения современной семьи дошкольника»

Социокультурный потенциал
города Новосибирска как ресурс
для духовно-нравственного обогащения современной
семьи дошкольника


 

Уважаемые коллеги сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт работы по организации экскурсий с детьми и родителями в культурные места нашего города.

В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ребенка ориентированы на семью. Семья - источник и основополагающее звено передачи ребенку социально-исторического и культурного опыта.

На это также указывает Закон РФ «Об образовании» (статья 44,п1) Родители (законные представители)…  имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка

ФГОС ДО (ч. 3 п. 2.5 п. п. 3.2) Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Решение задач духовно-нравственного воспитания детей возможно лишь при взаимодействии с семьей, которое подразумевает обмен возникшими мыслями, чувствами, переживаниями.

Город Новосибирск является не только экономическим областным центром, а также центром культурной жизни всего Сибирского округа. В нашем городе есть разнообразные музеи, театры, библиотеки, планетарий; зоопарк, который ценится профессионалами-зоологами и являющийся самым большим в регионе, театр Оперы и балета, поражающий одним только видом и исторической ценностью. И всё это доступно не только взрослым, но и семьям с детьми разного возраста. Одним из способов знакомства со значимыми объектами нашего города является экскурсия.

Что же такое экскурсия? И в чем ее значение для духовно-нравственного воспитания детей

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (вылазка, поездка), в русском языке оно появилось в XIX в.

Экскурсия в современном понимании - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Первым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, своём районе, своем дворе.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького гражданина.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Наиболее эффективными методами, и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм и является экскурсия.

В процессе своей деятельности по взаимодействию с родителями я использую такую форму работы как совместные экскурсии.

Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей района, города, страны, а для родителей – это необычное мероприятия за пределами детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком вне привычных обстоятельств. 

Наша первая экскурсия была в Музей Октябрьского района в рамках работы по проекту «Мой Октябрьский район». Некоторые родители сомневались, а будет ли интересно детям, а как добираться, где находиться музей, а что мы будем делать во время экскурсии, эти и многие организационные вопросы беспокоили нас всех. Но все они отпали после первого посещения. Музей маленький, но достаточно продумана была сама экскурсия и небольшой квест для детей и родителей в заключении, что по окончании сразу посыпались вопросы, а куда мы пойдем еще и когда. А сколько было обсуждений в группе после выходных, дети обменивались впечатлениями, и кто не смог пойти сразу говорили о том, что в следующий раз обязательно пойдут с нами.

Свои экскурсии и место куда мы пойдем в следующий раз выбираем, отталкиваясь от темы недели, проекта, который реализуется в группе, от календарных и тематических праздников.

В рамках работы по теме недели «Театр», а также празднования Дня Космонавтики мы посетили театр Музыкальной комедии, смотрели спектакль «Тайна третьей планеты» Билеты мы приобрели конечно заранее, родители опросили желающих, забронировали, а затем выкупили билеты. Ожидание дня посещения волновало всех, эмоции были только восторженные от костюмов актеров, декораций, музыки, оркестра, от самого помещения театра. Некоторые дети были впервые в этом театре, так что для них это был определенный социально значимый опыт приобщения к культуре.

Музей Природы с экспозицией о теле человека, с возможностью действовать со всеми экспонатами: нюхать, растягивать ,увидеть органы человека, сложить их в нужной последовательности, увидеть возможности нашего слуха, зрения и т.д. все это было уникальным средством познакомить детей со строением нашего тела.

Второе наше посещение данного музея был в рамках реализации проекта «Жизнь диких животных нашего края зимой», мы посмотрели экспозицию по нашей теме, на которой ребят познакомили с фауной нашего края, их внешним видом, с особенностью зимовки то или иного животного, с птицами Сибири, ребятам провели интересную игру по распознаванию следов птиц, животных, также мы собирали мемо-карточки на интерактивном столе.

Огромное впечатление произвел на детей и родителей Исторический парк «Россия-моя История. Новосибирск», который находится на территории военного города, что расположен в шаговой доступности от нашего детского сада и проживания большинства семей. Первый раз нам была представлена экскурсия «Быт и традиции русского народа». В ходе экскурсии детям давались задания, загадывались загадки, которые увлекали не только детей, но и нас взрослых. В интересной и доступной форме с помощью цифровых технологий ребята смогли узнать, как и где жили, во что верили, во что одевались, чем питались наши предки-древние славяне. Ребята с удовольствием слушали нашего экскурсовода, с любопытством рассматривали экспозицию, задавали вопросы и делали свои умозаключения о жизни наших предков. Те знания, которые дети получили в ходе экскурсии я как педагог могла использовать в процессе образовательной деятельности. А куклы-куватки, которые мы сделали на мастер-классе после экскурсии теперь оберегают ребят моей группы. Дети и взрослые были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от услышанного и увиденного.

В феврале мы ходили еще на одну экскурсию, где в доступной игровой форме, с использованием мультимедийного наполнения экспозиции «От великих потрясений к Великой Победе». Экскурсовод Анастасия рассказала детям о символах Победы, ребята узнали о том, с какими песнями провожали и встречали наших солдат, даже смогли исполнить их. Мы смогли наглядно посмотреть ход значимых сражений, которые просто поразили детей своей масштабностью и реалистичностью. Также ребят не просто познакомили с военной техникой, они смогли самостоятельно стать на время конструкторами и самим выбрать любую боевую машину и собрать её, с помощью современных компьютерных технологий. Также детям представили возможность самостоятельно собирать пазлы - сюжеты военных лет, что также очень впечатлило их. Ушли мы с экспозиции под большими впечатлениями.

Наше третье посещение данного Исторического парка состоялось уже в марте 2021 года мы ходили с ребятами средней группы, их родителями и моими выпускниками на экспозицию «Широкая Масленица». Ребята познакомились с обрядами празднования Масленицы на Руси, смогли наглядно посмотреть, как это все происходило, в заключении нам провели мастер-класс по изготовлению чучела Масленицы, родители смогли познакомиться с другими экспозициями этого музея.

Большой интерес вызвала у нас экскурсия в выставочный зал при ТОС «7 –микорайон», где в небольшом помещении были представлены быт русской избы, квартира советских времен и уникальная экспозиция авторских макетов военных баталий времен Великой Отечественной войны и что больше всего завлекло внимание детей и взрослых — это возможность подержать в руках современное оружие, примерить на себя обмундирование.

Лазертаг-арена Лазерфорс. Это еще одно место куда мы сходили всей группой. Участвовали в игре дети, играющим взрослым родители выбрали меня. Такого количество эмоций и переживаний, который мы получили в ходе игры, а это был своего рода тимбилдинг, трудно передать словами.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения дошкольников к миру духовных ценностей истории и культуры. И я считаю, что экскурсионная работа совместно с родителями является одним из этих действенных средств этой деятельности.

По моему мнению с помощью экскурсий по нашему городу расширяется кругозор детей, дети знакомятся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ходе экскурсии происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, помогает детям ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей. 

Новосибирск является очень богатой площадкой для духовно-нравственного развития, для получения социального опыта и приобщения к культурной жизни города и страны.


 

Закачивания свое выступлению хочу поделиться нашими планами: в этом году у нас запланированы 4 экскурсии в Исторический парк «Россия-моя история» в рамках сетевого взаимодействия, планируем посетить Планетарий, научный центр и надеюсь на интересные экспозиции в Музее Природы.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.