12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевкун Наталья Михайловна18
Окончила УГПИ в 1988 году. Работаю с 1988 года и по сегодняшний день в МБОУ СОШ с. Осиновка. Стаж педагогической работы: 35 лет.
Россия, Приморский край, село Осиновка
0

Применение технологий «Современные образовательные технологии, методы и приёмы, применяемые на уроках истории»

Современные образовательные технологии,

методы и приёмы, применяемые на уроках истории.

 

Шевкун Наталья Михайловна,

учитель истории МБОУ СОШ с. Осиновка

Михайловский муниципальный район

Приморский край

Аннотация. Какую роль должна играть современная школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Требования ФГОС становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения общеобразовательных программ. Основным результатом обучения является освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей), общеучебных универсальных учебных действий, которые как раз и закладываются в школе, обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию, самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Каким образом к этим результатам прийти? Один из путей – это применение современных образовательных технологий.

В своей статье я хочу поделиться опытом: где, на каких этапах урока использовать те или иные технологии, приёмы и методы обучения истории. Речь пойдет о таких технологиях, как: проблемно – диалогическая технология; технологии обучения в сотрудничестве, рефлексивного обучения и продуктивного чтения.

1.Проблемно-диалогическая технология. На начальном этапе урока создаем проблемную ситуацию, побуждающую обучающихся самим выявить противоречие и сформулировать проблему. Так, на уроке истории в 10 классе по теме: «Европа в эпоху раннего Средневековья» я использую проблемные и познавательные задания, тем самым побуждая учащихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, создавая условия для самореализации, самоорганизации, самостоятельности детей. Это активизирует деятельность обучающихся на уроке, приучает их к творческому подходу в решении поставленных задач. Продумываю и использую в своей работе такие методы и приёмы, которые усиливают мотивацию ученика: через изучение первоисточников, 10-ки конструируют проблемные ситуации. Например, при решении проблемной ситуации: «Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это - победа варварства над цивилизацией? Общественный регресс или прогресс?», старшеклассники обращаются к первоисточникам: П.Кесарийский «Война с готами», Сальвиан «О правлении Божьем», Павел Дьякон «О деяниях лангобардов» и проводят анализ предложенных документов. У 10-ков совершенствуются умения рассуждать, высказывать свое мнение, приводить факты и доказательства. В ходе всего урока побуждаю обучающихся проводить исследования, интерпретировать полученные знания, грамотно излагать свои мысли. В течение урока старшеклассники заполняют структурную схему полученных знаний, тем самым продолжают работать по формированию базовых учебных компетенций.

На своих уроках данную технологию я разбиваю на три стадии: на первой стадии «вызова» ставится задача пробуждения у учащихся имеющихся знаний, интереса к получению новой информации через проблемно-мотивационную ситуацию, сформировать интерес к изучаемому вопросу: школьникам можно предложить прослушать отрывок из исторического источника и предположить, о чём пойдёт речь на уроке, определить цели урока. На второй стадии «осмысления» ученики непосредственно добывают новые знания через: это может быть самостоятельная работа по составлению логической схемы, составление кластера по теме, работу в парах по составлению плана ответа. Основа второй стадии – это ученики не только воспринимают и усваивают новую информацию, но и соотносят с тем, что им уже известно. Обучающиеся учатся учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению поставленных проблем, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. На стадии «рефлексии» ученики всю полученную информацию анализируют и творчески перерабатывают. Также каждому ученику предоставляется возможность продемонстрировать и применить свои знания на практике, а затем и оценить свои действия в команде. На каждой из названных стадий используются свои приёмы и методы. Например, на стадии «вызов» можно предложить игру в ассоциации: «Какие ассоциации у вас вызывает понятие о…? или «Что вы знаете о…?». Также можно использовать приём «Колесо», когда учащиеся заполняют уже готовую диаграмму по определенному вопросу или понятию, которое помещается в центр колеса. На стадии «вызова» также можно использовать приём: «Знаем-хотим узнать-узнали». На стадии «осмысления», где происходит процесс освоения информации, использую приём «Инсерт» (условные значки). И ставлю перед учениками задачу – при чтении текста промаркировать его различными значками и составить таблицу. Приём «Кластер» формирует у учащихся умения выделить смысловые единицы текста, графически оформить в виде грозди. В центре располагается тема или ключевое слово, а вокруг него – крупные смысловые единицы, которые связаны между и которые также конкретизируются. При включении приёма «Фишбоун» (рыбная кость) ученики устанавливают причинно-следственные связи изучаемой темы или события. Схема представляет собой скелет рыбы, в голове которой записывается проблемный вопрос, сверху – причины, снизу – факты, их конкретизирующие, а в хвосте формулируется вывод. На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям стадии «вызов». На этой стадии предлагаю учащимся ответить на «толстые» и «тонкие» вопросы. Первые требуют простого, односложного ответа на вопросы: Где? Что? Когда? Вторые предполагают подробный, развернутый ответ на вопросы: как вы думаете? Почему? Каковы последствия? В чем различия?

 

2.Технология обучения в сотрудничестве. Данная методика позволяет совершенствовать навыки коллективной деятельности, повышает ответственность не только за поступки отдельно каждого ученика, но и за результаты в целом коллектива, формирует адекватную самооценку личностных возможностей, достоинств и ограничений. Для организации оптимального сотрудничества использую такие приёмы, как: «обмен мнениями», «обучение сообща», «давай вместе», «добываем информацию», что позволяет учителю сформировать коммуникативную и социальную компетенции. Также у обучающихся есть возможность учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Элементы данной технологии рассмотрим на уроке по истории в 7 классе: при самостоятельном исследовании нового знания по теме: «Народные движения в России в 17 веке», обучающихся определяем в группы, где каждая группа получает свой пакет исторических документов. Таким образом, результат зависит от умения организовать учебное сотрудничество в команде, коллективное обсуждение проблемы, что позволяет каждому ученику работать в своём темпе, развивать способности преодолевать самостоятельно с опорой на товарища возникающие трудности, а также нести ответственность за свою деятельность.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Педагогическое общение, психология и культура общения - все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность - взаимодействие - общение - контакт. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия. Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного материала (инструментов, оборудования), разделенного между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.д.).

Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково либо не поощряются никак.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

организуйте практику;

убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;

стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

3.Технология рефлексивного обучения помогает мне как учителю в процессе урока отслеживать уровень понимания учащимися учебного материала, степень усталости, утомляемости, заинтересованности. Необходимо создать условия для самовыражения учащихся, для использования разнообразных видов деятельности. Создание ситуации успеха позволяет мотивировать обучающихся на активную работу во время урока. Обучающиеся свободно начинают свой ответ с предложений: «Я знаю, что…», «Я считаю….», «Чтобы ответить на этот вопрос, нужно…». Данная технология формирует умение обучающихся регулировать свою учебно-познавательную деятельность, развивает способности ученика к самомотивации и самооценке, вооружают ученика инструментами его будущей самостоятельной деятельности. В данной технологии можно использвать такие приёмы: «Синквейн», «Рефлексивная мишень», «Закончи предложение», «Ромашка Блума», «Пятиминутное эссе», «ПОПС-метод» «Общее-уникальное», «Перекрёстная дискуссия».

 

4.Технология продуктивного чтения. Чтение и речь – базовые процессы, через которые человек получает и передает информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и говорить (писать). Речь идет не о первичном обучении говорению (письму) и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью речи человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

Следует иметь ввиду, что понятие «текст» в настоящее время трактуется весьма широко: это и письменный текст, традиционный («сплошной»), и графические тексты (диаграммы, таблицы), и речь преподавателя, и видеоматериалы.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение множества задач: поиск информации, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др., то есть осмысление текста. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре текста) и перенос его в сферу личного сознания. Только при этом условии мы можем говорить о понимании текста, о возможности использования его содержания в разных ситуациях.

Одним из главных критериев уровня работы с текстом является полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать:

общая ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла;

умение выбрать из текста важную информацию, сформулировать тезис, объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте, объяснить назначение кластера, объяснить соответствие между частью текста и его идеей, сформулированной вопросом;

нахождение информации;

интерпретация текста (умение сравнить, сделать выводы из посылок…);

рефлексия содержания текста (умение вязать информацию текста со знаниями из других источников…);

рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму);

Понимание и интерпретация информации основаны на ее анализе учеником. Важно, чтобы учащийся перекодировал информацию на «свой» язык символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже использовать в дальнейшей работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без целенаправленного обучения методам и приемам переработки информации.

При работе с текстом выделяю следующие этапы работы:

Понимание текста

Переработка текста

Создание собственного текста

1.Понимание текста

* Подготовка к восприятию. Этот этап важен для правильного понимания основного смысла текста. Учащиеся получают основные посылы и акценты, на что необходимо будет обратить внимание при работе с текстом. Самым популярным приемом на этом этапе является работа с ключевыми словами, которая помогает сконцентрировать внимание на определенной теме.

* Первичное восприятие. Дает «первое впечатление» от текста. Для того, чтобы первое знакомство с текстом было успешным, необходимо использовать различного рода алгоритмы, помогающие учащемуся «пошагово» воспринимать весь текст. Существует алгоритм «чтения» текста:

выделение ключевых слов в отрезках текста (абзацах),

составление из них смысловых предложений,

выделение основного смысла отрезка текста.

Одним из приемов работы с текстом является приём «инсерт», при котором текст превращается в рабочий материал, где необходимо делать отметки, способствующие дальнейшему осмыслении текста:

v – уже знал,

+ - узнал новое,

--- - думал иначе,

? – не понял, есть вопрос

Возможной технологией формирования смыслового чтения является прочтение текста с включенными в текст заданиями в символической форме:

В - вопрос, задать вопрос к тексту

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос.

З – заглянуть в будущее, мысленно представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события

П – проверить себя, то есть сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего, в тексте.

Критерии оценивания понимания текста:

умение задавать вопросы к тексту;

умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного;

умение прогнозировать развитие сюжета текста;

умение находить и определять основную идею (концепт) текста.

*Осмысление (анализ) текста

На данном этапе важно сформировать умение составлять вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст. Приемы работы на данном этапе разнообразны. Самыми популярными являются вопросы к тексту:

репродуктивные, то есть направленные на воспроизведение готовых знаний;

продуктивно - познавательные способны давать новообразование ( почему?, зачем?...);

проблемные вопросы содержат реальные или кажущиеся противоречия;

уточняющие (если я правильно понял, то…);

вопросы – предположения о допустимых вариантах развития событий, предвосхищение и прогнозирование (что бы изменилось, если бы..? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше..?);

вопросы, направленные на определение эмоции и чувств (какие чувства вы испытали). Работа может осуществляться как индивидуально, так и в группах.

Пример: одним из способов осмысления текста является ведение «бортовых журналов», которые позволяет учащимся записывать свои мысли в свободной форме.

* Целостное восприятие на основе осмысления. Один из приемов, который способствует целостному восприятию текста - составление «кластера». Кластер позволяет выделить смысловые единицы текста и графически представить их в определенном порядке в виде грозди. Главное понятие в тексте или указанной теме является ключевым, и от него «отходят» различные «грозди» или «ветви» других понятий, позволяющие раскрыть ключевое.

2.Переработка текста

Основной смысловой этап работы с текстом. Если первый этап «понимание текста» может являться подготовительным, то разные формы работы с текстом позволяют получить в итоге «иной», «другой», «переработанный текст»:

Цитирование текста – точная выдержка, способствующая запоминанию и воспроизведению текста.

Тезирование – краткое изложение основных мыслей (тезисов) о прочитанном.

Конспект – краткое письменное изложение текста, включающее основные положения текста. Учащиеся должны уметь вести конспект различными способами и приемами: определение только важных положений – опорный конспект, подробный конспект и т.д. Материал конспекта должен быть ясен и понятен, он должен легко читаться. Способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей. Главным является правило: конспект – это запись смысла и не переписывание текста.

Одним из активных способов работы с текстом является «превращение» текста в таблицу. Таблицы могут быть разными по смысловому наполнению: диахроническими (изучение фактов в их историческом развитии) и синхроническими – создание такой таблицы ставит своей целью запоминание фактов в сравнительном анализе. Например, данную таблицу можно составить, пользуясь текстом учебника по истории 6 класса.

Популярным приемом, используемым активно в своей деятельности, является составление плана текста, который может быть как простым, так и сложным.

Памятка составления плана:

Внимательно прочитай текст.

Выдели главные мысли текста.

Проверь, как они соотносятся между собой.

Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели на смысловые части).

По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.

Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).

Прочти текст повторно, проверь, не пропущено ли что- либо.

3.Создание собственного текста

В качестве собственного (вторичного текста) предлагаются следующие формы работы: написание сценария, составление рассказа на основе прочитанного, аннотирование (краткое свернутое изложение текста без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражение своего отношения к прочитанному). Одна из форм рефлексии на прочитанное - эссе (краткое изложение в свободной форме впечатления автора по тому или иному вопросу). Признаки эссе: небольшой объем, конкретность темы, свобода композиции, личностное осмысление, разговорные интонации, лексика. Формы эссе могут быть также различны: письмо, речь, исповедь, дневник, очерк, открытее письмо, размышления и т.д. Разнообразны жанры эссе: философское, литературно - критическое, историческое, художественное, морально-этическое.

Памятка написания эссе:

Определи жанровую разновидность эссе.

Определи форму эссе.

Определи основную мысль.

Продумай систему доказательств.

Определи примеры, аналогии, ассоциации и т.д.

Выбери те художественные средства языка, которые сделают твое эссе ярким и выразительным: символы, сравнения, метафоры, аллегории и т.д.

Проверяя написанное, обрати внимание, соответствует ли твоя работа признакам эссе.

Деятельность в данной технологии направляю на изучение событий, персоналий, понятийного минимума, хронологии через добывание информации с помощью учебной литературы, так и с помощью исторических источников. Внимание школьников необходимо акцентировать на глубокое изучение текста: выделение в нем трех уровней информации - фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); - подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»);- концептуальную (основная идея, замысел автора). Например, на уроке истории в 7 классе: «Народные движения в России в XVII веке», учитель совместно с обучающимися формулирует цели урока в виде вопроса, используя ключевые слова к теме. Такая деятельность направлена на создание проблемно-диалогической ситуации: с помощью фрагментов из исторических источников С.Ф.Платонова «Полный курс лекций по русской истории», Я.Стрейса «Три путешествия», Г.Н.Собакина «Описание восстания 1662 года» учащиеся находят доказательства о народных движениях в стране, учитель при этом использует вопросы к иллюстрациям учебника, совместно со школьниками составляют «фишбоуны» по каждому восстанию, работают с отрывками с пропущенными словами, читают с «карандашом», заполняют опорную таблицу.

Для достижения понимания текста на уровне смысла, на протяжении всей работы обучающие, заполняя таблицу, отвечают на вопрос: «Почему?» В конце урока каждый ученик, представляя свою точку зрения, использует уже известное начало ответа: «Я считаю…», «Я думаю…», «Чтобы ответить на этот вопрос…», тем самым приучаем 7-ков к творческому подходу в решении поставленных задач.

      Итак, данные технологии, как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обучающие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового прийти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. Практика показывает, что современные образовательные технологии являются мощным инструментом для формирования метапредметных компетенций, они универсальны, то есть применимым к любому предметному содержанию, воспроизводимы, поддаются алгоритмизации, имеют прогнозируемый результат.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.