Современные подходы к преподаванию робототехники
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 города Липецка Учитель технологии Евдокимов Михаил Александрович
Современные подходы к преподаванию робототехники
Для реализации напровления «робототехника» я использую учебники по технологии 5-9 класс Тищенко А.Т., Синица Н.В. и учебники по робототехнике Дж. Бейктала, и С.А. Филипова.
В разделе «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» рассматриваются следующие темы по робототехнике в 5-6 классах: 1.Техники проектирования, конструирования, моделирования . 2. Порядок действий по сборке конструкции. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. 3. Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. 4. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции, удовлетворяющей заданным условиям. 5. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. 6. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы. 7. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Составление программы изучения потребностей. 8. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. 9. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. 10. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. 11. Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). 12. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). 13. Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).
При реализации ФГОС на уроках технологии в 5-6 классах рассматриваем основы конструирования, простые конструкторы, конструкторы лего и т.д.
В разделе: «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» рассматриваются в 7-8 классах следующие темы: Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.
В 7-8 классы упор идет на программирование и создание различных проектов
Занятия по робототехнике строятся на четырех составляющих: - Установление взаимосвязей: короткий рассказ педагога перед началом занятия помогает детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. - Конструирование: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели, при этом реализуется принцип «обучение через действие». - Рефлексия: с помощью созданных моделей дети проводят исследования, в процессе которых учатся делать выводы, сопоставлять результаты опытов. - Развитие: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают идеи для продолжения исследований, желание экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их.
Проекты.
На базе МАОУ СОШ № 18 проводятся кружки по робототехнике С 2014-2021 гг. «Юный робототехник» (1-5 класс) С 2020-2021 гг. «Робот и Я» (6-7 класс)
На областном конкурсе “Creativity Robot” в номинации «Кегельринг» учащийся 6 класса занял 1 место.