«Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
Тема: «Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Выполнила: Шумкина Наталья Александровна,
учитель начальных классов.
Введение
Актуальность
Развитие речи играет огромную роль в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие речи, мышления, воображения школьников.
Речь- это тот вид общения, который необходим людям в обмене информацией, в социальной жизни, в познании, в образовании. Ни для кого не секрет, что залог успешного обучения и развития ребенка- хорошая, грамотная речь. Развитие речевой деятельности- это процесс не одного дня, он требует определенного педагогического руководства.
В методике преподавания всегда была актуальна проблема развития речи. Но сейчас, когда в школу приходят первоклассники на просто слабо владеющие словом, а имеющие беднейший словарный запас, логопедические проблемы, нам, учителям, не приходиться надеяться на прежние методы развития речи, необходимо искать новые пути решения этих проблем. Учитель должен создать наилучшие условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения собственных мыслей.
Выявление проблемы.
Трудно переоценить значимость развития речи в судьбе человека. Речь является важнейшим показателем уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Очевидна закономерность: дети с хорошо развитой речью успешнее учатся по разным предметам.
Возникает следующая проблема: с одной стороны обществу необходимы люди с хорошо развитой речью, с другой стороны, уровень развития речи современного школьника плачевно низок. Следовательно, необходимо приложить все усилия, что изменить сложившуюся ситуацию.
Актуальная проблема современного общества- повышение культуры речи. Чтобы научить говорить с соблюдением норм современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию культуры речи уже в младших классах. Учителя начальных классов, начиная с первых дней пребывания детей в школе, должны четко спланировать работу по развитию речи обучающихся.
Я работаю в сельской школе и для меня развитие речи младших школьников стала одной из самых приоритетных задач. Многие дети, прибывшие в мой класс, не посещали детского сада, были так называемыми «домашними» детьми. Но, что скрывать, даже те дети, которые являлись воспитанниками сельского детского сада до школы, также имели очевидные проблемы: скудный словарный запас, логопедические проблемы, отсутствие эмоциональной окраски речи и т.д.
Я стала наблюдать за детьми: как они общаются со сверстниками, как ведут себя в общении со взрослыми (пришедшими в школу родителями, другими учителями). Из своих наблюдений за детьми, из общения с ними на уроках и во внеурочные время, я установила, что дети не всегда здороваются с другими учителями и с родителями детей из других классов. Дети имеют определенный запас вежливых слов, но не используют знание этих речевых форм в повседневной жизни. Также я заметила, что речь обучающихся часто бессвязна, логически непоследована, невыразительна, дети допускают огромное количество стилистических ошибок.
Мною была проведена диагностика уровня речевого развития детей. Цель диагностики: исследование лексики и грамматического строя речи
(см. Приложение 1)
Результаты диагностики уровня речевого развития детей.
Класс | Количество человек в классе | высокий уровень (17-21 баллов) | средний уровень (12-16 баллов) | низкий уровень (ниже11баллов) |
1 | 5 | 1 ученик (20%) | 1 ученик (20%) | 3 ученика (60%) |
Из таблицы видно, что большинство детей, пришедших в мой класс, имеют низкий уровень развития речи.
Планируя свою деятельность по устранению выявленной проблемы, я понимала, что недостаточно будет использовать традиционные методы обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание развитию речи в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения, применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Я предполагаю, что активное внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий развития речи будет способствовать формированию коммуникативных умений в соответствии с ФГОС НОО.
Цель: определить, какие современные педагогические технологии наиболее эффективны и будут способствовать развитию речи обучающихся на уроках и во внеурочное время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1.Подробно изучить методическую и научную литературу по данному вопросу.
2.Из всех современных образовательных технологий, рекомендованных ФГОС НОО, выделить те, которые будут наиболее эффективны для развития речи на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Применить данные технологии на практике и проверить их эффективность.
Современные образовательные технологии, используемые в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Перечень технологий, рекомендованных в материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения (КСО);
технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
исследовательские и проектные методы;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного обучения
Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС НОО.
Изучив научную и методическую литературу, я пришла к выводу, что
в современной педагогике используются различные технологии, позволяющие сформировать коммуникативные УУД и эффективно развивать речь учащихся на уроках. Среди них я выделила технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию продуктивного чтения и проектную деятельность, которые, по моему мнению, будут наиболее эффективны в развитие речи младших школьников.
Данные педагогические технологии я стала активно внедрять в свою
педагогическую деятельность, не забывая, конечно, и про другие, также не
маловажные технологии (здоровьесберегающие технологии, информационно-
коммуникационные технологии, проблемное обучение, разноуровневое
обучение и др.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП).
Данная технология разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Акценты целей технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия (осмысление) и стадия рефлексии.
I стадия – «вызов». На этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
II стадия – «осмысление» - содержательная. Во время второй стадии происходит направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
III стадия – «рефлексия» - размышления. На заключительной стадии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Организация урока c использованием технологии РКМЧП.
На уроках с использованием технологии РКМЧП приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Обучающиеся должны освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно развивать умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Учитель выполняет в основном координирующую функцию.
Графическая организация материала является популярным методом демонстрации процесса мышления. Схемы, модели, рисунки и т .д. показывают учащимся ход мыслей, отражают взаимоотношения между идеями. Процесс мышления, раньше скрытый от глаз, сейчас становится наглядным, видимым.
Изучив данную технологию, я не смогла остаться равнодушной. Эта технология действительно помогла отойти от привычных схем, удовлетворить мою потребность в самообразовании. Участвуя в различных семинарах, да и просто посещая уроки своих коллег, я иногда замечала, что не все дети являются активными участниками образовательного процесса. Бывало, что кто-то из ребят просто сидел и скучал весь урок. Причины такого поведения могли быть различные: либо он уже знает эту тему и ему неинтересно, либо новая тема просто не нравится. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии РКМЧП – это первая задача, которую решает класс (прошу заметить, решает не учитель, а все вместе). Для учителя становится самым трудным моментом- принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Конечно, лучше все версии письменно зафиксировать на доске. Иногда возникают противоречия в разных точках зрения. Когда возникают противоречия или становится понятно, что имеющей информации недостаточно, у ребят возникает стремление преодолеть эти противоречия. То есть, по- существу, дети сами формируют и формулируют цель. Они самостоятельно определяют: для чего мне необходимо изучить новый материал, что конкретно мне надо узнать, чтобы ответить на интересующий меня вопрос. Именно это меня и заинтересовало в данной педагогической технологии. Но вернемся к развитию речи.
Технологию РКМЧП я активно стала внедрять в свой педагогический процесс с целью выявления эффективности в развитии речи младших школьников.
Мною были использованы разнообразные методы и приемы для осуществления каждого этапа работы по данной технологии.
Первый этап работы в технологии РКМЧП называется стадия вызова. Наверняка этот этап знаком многим учителям. Работа в режиме проблемного обучения нередко начинается с вызова.
Когда у детей на уроке возникает потребность узнать что-то новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы недостатка опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. Очень часто основным источником информации становится учитель. При этом он не только транслирует информацию, но в большинстве случаев анализирует и оценивает с «высоты» собственного опыта. Ученикам же даже не предоставляется право на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этапе вызова уже возникли собственные цели и собственные мотивы для изучения нового материала. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (любого стиля), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на те вопросы, которые были заданы им самим, а не учителем.
На этом этапе на уроках чтения я использую следующие приемы:
1.Заполнение таблицы
Знаю | Хочу знать | Узнал |
| | |
Перед обучающимися я ставлю вопросы:
Что вы знаете об этом писателе?
С какими произведениями этого писателя вы уже знакомы?
Какие произведения этого писателя вы читали?
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Дети вписывают ответы в первые две колонки таблицы.
Последняя графа «Хочу узнать» побуждает к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приведу пример заполнения таблицы в процессе работы над произведением Н.Н.Носова «Федина задача».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Н.Н.Носов- автор рассказов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Фантазеры». Рассказы Носова очень смешные, в них герои попадают в разные нелепые ситуации. | Дополнительные сведения из жизни писателя. Хочу прочитать новые рассказы данного автора. | Н.Н.Носов написал рассказ «Федина задача». Этот рассказ смешной, юмористический, он учит детей тому, что любая работа требует внимания, усидчивости. Если у тебя есть настоящий друг, то он всегда придет к тебе на помощь. |
2.Прием прогнозирование по иллюстрации.
Я предлагаю детям внимательно рассмотреть иллюстрацию, находящуюся в учебнике или предложенную мною. При этом я задаю ребятам наводящие вопросы:
1.Дети, посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь определить тему.
2.Что может произойти в данном произведении?
3.Опишите героя, попробуйте определить черты его характера.
Приведу пример использование данного приема при знакомстве с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран (на экране иллюстрация из учебника к данному произведению). Определите по картинке тему произведения.
Дети: Тема произведения- животные.
Учитель: Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой назвал свое произведение «Лев и собачка»? Что может произойти в произведении с таким названием?
3.Приём «Ассоциация».
Данный прием применим для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Прием «Ассоциация» развивает воображения, интуицию. Дети высказывают свои предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Этот прием я часто применяю при изучении стихотворений, отражающий какое-либо время года, к примеру- весну. Перед прочтением стихотворения Е.А.Баратынского, мы с ребятами внимательно рассматриваем картину весеннего пейзажа под музыкальное сопровождение. Вместе определяем, что сегодня на уроке речь пойдет о весне. Далее я спрашиваю у ребят:
-Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите выражение
«Весна, весна! Как воздух чист!...»
Ответы детей: солнце, ручьи, ветерок, щебетание птиц, тепло.
Таким образом, возникает литературный образ.
4. Прием «Дерево предсказаний».
Данный прием помогает выстроить предположения по поводу развития
сюжетной линии в произведении.
Правила работы с приемом «Дерево предсказаний» таковы:
ствол дерева – тема;
ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –
«возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено);
листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или
иного мнения.
Дерево предсказаний может выглядеть так:
Вторая стадия называется «осмысление содержания».
Главная задача второго этапа работы в технологии РКМЧП - активное получение детьми информации, соотнесение нового и уже известного. Моя же задача, как учителя, – установить последовательную связь между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
На данном этапе мной используются следующие приемы:
1.Прием «Чтение – суммирование в парах».
Данный прием я стала применять только в третьем классе, в четвертом продолжила его применение.
Данный прием я обычно применяю, когда текст перегружен фактическим материалом. Применение данного приема имеет ряд преимуществ. Во-первых, благодаря парной работе, дети удваивают свой интеллектуальный потенциал. В результате, более глубоко понимают текст, делятся друг с другом собственным мнением, суммируют информацию. Во- вторых, этот прием требует от учащихся очень внимательного отношения к тексту и внимательного отношения друг к другу. «Напарники» несут общую ответственность за обучение. В- третьих, благодаря тому, что несколько пар работают над одним и тем же отрывком, ребята выслушивают различные трактовки содержания.
После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.
2.Прием «Чтение с пометами».
Данный прием помогает мне снять проблему неосмысленного чтения текста.
Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём я использую при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами.
Наблюдая за читающими детьми, которые получили задание ставить пометки карандашом на полях, я вижу, что дети, прежде чем поставить тот или иной знак, задумываются, просматривают весь текст заново, решают, какой поставить знак.
3.Прием «Работа с вопросником».
Применение данного приема способствует организации самостоятельной работы ученика с учебником. Детям я предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны самостоятельно найти ответы. Причем вопросы, предложенные мной, и ответы учащихся даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требуют анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После того, как дети самостоятельно нашли в учебнике ответы на поставленные вопросы, я обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.
4.Прием «Уголки».
Суть данного приема: при характеристике одного из героев произведения класс делится на две группы. Первая группа готовит доказательства положительных качеств героя, опираясь на текст и свой жизненный опыт, вторая группа - об отрицательных, также подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием я использую после прочтения всего произведения. В завершении урока все вместе делаем общий вывод.
Например, данный прием я использовала после прочтения рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Необходимо было охарактеризовать главного героя произведения Чечевицына. Задача перед ребятами стояла непростая, так как выбранный герой-личность весьма противоречивая, но, я считаю, что класс неплохо справился с поставленной задачей.
Данный прием учит детей диалогу, культуре общения.
5. Прием «Взаимоопрос».
Применение данного приема способствует развитию коммуникативных навыков. Мною организуется работа в парах. Два ученика читают текст по абзацам. После прочтения каждого абзаца, дети задают друг другу разного рода вопросы по содержанию прочитанного.
Используя на данном этапе приемы, требующие деления на пары, в своей работе я столкнулась с небольшой трудностью. У меня в классе всего 5 человек и одному ребенку всегда не хватает пары. Из данной ситуации я нашла такой выход: один ученик работает в паре со мной, причем каждый раз дети меняются. Я думаю, в этом есть тоже свой положительный момент- работать в паре с учителем очень ответственно, поэтому дети прилагают все усилия, чтобы качественно выполнить предложенное задание.
Третий этап работы- стадия рефлексии.
Часто бывает, что на уроке не хватает времени, чтобы оценить, что ребята смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что дети смогут сделать это дома самостоятельно. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу.
Стадия рефлексии в работе по технологии РКМЧП необходима не только для того, чтобы проверить память своих учеников, но и того, чтобы дети сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Данный анализ также необходим для построения дальнейшего маршрута обучения (это мне понятно, это не очень, об этом мне еще предстоит узнать, об этом лучше спросить у учителя). Ученики пытаются структурировать собственные мысли, превращая их в новое знание. Также в процессе обмена мнениями по прочитанному, обучающиеся имеют возможность осознать, что один и тот текст может вызвать разные оценки. С некоторыми суждениями своих одноклассников ребенок может быть согласен, а другие суждения могут вызвать потребность в дискуссии. Живой обмен мыслями, идеями между обучающимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Приемы, используемые мной на данной этапе работы по технологии РКМЧП:
1. «Написание творческих работ».
Я предлагаю детям написать продолжение наиболее понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Дети с большим удовольствием выполняют эту работу.
Приведу примеры детских стихотворений.
Весна.
Прилетели птицы,
Просыпается весна.
Солнышко игристое
Смотрит из окна.
Первые подснежники,
Закончилась зима.
Скоро будет травка,
Зашумит река.
Польются ручейки,
Прошли все холода.
Зацветут деревья-
Вот она-весна!
(Резникова Татьяна)
Звездное небо.
Ночами я не сплю, на небо все гляжу.
Взглянула, удивилась-звезда упала, скрылась.
Какие чудеса бывают на земле!
Упала вдруг звезда. Кто знает куда, где?
Прекрасная природа дает нам вдохновенье,
А я стишок пишу про дивное явление!
(Резникова Татьяна)
***
Природа- мать творенья!
Леса, горы и поля,
Море, озеро, река
Мать творенья нам дала.
Травы, зелень и цветы-
Это тоже все дары!
Дар творенья чудеса-
Ветер, солнце и вода!
(Ермакова Юлия)
2. Прием «Создание викторины».
Данный прием проводится мной после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, используя учебные тексты, готовят вопросы для викторины, затем объединяются в группы, и мы проводим соревнование.
Вот такие вопросы составили дети к произведению К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей»:
-Как звали главную героиню произведения?
- Что подарил Машин отец маме?
- Кем работала Машина мама?
- Кого играла в театре Машина мама?
- Где жила ворона?
- Что украла ворона у мамы Маши?
Кому милиционер отдал на воспитание воробья? и т.д.
Подобные работы приучают детей к более внимательному чтению, так как дети в своих викторинах порой задают вопросы, требующие детального изучения произведения.
3. Прием «Синквейн».
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
На уроках литературного чтения я предлагаю детям такой алгоритм составления синквейна:
Кто? Что? -существительное
Какой? -два прилагательного
Что делает? -три глагола
Что думает автор о данном персонаже - фраза из четырех слов.
Кто? Что? (новое имя героя)-существительное.
Выполнение такой работы дает возможность ученикам выразить свое эмоциональное отношение к героям произведения, свое понимание художественного образа, способствует развитию поэтических способностей, творческого воображения.
Пробуем выразить свое отношение к акуле после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Акула».
Акула.
Страшная, угрожающая.
Плавает, нападает, съедает.
Не попадайся на пути.
Хищник.
4. Прием «Логическая цепочка».
После прочтения текста я предлагаю ребятам построить события в логической последовательности. Построение логической цепочки помогает учащимся при пересказе текстов.
Вот такую логическую цепочку мы с ребятами составили после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».
Проказы обезьяны на корабле мальчик в погоне за обезьяной
решение отца на перекладине прыжок.
5. Прием «Кластер».
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера довольно проста:
1.Посередине чистого листа или классной доски пишу ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии темы, идеи;
2. Вокруг мы с ребятами записываем слова или предложения, выражающие факты, образы, идеи, подходящие для данной темы;
3. По мере записи появившиеся слова мы соединяем прямыми линиями с ключевым словом. У каждого из «спутников» могут появляться свои «спутники», таким образом устанавливаются логические связи.
Данный прием я использую на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Прием «кластер» я использую на роках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Кластер, составленный нами по русскому языку.
Образует формы слова
Служит для связи слов
в предложениях и словосочетаниях
Изменяемая часть слова В нем заключено общее
лексическое значение однокоренных
слов
Окончание Корень
Состав слова
Основа Суффикс Приставка
все слово без окончания стоит после корня стоит перед корнем
служат для образования новых слов
Кластер активизирует мыслительную деятельность обучающихся: умение ставить вопросы, умение выделять главное, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.
Очень часто я использую на уроках литературного чтения прием «Чтение с остановками». Главные условия использования данного приема: текст должен быть повествовательный, размер текста не должен превышать 5-7, необходимо найти оптимальный момент в тексте для остановки. Такие остановки являются своеобразными шторами: по одну сторону находится уже известная для ребенка информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Схема реализации приема:
1) Вначале я делюсь с детьми личным опытом знакомства с данной книгой. Вступление учителя не должно быть слишком длинным – не более 3-4 минут. Здесь я стараюсь быть предельно искренней, чтобы заинтересовать детей.
2) Далее мы с ребятами обсуждаем: почему данное произведение так названо, что может произойти в произведении с таким названием?
3) Далее я или хорошо читающие дети читают текст до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок задаю вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению:
- Ребята, как вы думаете, что заставило героя поступить именно так?,
-Предположите, как дальше будут разворачиваться события?,
-Поделитесь с нами, пожалуйста, какие чувства вызвал этот отрывок
текста?
- Что же будет дальше в этом произведении и почему?
После первой или второй остановки я иногда использую прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках» (линиях соединения) дети записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения.
4) После окончания работы с текстом я предлагаю обучающимся на выбор 2-4 цитаты (это могут быть пословицы, расхожие выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Ребятам нужно выбрать одну из них – ту, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту. Также я использую такие приемы как составление кластера, синквейн, творческие задания.
Я предполагаю, что применение технологии РКМЧП позволяет продуктивно формировать у младшего школьника такие УУД как умение аргументировать свое мнение; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, способствует развитию речи учащихся.
Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, направленная на формирование полноценного восприятия текста и понимание учеником прочитанного, формирующая активную читательскую позицию. В начальных классах необходимо заложить основы грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения.
Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста)
Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).
Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)
Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.
Используя на уроках технологию продуктивного чтения, я убеждаюсь, обучающиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Применяя на уроках данную технологию, я часто использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
I этап «Работа с текстом до чтения».
Целью данного этапа является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации.
Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.
Рассмотрим пример работы на I этапе по произведению В.Астафьева
«Капалуха».
Я делю ребят на 2 группы, каждой группе даю определенное задание.
Задание 1 группе: Рассмотрите иллюстрацию. Попробуйте по иллюстрации
высказать свои предположения, что может произойти в рассказе?
Задание 2 группе: Используя ключевые слова- РЕБЯТА, ГНЕЗДО,УЧИТЕЛЬ,ПТЕНЦЫ, НЕВЫЛУПИВШИЕСЯ- предположите, какие события могут произойти в данном произведении.
А одному ученику даю персональное задание: Обрати внимание на название произведения. По названию постарайся предположить, о чем пойдет речь в произведении. Если необходимо найти значение слова «капалуха» можешь использовать интернет.
Данная работа очень увлекает детей: им хочется побыстрее проверить, прав ли я в своих предположениях. Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.
В результате такой работы формируются коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
II этапа «Работа с текстом во время чтения».
Цель данного этапа- освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.
На данном этапе я использую приемы работы с разными видами таблиц.
Приведу пример:
В первом классе дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка». Знакомство с рассказом начинается с заполнения первой части таблицы.
Я предлагаю ребятам следующие вопросы:
- В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?
- Главный герой рассказа обманул своих родителей?
- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?
Дети отвечают на данные вопросы еще до прочтения рассказа, полагаясь на собственный опыт. Вторую часть таблицы дети заполнят после первичного чтения на втором этапе.
В таблице учащиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-» - если не согласны, при этом устно обосновывают свой ответ. После первичного прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.
Вопросы | До чтения | После чтения |
В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах? | - | + |
Главный герой рассказа обманул своих родителей? | - | + |
Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы? | + | + |
Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль рассказа.
Перечитывание текста или определенного фрагмента способствует формированию навыков осмысленного и вдумчивого чтения. Детям я предлагаю заполнить другую таблицу.
Работая над произведением А.П.Чехова «Мальчики», дети после анализа произведения перечитывают рассказ, отвечают на вопросы. Ответами на вопросы служат выдержки из текста, ни одним словом не отступая от оригинала. Данные выдержки дети заносят в таблицу. Цель такой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, чтобы выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.
Вопросы | Выдержки из текста |
Какие строки в произведении помогли вам понять, что Володя очень привязан к своей семье, бесконечно любит их? | И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:-Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму! Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. -Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко. |
Какие перемены в поведении Володи заметили его сестры? | Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. |
В процессе такой работы формируются
познавательные универсальные учебные действия: умение ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы;
коммуникативные: умение выражать свои эмоции, высказывать мнение по отношению к героям и их поступкам; умение работать в паре, в группе, понимать собеседника;
регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.
Заканчивая работу над текстом на данном этапе, я провожу беседу по содержанию в целом с целью обобщить прочитанное. Я задаю ребятам вопросы, которые помогают понять характер главного героя, посочувствовать ему, погрузиться во внутренний мир человека.
III этап «Работа с текстом после чтения».
На данном этапе идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование основной идеи текста.
Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.
С целью обобщить прочитанное, я предлагаю ребятам поработать с пословицами.
Изучив сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» я предлагаю ребятам на выбор несколько пословиц, связанных с содержанием текста.
Например: «Не делай людям зла, чтобы к тебе беда не пришла»,
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»,
«За добро-добром платят»,
«Живи добрее – будешь милее».
Я предлагаю детям выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке, и обосновать свой выбор.
На этом же этапе работы я считаю, эффективно использовать прием «Творческая работа».
Письменную работу по впечатлениям можно проводить после прочтения любого произведения. Например, после прочтения и анализа рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка» я предложила ребятам побыть в роли огромного льва, сидящего в клетке и написать о нем. Как он вел себя до появления собачки в его клетке? О чем он думал, когда собачку бросили к нему в клетку? Описать чувства и переживания льва, когда собачки не стало.
Определяется осознание нравственного содержания отношений между героями, смысл собственных поступков.
Такой вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует от ребенка внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.
Данные приемы направлены на обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу, именно на этом этапе урока появляется возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.
При этом формируются предметные универсальные учебные действия: умение анализировать и сравнивать, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение свободно, бегло и выразительно читать вслух и про себя;
метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.
Я предполагаю, что технология продуктивного чтения способствует развитию читательских компетенций, помогает формировать коммуникативные УУД и активно способствует развитию устной речи.
Проектная деятельность.
Почему мой выбор пал на использование именно этой технологии?
Данная технология построена на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. У ребенка генетически предопределено желание познать этот мир. Как вы думаете, стоит ли ему мешать в этом? Конечно, нет, мы должны только направлять его поиск знания. Метод проектов комплексно реализует ряд педагогических принципов- актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, сотрудничество детей и взрослых, связь педагогического процесса с окружающей средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход.
Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает несколько этапов:
Погружение в проект.
Организация деятельности.
Осуществление деятельности.
Презентация результатов.
Именно в исследовательской деятельности ребенку приходится больше всего думать самому, искать ответы, рассуждать, доказывать, аргументировать. Ребенок совершенствует собственную речь, учится мыслить.
Я предполагаю, что использование проектной деятельности развивает связную речь младших школьников.
Из анализа литературных источников следует, что понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Я часто использую на уроках литературного чтения метод проектов. Согласно ФГОС, на уроках должны достигаться три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Урок литературного чтения не исключение.
Предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения техники чтения и понимания текста, умения ориентировки в книге, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, работы с толковым словарем, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
Личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности младшего школьника. К личностным результатам младших школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий). Применительно к организации проектной деятельности в начальной школе можем выделить следующие универсальные учебные действия (УУД), формирование которых осуществляется конкретно на уроках литературного чтения.
1. Личностные универсальные учебные действия
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
3. Познавательные универсальные учебные действия
4. Регулятивные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
· навыки монологической речи;
· умение уверенно держать себя во время презентации, защиты проекта;
· артистические умения;
· умение отвечать на незапланированные вопросы.
Коммуникативные УУД:
· умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками во время выполнения проекта — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
· умение вести дискуссию;
· умение отстаивать свою точку зрения;
· умение находить компромисс;
· умения коллективного планирования процесса выполнения проектной деятельности;
· умение взаимодействовать с любым партнером;
· умения взаимопомощи в группе в решении задач проектной деятельности;
· навыки интервьюирования, устного опроса при выполнении проектной деятельности;
· эффективное и результативное общение в совместной деятельности;
· навыки делового партнерского общения.
Познавательные УУД:
· интеллектуально-речевые умения (умения восприятия речи — гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, составление простого и сложного плана текста, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи — самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, элементы редактирования собственных текстов)
· умение самостоятельно генерировать идеи, возникающие при выполнении проектной деятельности, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки (межпредметные связи уроков чтения с другими предметами, преподаваемыми в начальной школе);
· умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле литературы;
· умение запросить недостающую информацию у помощника (консультанта, учителя, другого ученика);
· умение находить несколько вариантов решения проблемы;
· умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации в процессе чтения.
Регулятивные УУД:
· умение проектировать поэтапный процесс проектной деятельности;
· умение планировать деятельность, время, необходимые ресурсы;
· умение осмыслить задачу в процессе занятия проектной деятельности, для решения которой недостаточно знаний;
· умение отвечать на вопрос: Чему следует научиться для решения поставленной задачи?
Приведу пример проекта во 2 и 4классах «Сочиняем сказки сами».
Информация об авторе и координаторе проекта | ||
ФИО | Шумкина Наталья Александровна, учитель начальных классов. | |
Название школы | МКОУ «Остроженская СОШ» | |
Информация о проекте | ||
Название проекта | «Сочиняем сказки сами» | |
Цитата | «Быль за сказкой не угонится». | |
Краткая аннотация | Я предлагаю один из путей дифференциации – обучение учащихся созданию своих сказок. В проекте содержится методика работы по обучению учащихся сочинять сказки и сборника «Сочиняем сказки сами», созданная в программе PowerPoint или WindowsMovieMaker, авторами сказок которой являются учащиеся 2 и 4 классов. Цель проекта: Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов в области литературы. Проект предполагает: 1.Формирование представлений о литературе как искусстве слова. 4. Практическое освоение работы над иллюстрированием произведения. Опираясь на прочитанные сказки, обучающиеся выявляют структуру жанра сказки, стилистические особенности. Ребята стараются воплотить собственное творчество в виде написания авторской сказки, её иллюстрации. Подготовительный этап предполагает самостоятельное прочтение русских народных сказок. Основной этап (теоретический) предполагает коллективный диалог и групповую творческую работу. | |
Предметная область | Литературное чтение | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, информатики, кружок «Актерское мастерство». | |
Возраст участников | учащиеся 2,4 классов | |
Приблизительная продолжительность проекта | Февраль- март 2014 г. | |
Основа проекта | ||
Образовательные стандарты | Проект реализуется в рамках начального общего образования в предметной области "Литературное чтение". Работа над данным проектом предполагает формирование осознанного читателя, представлений о литературе | |
Планируемые результаты обучения | В ходе проекта у обучающихся сформируются: Личностные УУД. - иметь представления о теоретическом моменте построения произведения (сказки) | |
Проблемные вопросы учебной темы | 1. Как устроены сказки? | |
Частные вопросы учебной темы | 1. Как устроена сказка о животных, волшебная и бытовая сказка? 4. Что надо учитывать в иллюстрации авторской сказки? | |
План оценивания | ||
до проекта | - Список прочитанных сказок - Заполнение «Читательского дневника» | |
в ходе проекта |
- Заполнение «Читательского дневника» - Авторская сказка (индивидуальное творчество) - Иллюстрация к авторской сказке. | |
по окончании проекта | - Лучшая авторская сказка. | |
Описание методов оценивания |
- Список прочитанных сказок выдаю детям для знакомства со сказками во внеурочное время. Данный список выдается детым задолго до начала работы над проектом. В данном списке дети отмечают прочитанные ими сказки. - Заполнение «Читательского дневника» проводится в ходе прочтения сказок . Вместе с учителем дети выстраивают структуру сказок. - Авторская сказка (групповое творчество). Обсуждение полученного проходит в форме коллективного обсуждения - Иллюстрация к авторской сказке. Обсуждение иллюстраций сказок также проходит в форме коллективного обсуждения. - Сборник лучших авторских сказок. В него помещаются все сочиненные детьми сказки. | |
Сведения о проекте | ||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | Для участия в проекте необходимо: -иметь представление о работе с графической моделью объекта | |
Учебные мероприятия | Подготовительный этап 3.3 Инсценирование наиболее понравившейся сказки. | |
Продукты проектной деятельности детей | Сборник сказок нашего класса, инсценировка наиболее понравившейся сказки | |
Форма проведения | Уроки литературного чтения, внеурочная деятельность обучающихся. | |
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта | ||
Оборудование | Компьютер(ы) с выходом в Интернет, принтер, интерактивная доска, сканер; | |
Программное обеспечение | Веб-браузер, текстовые редакторы | |
Материалы на печатной основе | Сказки русские народные 1. Чудесные сказки.-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 2. Русские народные сказки. Летучий корабль. Минск: ООО «МЕТ». 2000. 3. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999. 4. Русские сказки. Минск: ООО «МЕТ». 1999. | |
Другие принадлежности, если необходимо | Гуашь, краски, карандаши, ластик, бумага; | |
| | |
Информационные источники в Интернете | Цифровые ресурсы. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки http://wikipendia.ru |
У нас получился замечательный сборник сказок, который мы представили не только нашим родителям на родительском собрании. Работая над этим проектом, ученик 4 класса Губанов Илья сочинил сказку «Большое путешествие» (см. Приложение 2). С этой сказкой он участвовал в конкурсе литературно- творческих работ в рамках районного фестиваля «В дружбе с книгой» и был награжден дипломом.
Развитие речи обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
При работе с детьми во внеурочной деятельности одной из важных целей, которые я ставлю перед собой, является создание педагогических и психологических условий, позволяющим обучающимся начальных классов овладеть навыками монологической и диалогической речи. Активные, волевые личности, умещие точно и правильно излагать собственные мысли, быть коммуникабельными все больше востребованы в современном мире. Школа должна создавать условия, в которых раскроются способности каждого ученика, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Во внеурочной деятельности у ребенка появляется возможность проявить свои нераскрытые таланты.
В настоящее время внеурочная деятельность в начальной школе выделяется как одно из приоритетных направлений и видов деятельности учебного заведения. Основной организационной формой внеурочной деятельности в начальной школе является кружковая. Кружковая работа имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционных и инновационных форм и методов.
Развитие речи учащихся с помощью литературно-драматического кружка «Актерское мастерство».
Я являюсь руководителем кружка «Актерское мастерство».
В основе концепции литературно - драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – театральной деятельности и литературы.
Постановка сценок к школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это приобщает детей к театральному искусству и литературе и, конечно, способствует развитию речи.
В рамках кружка были предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Участники кружка принимали самое активное участие в организации общешкольных мероприятий.
Планируемые результаты освоения программы кружка:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть читать стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· различать произведения по жанру;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
Проведение внеклассных мероприятий, способствующих развитию речи.
За время работы в школе мною были разработаны сценарии и проведены внеклассные мероприятия, способствующие развитию речи младших школьников.
Приведу примеры некоторых мероприятий.
Литературная гостиная «С любовью в сердце. С.Есенин».
Цель:
показать учащимся индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций
раскрыть тему Родины, красоты природы, любви к матери в поэзии С. Есенина
увлечь песенно-поэтическим творчеством
развивать у учащихся внимательное отношение к литературному слову, воображение, мышление, память,
формировать эстетическое восприятие, чувство вкуса, посредством литературы, музыки, живописи
Ход мероприятия:
Звучит романс «Отговорила роща золотая».
Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин !-это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин!
Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь.
Звучит музыка. Песня «Сергею Есенину» в исполнении Рязанского хора.
Выступление учащихся класса.
Даша Т.: В октябре 1925 года поэт писал о себе : « Родился в 1895 году, 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново».
В 100 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля- «страна березового ситца».
Варя А.: В самом центре села Константиново, перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:
Здесь родился и жил
Известный русский поэт
Сергей Есенин.
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Фильм «Константиново».
3 Абросимова Варвара читает стихотворение « Низкий дом с голубыми ставнями…»с музыкальным сопровождением.
4 Синьковская Елизавета читает стихотворение «Белая береза».
Слово учителя:
Уютная бревенчатая изба, где родился, куда приезжал С.Есенин и где вдохновленный писал лиричные и нежные стихи. Дубовый стол с настольной лампой, на стене семейные фотографии, Похвальный лист за учебу С.Есенина. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый «ветхий шушун» его матери. Рядом с кроватью небольшой потертый сундучок, в котором юный Есенин хранил личные вещи, любимые книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Где только не побывал этот сундучок со своим хозяином!
Единственной дорогой вещью в доме Есениных были часы, которые подарили отцу поэта за долгую и безупречную службу в Москве. Поэт о них писал: «Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час…»
Фильм «Дом- музей Сергея Есенина».
Родители С.Есенина-простые крестьяне Александр Никитич и Татьяна Федоровна.
5 Слушание аудиозаписи стихотворения С.Есенина «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении С.Безрукова.
6 Сценка «Воспоминания поэта» (2 участника)
Андрей Х.:С двух лет я был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало мое детство.
Выходец И.:Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. С 3-х с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Андрей Х.:Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.
Выходец И.:После 8 лет, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстрелянными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму все пройдет.
Слово учителя.
У Сергея Есенина были младшие сестры Екатерина(1905-1977) и Александра(1911-1981). Когда Есенину было 8 лет он пошел в школу в своем селе. Среди учеников он всегда отличался способностями к учению и был передовым учеником, чему может служить такой пример. Когда какой-либо ученик не выучил урока, учитель оставляет его без обеда для заучивания. Проверку этого ученика доверяли Есенину. Закончил школу через 4 года с похвальным листом «За весьма хорошие успехи и отличное поведение».Осенью начал учиться в церковно-учительской школе в городке Спас-Клепики.
В мемориальном есенинском классе можно увидеть грифельную дощечку для письма, которой пользовался Сергей во время учебы в 1 классе, фотографии его учителей, литературу для чтения.
7.Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов и Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. «Я много учился, но ничего не закончил»- говорил поэт.
8 Слушание романса «Не жалею, не зову, не плачу».
Слово учителя:
Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время работал в мясной лавке, затем в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.2 года занимался на историко-философском отделении университета.
Есенин много путешествовал.
9Уже став известным, Есенин никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, спешил, как только позволяло время посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.
10 «Я покинул родимый дом…»
11 Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо.
Слово учителя:
Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом, засияла радугой.
12 Тихонкова Дарья читает стихотворение «Спит ковыль…».
13 Губанов Илья читает стихотворение «Загорелась зорька красная…»
14 Логвинова Ангелина читает стихотворение «Пороша».
15 Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что С.Есенин очень любил цветы: «Для него цветы -что живые были».
16 Харитонов Андрей читает стихотворение «Черемуха».
17 Есенин-человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.
Как вы думаете, что купил Есенин?
В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже не знал, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им также были куплены керосиновые лампы и керосин.
18 Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм.
Юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей недолгой жизни.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
19 Шумкин Алексей читает стихотворение «Гой ты , Русь, моя родная..»
20 Больше всего любил Есенин русские песни. Он заставлял петь всех приходивших к нему. Поэт понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Федоровну, на песни. Споет она, а он говорит: «Вот это песня!»
21 Многие композиторы создавали песни, навеянные стихотворными образами родной природы поэзии С.Есенина.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Береза для поэта-это и она сама, и олицетворившаяся в ней вся русская природа, и женщина, и сама Родина.
Песня «Березка».
Заключительное слово учителя.
Во всем мире знают и любят Есенина, любят его стихи за теплоту, лиричность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине. В последние годы жизни поэт писал:
Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о вечном- Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется.
Колышет березоньки ветер осенний.
Весенней капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи
И ливни косые,
Про желтые нивы
И взлет журавлей.
Любите, Россию!
Любите, Россию!
Для русского сердца
Страны нет милей.
Звучит песня «Сергей Есенин»
Сценарий внеклассного мероприятия «Широкая масленица».
Данное мероприятие я показывала на семинаре заместителей директоров Дзержинского района.
Цель: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника Масленицы.
Задачи:
1. Рассказать о праздновании Масленицы на Руси, особенностях праздника.
2. Развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности; формировать у учащихся интерес к истории своей Родины, желание изучать её традиции, развивать умение устанавливать связи между прошлым и настоящим в истории Отечества.
3. Воспитывать у обучающихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.
|
Ведущий. Февраль да март в России – месяцы переломные. Вроде бы и зима ещё – да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошёл. А главное отличие зимы от весны – звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком. А пригреет солнце – потекут капели, зазвенят ручьи. А ещё чьи голоса возвещают о приходе весны? Как вы думаете, ребята? Правильно, об этом нам рассказывает птичье пение. Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее – тепло чуют. А ещё в конце зимы люди праздновали весёлый праздник масленицы. Кот. Надеюсь, и нам угощение достанется? Звучит песня «Ой, блины» и гостям раздаются блины. |
Проведение итоговой диагностики уровня развития речи младших школьников.
Данное исследование я проводила в конце третьего класса. В тестировании принимали участие 5 человек.
Цель диагностики: выявить уровень речевого развития у обучающихся 3 класса.
После внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий развития речи младших школьников, мною было проведено исследование уровня сформированности развития связной речи.
Приведу пример задания предложенного детям.
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами)
Суворов.
Наступает весна. Вскрываются реки. Суворов бросается в воду. Мальчик много ходил, хорошо ездил верхом. Суворов окреп. В шестнадцать лет он поступил на военную службу.
С раннего детства Суворов мечтал быть военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. Это огорчало Суворова, и он решил закаляться.
Пятьдесят четыре года он провел в армии. Начал службу простым солдатом, кончил фельдмаршалом.
Вот наступают холода. Все одеваются в шубы. Суворов накинет легкую курточку и целый день проводит на улице.
Обобщив полученные результаты, обучающиеся распределяются на следующие уровни:
Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникабельная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность. В своей речи ребенок употребляет простые, часто нераспространенные предложения.
Средний уровень- в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
Высокий уровень- в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи обучающийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в речи выразительные слова, словосочетания, отвечает на вопросы точно и ясно.
Результаты диагностики уровня речевого развития детей.
Класс | Количество человек в классе | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
3 | 5 | 1 ученик (20%) | 4 ученика (80%) | ___ |
Исходя из полученных данных можно сказать о том, что ни один ученик в классе не имеет низкий уровень речевого развития. В основном все обучающиеся имеют средний уровень речевого развития, а, значит, есть к чему стремиться и над чем работать в 4 классе.
Результаты диагностики позволяют мне предположить, что благодаря внедрению в образовательный процесс выбранных мною современных педагогических технологий, обучающиеся имеют весьма достойный уровень развития речи.
В следующем году я продолжу работать над развитием речи обучающихся, буду активно использовать приемы и методы уже изученных мною современных педагогических технологий, а также изучу другие педагогические технологии и проверю их эффективность в развитии речи детей.
Заключение
Использование данных современных образовательных технологий развития речи обучающихся на уроках и во внеурочное время позволяет добиться следующих результатов:
- повысить уровень интеллектуальных способностей учащихся и речевого развития;
- повысить уровень сформированности знаний, умений и навыков, успеваемости;
- сформировать умение работать с информацией (систематизировать материал, проводить сравнение, сопоставление, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи);
- сформировать отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- повысить познавательное отношение к прочитанному;
- сформировать положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- сформировать развитие умения высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Используемая литература:
Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе//Начальная школа, 2000, №4
Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников//начальная школа, 2003, №4
Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» //№ 2, 2009.
Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. - Педагогика, 2011. - 255 с.
Официальный сайт ОС «Школа 2100»
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М., 2000.
Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
Тимофеева Ю. А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тимофеева Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2007. - 187 с. – С. 5
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/580663/
Приложение №1
Диагностика речевого развития детей.
Цель диагностики: исследование лексики и грамматического строя речи.
Диагностика состояла из семи заданий.
Задание №1.Составление и название целого предмета из его частей.
Цель: развитие высших психических функций мышления- внимание, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки.
Назови по картинкам части тела: локоть, плечо, кисть, ноготь.
Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.
Назови по картинкам части предметов окна: подоконник, стекло, рама.
Назови по картинкам части автомобиля: кабина, кузов, фары, мотор.
Критерии оценивания: ребенок правильно называет и показывает части целого- 3 балла, допускает 1-2 ошибки- 2 балла, допускает более 3 ошибок- 1 балл
Задание № 2. Кто что делает? (с использованием профессий)
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности.
Критерии оценивания: ребенок правильно называет профессии взрослых- 3 балла, допускает 1 ошибку- 2 балла, допускает 2 ошибки- 1 балл.
Задание № 3. Закончи предложение:
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Карандаш- два карандаша, пять карандашей,
ключ - два….…, пять…….,
лев - два…., пять………,
озеро - два…..., пять……..,
дверь - две.….., пять…………
.
Критерии оценивания: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла, допускает небольшое количество ошибок- 2 балла, допускает множество ошибок- 1 балл.
Задание № 4. Помоги животным найти своих детенышей
Цель: умение образовывать названия детенышей животных.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
У коровы-…, у овцы-….., у лошади-…., у кошки-……, у собаки-……,у свиньи-……
Критерии оценивания: ребенок правильно называет и показывает детенышей животных- 3 балла, допускает 1 ошибку- 2 балла, допускает 2 ошибки- 1 балл.
Задание №5. Назови из чего сделано.
Цель: умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Материал: предметные картинки.
Карандаш из дерева- деревянный,
самолетик из бумаги- …,
одеяло из пуха-…,
рама из пластика-….,
баба из снега-…,
игрушка из резины-…..
Критерии оценивания: ребенок правильно называет- 3 балла, допускает 1 ошибку- 2 балла, допускает 2 ошибки- 1 балл
Задание № 6 Назови действия.
Цель: умения образовывать приставочные глаголы.
Материал: сюжетные картинки.
Что делают дети? (ходят, уходят, входят, переходят)
Критерии оценивания: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы- 3 балла, допускает 1 ошибку- 2 балла, допускает 2 ошибки- 1 балл.
Задание № 7. Что делает мальчик?
Цель: понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: под, в, за, на.
.
Материал: сюжетные картинки.
Критерии оценивания: ребенок правильно понимает значение предлогов в, за,
на, под- 3 балла, допускает 1 ошибку- 2 балла, допускает 2 ошибки- 1 балл.
Инструкции к проведению:
1.Перед ребенком на стол выкладываются картинки с изображением целого предмета и отдельных частей. Ученику необходимо соотнести целое с его частью и назвать их.
2.Ребенку предлагается перечислить все профессии, изображенные на картинках, и ответить на вопрос «Кто чем занимается?»
3. Ребенку предлагается закончить предложение по картинке.
4. На стол перед ребенком выкладываются картинки с изображением животных и их детенышей. Задание для ребенка: «Найди каждому животному его детеныша и назови их».
5. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается найти и назвать предметы, из которых они изготавливаются.
6. Ребенку по картинке предлагают определить, что делают дети.
7. Ребенка просят рассказать по картинке, что делает мальчик.
Итоговая оценка:
17-21 баллов- высокий уровень
12-16 баллов- средний уровень
11 и менее баллов- низкий уровень.
Приложение№ 2
66