Выступление «Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 71» города Кирова
Подготовила: Понина Светлана Александровна, учитель начальных классов |
Киров-2015 г.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.
На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:
Логические разминки (решение задач)
На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)
Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
Игра «Да-нет» (Учащиеся говрят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)
40 + 50 = 90 (Да)
40 – 20 = 2 (Нет)
Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
«Магические квадраты»
11 |
||
8 |
||
5 |
9 |
«Веселый счет»
1 |
3 |
5 |
4 |
6 |
2 |
7 |
9 |
8 |
- Покажи все числа по порядку.
-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.
«Домики» (отработка состава числа)
9
8 |
|
7 |
|
6 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
Веселые задачи в стихах
Белка, Ежик и Енот,
Волк, Лиса, Малышка Крот
На пирог пришли к Медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте!
Белочка грибы сушила.
Только посчитать забыла.
Белых было 25,Да еще масляток 5.
7 груздей и 2 лисички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибков?
На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:
«Придумай слово» (по изучаемой теме)
Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
«Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).
«Алфавит» (заучивание песенки) На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:
Тридцать три родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е. Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(Б. Заходер)
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Картинный диктант (при изучении словарных слов)
На уроках литературного чтения детям очень нравятся:
Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.
«Путешествие по станциям»
Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:
«Кто быстрее назовет ответ?»
Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (Женьшень)
Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)
Загадки
Викторины «Знаешь ли ты?»
Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)
Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
Кроссворды
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:
«Постоянный вопрос» (вопрос звучит на уроке столько раз, сколько видов работы дети выполняют)
Так, урок русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», начинаю с орфографической минутки, на которой предлагаю детям списать предложение, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.
Летом в лесу много цветов.
- Какие звуки вы слышите на месте пропущенных гласных букв?
-Всегда ли безударные гласные пишутся и слышатся одинаково?
На доске пишу проблемный вопрос:
«Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?», который использую на различных этапах урока в следующих видах деятельности:
Наблюдение в учебнике
Выполнение упражнений
(дождь – д..жди, глаз – гл..за, грач – гр..чи, снег – сн..га)
Работа с правилом- через прием «Заполнение пустот»
Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне, нужно _____________________________: изменить ________________ или подобрать _________________________ так, чтобы безударный гласный стал ударным.
(Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуков в корне, нужно подобрать проверочное слово: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
Работа по карточкам (заполнение пустот) с дальнейшим выводом
Какая гласная пропущена: А? О?
М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, ш..гать, б..льшой, к..рмить, к..ра, кр..снеть, м..рской, тр..винка.
Выборочный диктант
(В ходе такой работы дети учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными,учатся подбирать проверочное слово)
- Запишите только те слова, в которых безударную гласную можно проверить.
Сорока, лепить, слеза, яблоко, врачи, огурец, кора, грибок, помидор, снежок.
Итог урока
- Какие задания выполняли?
- Каким правилом пользовались, выполняя задания?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
«Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:
Работа по карточкам
Работа с правилом
Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»
На уроках русского языка использую прием «Орфографическое проговаривание» (ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно)
Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»
Так, на уроке математики, изучив прием сложения по частям вида 26 + 7, предлагаю ребятам найти способ решения примера вида 35 – 7 путем догадки.
- Как вычесть 7 из числа 35?
При изучении порядка действия в примерах со скобками на доске пишу:
2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.
- Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
При актуализации знаний использую следующие приемы:
«Репортаж» (устное сообщение)
«Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:
«Рабочий гул» (обсуждение вопроса)
«Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.
Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.
Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.
Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности.
Первым проектом, над которым работали ребята, был проект «Моя малая родина». В ходе работы была проведена работа над понятием «малая родина». Из рассказов учителя и родителей дети узнали о достопримечательностях города Кирова. Результатом проекта стал фоторассказ о своей малой родине
Вторым проектом стал проект «Моя семья». Создание данного проекта стало поводом для содержательного общения с членами семьи, в ходе которого ребенок учился задавать целенаправленные вопросы.
Проекты получились очень разнообразные: кто-то представили свою родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
«Магический квадрат»
11 |
||
8 |
||
5 |
9 |
«Веселый счет»
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
2 |
7 |
9 |
8 |
«Домики»
9
8 |
|
7 |
|
6 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
прием
«Постоянный вопрос»
Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
Виды работ:
Орфографическая минутка
Летом в лесу много цветов.
Наблюдение в учебнике
Дождь – д…жди, глаз – гл…за
3.Работа с правилом
Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне, нужно _______________ : изменить _______________ или подобрать _______________ так, чтобы безударный гласный стал ударным.
4.Работа по карточкам
А? или О?
М…лыш, к…льцо, ст…ловая, гл…зок
5. Выборочный диктант
Сорока, лепить, слеза, яблоко, врачи, огурец, кора, грибок, помидор, снежок.
прием
«Проблемный вопрос»
(удивление)
2 + 5 х 3 = 17
2 + 5 х 3 = 21
«Проблемный вопрос»
26 + 7 = (26 + 4) + 3
4 3
35 - 7 = ?
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1455389952.ppt (Презентация к работе)