12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Быкова Ольга Викторовна152
Учитель технологии.Педагог дополнительного образования.Руководитель театра моды" Жар- птица".
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
2

Статья «Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»

Статья. Организация проектной деятельности школьников

на уроках технологии в условиях реализации ФГОС.

Наиболее значимой новацией современного образования является метода учебных проектов, которые широко применяется в условиях модернизации образования. [1] В условиях быстро меняющейся модели образования возникает потребность формирования у человека понимания необходимости учиться в течение всей сознательной жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности. Таким образом, актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.В процессе проектно - технологического образования происходит постоян­ное взаимодействие лично­стей учителя и учеников. Главной целью педагога в процессе обучения проектированию « не столько учить ученика , сколько помогать ученику учиться». Учение, имеющее ярко выражен­ную личностную окраску, оказы­вает влияние на про­гресс в учении. Передавая учебную информа­цию, учитель вносит в содержание пред­мета и свою эмоцио­нальную и ценност­ную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, при­оритеты, мотивации, жизненные концеп­ции. Учитель предстает всезнающим ораку­лом, излагающим ис­тины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рам­ками учения. Вот тут-то и возни­кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное ус­ловие реализации этого на прак­тике — устранение доминирую­щей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические тех­нологии элементов исследова­тельской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятель­ность. Одним из наиболее рас­пространенных видов исследова­тельского труда школьников в процессе учения сегодня являет­ся метод учебных проектов. [2]

Проект в переводе с английского означает “бро­шенный вперед”, то есть прото­тип, модель, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта, где учитель выступает в роли независимого консультанта. Совре­менный проект учащегося — это дидактическое средство активи­зации познавательной деятель­ности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных ка­честв.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентирован­ная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Актив­ное включение школьника в со­здание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой де­ятельности в социокультурной среде.

Исследовательский проект мо­жет быть по содержанию моно­предметным, итоговым и теку­щим. Самый сложный момент при вве­дении в учебный процесс иссле­довательских проектов — орга­низация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, кото­рые будут “вынесены на проекти­рование”. Далее нужно сформу­лировать 15—20 как индивидуаль­ных, так и групповых тем на класс, работа по которым потре­бует присвоения учащимися не­обходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Учащийся должен иметь возможность выб­рать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуаль­ная и групповая), степень сложности проектировоч­ной деятельно­сти. Четкость орга­низации про­ектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых ре­зультатов, констатацией исход­ных данных. Весьма эффективно применение небольших методи­ческих рекомендаций или инст­рукций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количествен­ной и качественной оценки ре­зультатов. Иногда возможно вы­делить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ­фические сложности, но они но­сят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проек­тирования лежит присвоение но­вой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопре­деленности, и его нужно органи­зовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выби­рая оптимальный путь при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументиро­вать выбор;

предусмотреть последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с тре­буемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результа­тов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования (модель или само изделие и проектную папку).

Метод про­ектов позволяет формировать не­которые личностные качества, которые развиваются лишь в де­ятельности и не могут быть усво­ены вербально. В первую очередь это относится к групповым про­ектам, когда “работает” неболь­шой коллектив и в процессе его совместной деятельности появля­ется совместный продукт. К та­ким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответствен­ность за выбор, решение, разде­лять ответственность, анализи­ровать результаты деятельности. И еще очень важна способность чуствовать себя членом коман­ды – это способность подчинять свой темпера­мент, характер, время интересам общего дела. Меняется роль учащихся в уче­нии: они выступают активными участниками процесса, а не пас­сивными наблюдателем. Деятель­ность в рабочих группах помога­ет им научиться работать в “ко­манде”. При этом неизбежно происходит формирование тако­го конструктивного критическо­го мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вы­рабатывается свой собственный аналитический взгляд на инфор­мацию, и уже не действует задан­ная сверху оценочная схема: “Это — верно, а это — неверно”. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Самое интересное, что даже не­удачно выполненный проект так­же имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок со­здает мотивацию к повторной де­ятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекват­ную оценку и самооценку окружа­ющего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.

При выполнении проекта школь­ники попадают в среду неопреде­ленности, но именно это и акти­визирует их познавательную де­ятельность.

Метод проектов предоставляет возможность ученику оценить свою деятельность субъективно, сравнить результаты своего труда с результатами друзей - проектировщиков, выслушать объективную оценку коллектива единомышленников и учителя.

Этот метод, как мы уже говорили, освобождает учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта школьников, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса проектирования. Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Оказавшись в ситуации нео­пределенности, погрузив­шись в среду различных моделей, школьник в ка­кой-то момент непременно воскликнет: “Эврика!”. И пусть не смущает вас, если это “открытие” будет носить явно субъективный харак­тер. Важно, что оно сделано. [2]

Давая ученикам воз­можность самим выби­рать тему проекта и вид деятельности (ин­дивидуально или в группе), мы сразу ста­вим их в сложное поло­жение. Остается лишь самому думать, какой результат пред­почтительнее, а выби­рая ту или иную темати­ку (проекта, само­стоятельно предвидеть, что будет потом).

Как видим, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оцени­вают результаты деятельности, которые часто отождествляют­ся лишь с выполненным проек­том. На самом деле при исполь­зовании “метода проектов” появляются , по крайней мере ,два результата. Первый (скры­тый) — это педагогический эф­фект от включения школьников в “добывание знаний” и их ло­гическое применение: форми­рование личностных качеств, мотивация, рефлексия и само­оценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия дан­ного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная со­ставляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект и изделие. Если же он к тому же проект красочно оформлен или сопро­вождается макетом, видеороли­ком, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспомина­ют. Вторая составляющая оценки ре­зультата проектирования — это собственно та ви­димая часть “айсберга”, которая и является выполненным проек­том и моделью , либо макетом изделия. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит. Иногда от­дельно оцениваются полученный результат, защита проекта и его оформление. Три эксперта (уча­щийся или “команда”, педагог, одноклассники) выставляют три оценки, а результатом является среднеарифметическая величи­на. Даже коллективные проекты на защите могут быть оценены индивидуально.

Не­возможно говорить об абсолют­но верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эта­лоном, но именно эталона у нас и не существует. Опыт показывает, что ведущую составляющую успеш­ности выполнения проектов все-таки представляет не когнитив­ная, а воспитательная функция, хотя, естественно, огромную роль играет и функция развива­ющая.

Список использованных источников:

1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании»

// Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Методическая . библиотека)

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.