Статья «Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»
Статья. Организация проектной деятельности школьников
на уроках технологии в условиях реализации ФГОС.
Наиболее значимой новацией современного образования является метода учебных проектов, которые широко применяется в условиях модернизации образования. [1] В условиях быстро меняющейся модели образования возникает потребность формирования у человека понимания необходимости учиться в течение всей сознательной жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности. Таким образом, актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.В процессе проектно - технологического образования происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Главной целью педагога в процессе обучения проектированию « не столько учить ученика , сколько помогать ученику учиться». Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, оказывает влияние на прогресс в учении. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике — устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод учебных проектов. [2]
Проект в переводе с английского означает “брошенный вперед”, то есть прототип, модель, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта, где учитель выступает в роли независимого консультанта. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным, итоговым и текущим. Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее нужно сформулировать 15—20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
— искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
— осуществлять и аргументировать выбор;
— предусмотреть последствия выбора;
— действовать самостоятельно (без подсказки);
— сравнивать полученное с требуемым;
— корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования (модель или само изделие и проектную папку).
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда “работает” небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чуствовать себя членом команды – это способность подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными наблюдателем. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в “команде”. При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: “Это — верно, а это — неверно”. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.
При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.
Метод проектов предоставляет возможность ученику оценить свою деятельность субъективно, сравнить результаты своего труда с результатами друзей - проектировщиков, выслушать объективную оценку коллектива единомышленников и учителя.
Этот метод, как мы уже говорили, освобождает учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта школьников, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса проектирования. Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Оказавшись в ситуации неопределенности, погрузившись в среду различных моделей, школьник в какой-то момент непременно воскликнет: “Эврика!”. И пусть не смущает вас, если это “открытие” будет носить явно субъективный характер. Важно, что оно сделано. [2]
Давая ученикам возможность самим выбирать тему проекта и вид деятельности (индивидуально или в группе), мы сразу ставим их в сложное положение. Остается лишь самому думать, какой результат предпочтительнее, а выбирая ту или иную тематику (проекта, самостоятельно предвидеть, что будет потом).
Как видим, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании “метода проектов” появляются , по крайней мере ,два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект и изделие. Если же он к тому же проект красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают. Вторая составляющая оценки результата проектирования — это собственно та видимая часть “айсберга”, которая и является выполненным проектом и моделью , либо макетом изделия. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, защита проекта и его оформление. Три эксперта (учащийся или “команда”, педагог, одноклассники) выставляют три оценки, а результатом является среднеарифметическая величина. Даже коллективные проекты на защите могут быть оценены индивидуально.
Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Опыт показывает, что ведущую составляющую успешности выполнения проектов все-таки представляет не когнитивная, а воспитательная функция, хотя, естественно, огромную роль играет и функция развивающая.
Список использованных источников:
1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании»
// Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Методическая . библиотека)
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.