Доклад «Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 30 March 2019 в группе

Подготовила и провела учитель начальных классов:

Жеглова Вера Дмитриевна

Тема:«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель нового образования: Формировать не только знания, но и РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ:

ставить цель и добиваться ее;

самостоятельно добывать и применять знания;

составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;

задавать вопросы;

ясно выражать свои мысли;

заботиться о других, быть нравственным человеком;

сохранять и укреплять своё здоровье.

Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода.

Какие же технологии системно-деятельностного подхода использую я на своих уроках?

1. Технологии проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему.

2. Игровые технологии применяю в различных формах: урок-игра, урок-путешествие, викторины.

Так, например для игр мы часто используем набор букв, который есть у каждого ученика, набор цифр, в основном они используются на этапе закрепления изученного материала или актуализация знаний.

Уроки – путешествия: в «Математическую сказку» в «Страну правописания» и т.д.

 На разных этапах урока применяются разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы сложения или умножения.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме.

3.Технология дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.

Таким образом, возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

4.Технология  коллективного взаимодействия.

Формы организации: индивидуальные и групповые.

Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

5. Проектно – исследовательская работа,

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ими объект наблюдения (изучения), Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого?

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников.

В 1 классе ученики готовят свои проект совместно с родителями дома:«Мое любимое число», «Моя любимая буква». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:• Сделай буквы из различных материалов. Живая азбука и т.д.

По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций. Особенно запомнилась презентация проекта «Моя семья», где с гордостью демонстрировали фотографии из семейных альбомов. Интересные рассказы мы слушали о профессиях родителей.

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно второклассники начинают осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Моя родословная», «Моя школа». От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными,

Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для ученика 8-9 лет это будет его проект.


 


 

6.Использование информационно-компьютерной технологии.


 

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;

дистанционные олимпиады и конкурсы;

телекоммуникационные проекты;

уроки на основе авторских компьютерных презентаций;

виртуальные путешествия на уроках окружающего мира

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Участие учеников в онлайн олимпиадах.

7. Применение различных технологий сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, оздоровительные игры на переменах, физкультуры).

Добавлю, что большое внимание стараюсь уделять воспитательной работе.

На классных часах я отвожу много внимания «Здоровому питанию, воспитательные беседы «Спорт – залог здоровья».После дискуссии проводим викторины, выставки рисунков.

8. Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.

Создание «Портфолио» -  долгосрочная программа.   Под моим руководством она проходит 4 года.

В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».

Таким образом, применение данных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.Думаю, что использование данных технологий поможет успешно реализовывать задачи ФГОС.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации