Статья «Cовременные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса»
интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
мобильный планетарий - прибор, проекционный аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также моделировать их движение;
компьютеры и оргтехнику.
Формы обучения – это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
Мастер-класс (от англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) – занятие в форме семинара или в форме тренинга, которое проводит эксперт (мастер) в определённой дисциплине, в определённом виде практической деятельности для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете;
Интерактивный вебинар – традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов;
Метод-кейса – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)
Голосование, опрос – обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения;
Мозговой штурм или брейнсторминг – это формат обсуждения, который помогает придумывать креативные идеи и искать решения для сложных задач. Суть проста: команда накидывает идеи по поставленному вопросу;
Метод проектов – интерактивная образовательная технология самостоятельного решения обучающимися практически или теоретически значимой проблемы посредством реализации системно организованной последовательности действий, направленной на достижение заранее планируемого результата, который состоит в преобразовании имеющегося практического или теоретического продукта (проекта) или создании нового;
Тренинги – совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
«Микрофон» – высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
«Броуновское движение» предполагает свободное передвижение обучающихся по классу с целью поиска отсутствующих данных, ответов на поставленные вопросы, идей и способов решения определенной задачи и т.д
Дебаты – обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
Деловые игры – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам
«Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей.
Ротационные тройки – работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
Пары и малые группы – работа вдвоём и более.
«Дерево решений» – графический метод, позволяющий увязать точки принятия решения, возможные стратегии, их последствия, с возможными факторами, условиями внешней среды. Его применяют тогда, когда необходимо принимать последовательный ряд решений.
Школьный предмет «Информатика» занимает одно из важных мест, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет считается относительно новым, но он имеет значительные отличия от других школьных дисциплин, именно поэтому для деятельности учителей представляется много возможностей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии и формы обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.
Сам по себе предмет «информатика» является достаточно универсальным. Я считаю, что именно при изучении этого предмета нужно использовать интерактивные методы, потому что информатика каждый день совершенствуется и развивается нога в ногу с научно-техническим прогрессом и тут останавливаться и пользоваться традиционными методами не целесообразно.
В проведении уроков информатики я учитываю выбор метода в зависимости от дидактической задачи. Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую метод «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Разбор ситуации», «Работа в малих группах», «Работа в парах», «Микрофон».
Метод «Разбор ситуации»:
Данный метод можно применять при изучении тем «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», «Компьютерные вирусы», «Глобальная сеть Интернет». На таких уроках можно обсудить проблемы, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все учащиеся. Например, ситуации при работе на компьютере – зависание компьютера, внезапное отключение питания, компьютерные вирусы, подключение дополнительных устройств, поиск информации в Интернет и др.
Метод «Деловая игра».
Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем, таких как «Электронные таблицы», «Системы управления базами данных», «Алгоритмизация и программирование». Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания. Например, одна группа – это компьютерная фирма, занимающаяся разработкой программного обеспечения, другая группа – это компания – заказчик.
Метод «Мозговой штурм».
Во время проведения мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями решения проблем, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
Можно предложить следующие проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики: Компьютер – вред или польза? Внешние носители информации – недостатки и достоинства. Интернет в решении профессиональных задач. Компьютерные вирусы – как защитить свой компьютер. Информационные технологии в профессиях и другие.
Метод проектов.
Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Её можно активизировать с помощью проектного метода обучения. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться именно этот метод. Именно поэтому, я очень часто применяю этот метод обучения: учащиеся разрабатывают проекты в рамках урока и вне урока. Особенно учащиеся с энтузиазмом разрабатывают проекты на итоговых уроках по темам: «Создание Web – сайтов на языке разметки гипертекста HTML», «Программирование на языке Pascal» и другие. Выполнение каждого проектного продукта включает работу в программе для создания презентаций.
Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Литература:
Аствацатуров Г. О. «Технология современного урока и творчества учителя школы», Волгоград, 2002 г.
Кулишов В.В., Мироненко Е.В., Шабанова Е.В. «Индивидуальный образовательный проект (учебно - методическое пособие)», Краснодар,2017 г.
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей», Москва, 2004 г.
Никишина И. В. «Интерактивные формы методического обучения», Москва, 2007 г.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии», Москва, 1996 г.
Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, Москва, 1997 г.
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.Шпика И. В. «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников», Начальная школа, 2007 г., №2.
Шликене Т. Н. «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся», Москва, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
http://sch226.ucoz.ru/index/0-54
https://urok.1sept.ru/articles/517894
Потамошнева Наталья Алексеевна
Родюкова Татьяна Геннадиевна
Потамошнева Наталья Алексеевна